Знания + технологии = возможности

Роман Ершов. Записал Дмитрий Зыков. Фото Дмитрия Ушакова (ТемоЦентр)

От качества образования, полученного современными школьниками, зависит наше общее будущее, и, следовательно, отношение к нему должно быть наиболее взвешенным и аккуратным.

Благодаря работе системы у нас есть данные о затратах системы образования города на ведение сопровождающей административно-хозяйственной деятельности в денежном эквиваленте и в человеческих ресурсах. Имея установленные руководством Департамента целевые показатели (по численности, затратам и т. д.), мы получаем возможность планировать оптимизацию и оценивать качество нашей работы в данном направлении. К настоящему времени мы завершили внедрение этой системы, провели обучение профильных сотрудников школ и уже ведём её эксплуатацию. Плановый результат — в разы (реально — в разы) сократить расходы Департамента на сопровождающую деятельность. При этом мы получаем прозрачную систему контроля за расходом средств школ, контроля проводимых выплат сотрудникам системы образования и можем давать аналитическую информацию на уровень города.

Мы также стандартизовали операции, обучили работников работать по этим операциям, дали им инструмент для работы. То есть создали некий велосипед, который позволяет им не идти, а ехать легче и быстрее, быстрее выполнять те же операции, которые они выполняли до этого. Это первое. Второе — мы получили пул обученных бухгалтеров, которым не важно, в какой школе работать, потому что в каждой школе этот процесс единый и стандартизованный. В результате не нужны запросы в школы, бухгалтеры не загружены заполнением бесчисленных таблиц и свед?нием данных, передачей и сверкой документов, отчётов, совещаниями, согласованиями и прочими бюрократическими сложностями. Бухгалтер вводит необходимые для расчётов данные, система в автоматизированном режиме агрегирует их в разрезе школ, районов, округов. Эти данные мы консолидируем, обрабатываем, готовим аналитический отчёт и представляем руководству.

Зачем всё это нужно? Государственные образовательные учреждения существуют в рамках установленного для них бюджета, и их работа (в финансовом плане) направлена не на зарабатывание дополнительных денег, а на максимально эффективное использование отпущенных государством средств. Условно можно сказать так: если на одного ученика в год отпускается 100 рублей и из них 90 тратится на обучение, а 10 — на административно-хозяйственную деятельность, то наша задача — сделать так, чтобы в результате оптимизации на администрирование тратилось 8 рублей. Тогда освободившиеся 2 рубля можно будет дополнительно пустить на основной процесс — обучение. То есть работа нашего центра в этом плане сводится к тому, чтобы максимально снизить неучебные затраты, одновременно улучшив систему административно-хозяйственной деятельности.

Есть проекты, которые позволяют обеспечить открытость Департамента образования как органа исполнительной власти для граждан. Например, каждый четверг в 16.30 руководитель департамента лично проводит селекторное совещание со всеми заместителями, со всеми руководителями всех образовательных и других подведомственных организаций. Это совещание идёт в открытом режиме с использованием устройств конференц-связи. При этом любой гражданин может подключиться к совещанию и составить себе полное представление о том, что обсуждается на совещании и какова текущая деятельность органа исполнительной власти. Разумеется, он не может вмешиваться в его работу, но может наблюдать за происходящим в режиме реального времени. В таком же режиме проходят заседания аттестационной комиссии руководителей образовательных организаций. Есть соответствующий график, опубликованный на ресурсе департамента (video.dogm.mos.ru), и любой человек может посмотреть, как проходит аттестация, например, директора школы, в которой учатся его дети.

Для пользователей системы по понедельникам в 16.00 также в открытом режиме проходят IT-семинары. Там мы рассказываем об IT-технологиях, внедряемых в школах, показываем детей, которые делают абсолютно замечательные вещи, на профессиональном уровне пишут компьютерные программы, делают роботов… Весной показали школьника, который разработал квадрокоптер, летающий не хуже импортных. А другая школьница сделала уникальный аппарат для анализов крови.

Концептуальное отличие нашего центра в том, что помимо профессионалов в области информатизации здесь работает значительное число специалистов в области образования. Это даёт возможность нам заниматься и непосредственно образовательной деятельностью. Разумеется, основное её направление — информационные технологии. С нового учебного года мы начинаем оказывать услуги дополнительного образования детям по программированию, робототехнике, мультипликации и телевидению.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки