Выйти из сумрака

Евгений Константинов

Возможность видеть, куда едешь, — не просто элемент водительского комфорта, но прежде всего основа безопасности на дороге.

На спортивные машины, стартующие на ночные спецучастки классического ралли, ставят сразу обе пары дополнительных фар дальнего света. Но в обычной эксплуатации достаточно «допов» одного типа, подходящих для более часто встречающихся условий ночной езды. При этом в зависимости от конструкции, размера, типа и мощности ламп световые потоки, которые дают дополнительные дальние приборы обоих типов, могут существенно различаться. Поэтому при выборе таких фар нужно ориентироваться не только на дизайн, название и цену, но и на цифры, заявленные производителем: дальность и угол светового пучка. Эти данные многие производители приводят на упаковках фар, чаще всего в виде графической схемы.

Размещать дополнительные дальние фары лучше всего на бампере. При этом следует учитывать, что Правила дорожного движения ограничивают зону их установки. Так, например, нельзя ставить сразу две фары по центру бампера*. Световой поток дополнительных фар, установленных примерно на высоте штатной головной оптики, будет освещать дорожное полотно достаточно равномерно. Если же эти фары поставить на крышу, что на первый взгляд способно увеличить дальность, то от этого... станет только темнее. Узкий луч создаст световое пятно на большом удалении, а основная его энергия просто рассеется в воздухе. Если же эти фары наклонить, чтобы они высвечивали ещё и ближнее пространство, то сразу же уменьшится дальность и смысл в их установке будет потерян.

Ретроспектива

Во многих случаях для уверенной езды задним ходом тусклого света штатных фонарей недостаточно. Их можно продублировать более яркими, тем более что существует специализированный доп-свет заднего хода. Такие фары дают очень широкий поток, освещающий пространство за автомобилем метров на сорок. Чем шире луч, который они формируют, тем лучше видно, что творится по бокам, и тем удобнее маневрировать. Но чтобы не слепить едущих сзади водителей, свет таких фар чётко обрезан в верхней части, а ставить их рекомендуется, как и передние противотуманки, по возможности ниже. Тогда их свет покрывает максимальную площадь земной поверхности и достигает максимальной дальности. Как и в случае с фарами переднего хода, освещённость тут зависит не столько от мощности лампы, сколько от размера и формы отражателя.

Там, где пехота не пройдёт

Написанное выше в равной степени справедливо для всех типов машин, в том числе и для внедорожников, регулярно съезжающих с асфальта. Но условия их эксплуатации выставляют иные требования и создают новые запросы.

Во-первых, опускать противотуманки и фары заднего хода ниже бампера на этих машинах нельзя, чтобы не снести ударом о землю на пересечённой местности. С точки зрения сочетания эффективности света и защищённости от препятствий оптимальное место для них — внутри бамперов, хотя это далеко не идеально по светораспределению для таких фар и не позволяет ставить световые приборы с большой площадью отражателей.

Во-вторых, ночью на бездорожье нужен специальный свет, позволяющий видеть детали преодолеваемых препятствий и намечать траектории проезда через сложные участки. В отличие от шоссе, скорости на офф-роуде невысоки, но при этом важно видеть все подробности — рельеф, состояние грунта, альтернативные колеи, низко нависающие деревья и т. п. Для освещения бездорожья лучше всего подходит верхний рабочий свет (его ещё называют люстрой), пришедший в мир автомобилей из мира дорожно-строительной техники. Но, так как в этой категории сейчас существует немало различных типов световых приборов разного назначения, остановимся на их установке подробнее.

Что ставить наверх

Фары рабочего света, предназначенные для установки на крыше, тоже делятся на «дальние» и «ближние». Но если форма светового потока у первых схожа с дальним светом головной оптики и они также дают яркое световое пятно на некотором удалении от машины, то ближний свет сильно отличается. У «рабочих» фар верхняя часть луча не обрезана, а потому они хорошо высвечивают пространство в высоту и при этом равномерно заливают светом ближнюю округу. На верхней люстре эти два типа фар дополняют друг друга, причём дальний свет обычно размещают по центру и направляют строго прямо, а ближний — по углам и разворачивают градусов на двадцать наружу. Таким образом, перед автомобилем получается равномерно освещённое примерно на 140 градусов пространство, с максимально высвеченным вдаль «коридором» по центру. Кроме того, ещё пару фар ближнего света ставят перпендикулярно бортам, чтобы было видно неявные примыкания узких лесных и малозаметных полевых дорог, и ещё одну пару — назад, для облегчения манёвров задним ходом.

Статьи по теме

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки