Неграмотность — почему?

Кандидат психологических наук Людмила Ясюкова

Школьники 50—60-х годов прошлого века читали больше и писали много грамотнее, хотя родители практически не помогали им в учёбе.

Что же происходит?

Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и упор делается на скорость, тренируется только операция озвучивания текста, но не его понимания. Происходит расщепление навыков: дети учатся бегло озвучивать тексты, не понимая того, что читают. При этом педагогическую проверку техники чтения они проходят без труда. Считается, что читать они умеют.

В той же лаборатории социальной психологии Санкт-Петербурга проводили и такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а затем их просили изложить суть прочитанного. Все испытывали затруднения с воспроизведением смысла. Когда те же люди читали аналогичные тексты молча, затруднений в выделении основных смысловых моментов или в пересказе не возникало.

Какие варианты освоения способности читать наблюдаются у школьников? О полноценном беглом чтении можно говорить, если смысловой единицей восприятия становится целое предложение. Тогда ребёнок схватывает его смысл, легко понимает любые тексты и умеет грамотно писать. Но в начальной школе таких набирается не более двух-трёх на класс.

Значительно чаще в качестве смысловой единицы восприятия текста у школьников выступает отдельное слово или словосочетание. Но в этом случае смысл предложения доходит не сразу, а как бы складывается из двух-трёх кусков. Подобный навык чтения — неполноценен. Дойдя до конца предложения, школьники не помнят, с чего всё начиналось.

Простые тексты на знакомые темы дети ещё понимают, но стилистически сложные предложения, характерные для литературных произведений, — с трудом, частично или искажённо. Описания природы или душевного состояния героев тоже оказываются за рамками понимания.

С диктантами школьники справляются успешнее, чем с сочинениями. Ведь в диктанте не требуется самому выстраивать фразы. А в сочинениях неверные навыки сразу проявляются: отсюда масса ошибок по согласованию и столько же стандартных орфографических ошибок.

Получается, что те школьники, кто успешно прошёл педагогическую проверку техники чтения, в действительности текст не воспринимают. А если так, то, естественно, ухудшается усвоение материала всех предметов.

В том, что современная молодёжь не читает, виноваты в основном не компьютеры и телевизор, а программы начальной школы. Если в школу приходит ребёнок, не умеющий читать, таким он школу и покинет.

Наши исследования показали: идёт постоянное падение грамотности. Сегодня лишь треть выпускников 11-х классов может понимать содержание научных и литературных текстов. Остальные не только не в состоянии учиться дальше, но у них возникают серьёзные проблемы в выборе работы: некоторые профессии, даже не требующие высшего образования, предполагают понимание написанного. Кстати, и литература, в том числе и художественная, доступна им уже не вся.

Какой же вывод можно сделать? Самый простой: вернуться к той методике преподавания, которая обеспечивала правильное восприятие текста и при которой школьники писали много грамотнее нынешних.

Хотелось бы услышать мнение преподавателей на эту тему.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки