Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 ... 260 След.
Возможна ли теория изобретений, имеющая практическое значение?, О процессах практического создания изобретений, нового продукта - главной ценности технической цивилизации.
Исходные суждения.
Истинное знание – есть знание причин (Галилео Галилей). Для извлечения знаний причин необходимо мысленное отвлечение от ряда свойств рассматриваемого объекта техники и отношений между ними с целью выделить у него существенные признаки, которые раскрывают его сущность.Такое абстрагирование позволяет понять суть внутреннего качества рассматриваемого объекта техники. Понимание его сущности тождественно пониманию причин ограниченности его технических возможностей. Подвергнуть абстрагированию – это значит, последовательно и неуклонно углубляться в суть внутреннего качества объекта техники, в сложную картину происходящих там процессов и в итоге дойти до понимания истоков причин ограниченности его технических возможностей. Абстрагирование – это отделение от предмета исследования причин противодействия требуемому результату и фокусирование на них усилий мысли с целью выработки мер изменения ситуации. Пределов проникновения в суть вещей не существует. Однако всякое проникновение в суть качества известного объекта техники как такового характеризуется сложностью учета бесчисленного количества различных исходных факторов, имеющих место в текущем моменте времени получения необходимой пользы. Глубину проникновения определяет закон преемственности: чем «глубже» проникновение, тем менее преемственно может оказаться последующее изобретение. Степень преемственности и глубина проникновения в сущность известного объекта техники величины взаимосвязанные и взаимообусловленные. Гармония или «золотая середина» этих величин залог и основа эволюционного развития в прогрессивном направлении данного объекта техники: от сущности объекта аналога или прототипа к сущности изобретения. Практический смысл такого исследования в том, чтобы, используя приемы упрощения, допущения,моделирования, расчета и эмпирический подход, чтобы понять и описать внутреннее функциональное качество исходного объекта
как такового. И затем, сфокусировав усилия мысли на этом, достичь понимания причин противодействия росту необходимой пользы на данном уровне взаимодействия действующих сил. Это знание имеет
практический смысл и является истинным. Только исчерпав все ресурсы возможностей на этом уровне, осмысленней становится переход на следующий физический уровень. К причинам противодействия росту
необходимой  пользы вольно или невольно всегда относят все характеристики качества объекта техники, которые в результате её постепенного роста достигли крайней степени выраженности или поляризации в одной из своих крайних значений. Количественное увеличение таких характеристик качества за крайние значения невозможно, поэтому требуется качественное изменение их состояний. Именно эти поляризованные характеристики качества подлежат преобразованию посредством механизма противоположения. Механизм противоположения действует вне зависимости, какую из принятых поляризаций крайностей они имеют – положительную или отрицательную, мотивационным критерием здесь является их однозначное противодействие требуемому росту необходимой пользы. Причина
противодействия – это образование у качественных характеристик крайних степеней выраженности, крайних значений поляризации. Противодействие характеризуется исчерпанием физических ресурсов для количественного роста потребительских качеств и образованием у качественных характеристик крайних значений выраженности противодействия. Чем большее количество таких характеристик возникает, тем значительней противодействие. Поэтому задача абстрагирования – выявить наибольшее количество таких характеристик.Чем большее количество поляризованных характеристик будет затем подвергнуто действию механизма противоположения, тем значительней будет обеспечен рост потребительских качеств устройства. Перевод противодействующих характеристик в противоположную крайность поляризации, то есть из противодействующего фактора в фактор, способствующий росту, обеспечивает возможность количественного увеличения требуемого потребительского качества. Этот рост становится возможным благодаря обретению качественными характеристиками необходимого физического ресурса для обеспечения такого роста. Образование ресурса у качественных характеристик есть результат противоположения. Этот ресурс способствует увеличению эффективности до тех пор, пока измененные качественные характеристики не перейдут вновь в разряд противодействующих или в поляризацию
противодействия. Именно они являются конечной целью абстрагирования и исходным материалом для формирования теоретической модели (схемы) причин противодействия. В дальнейшем модель причин противодействия посредством механизма противоположения обращается в модель причин способствующих росту потребительских качеств рассматриваемого объекта техники.Источниками результатов абстрагирования являются опытно конструкторские и экспериментальные исследования, испытания и эксплуатация объектов техники.
Возможна ли теория изобретений, имеющая практическое значение?, О процессах практического создания изобретений, нового продукта - главной ценности технической цивилизации.
Введение.
Стандартным методом проверки практичности любой теории является
эксперимент. Для теории изобретений, имеющей практическое значение, ключевым является
эксперимент, который воспроизводит процессы, приводящие к созданию изобретений. Здесь рассматривается практикум по таким процессам. Практикум позволяет понять источник зарождения изобретений и ход образования у него существенных и отличительных признаков. Практичность таких знаний подтверждается работой и опытом создания реальных изобретений.Небывалый материальный объект, невиданная и полезная вещь, действенный способ, неизвестное вещество все это относят к результатам деятельности человека – творца, созидателя и, в конечном итоге, изобретателя. Специальность изобретателя – созидать уникальность.Продукт изобретения – это удовлетворенная потребность человека, общества и промышленности, имеющая исходное техническое и технологическое воплощение. Востребованное изобретение, как всякое техническое воплощение, представляется, прежде всего, состоявшейся новацией, а не идеей той или иной ценности. Идеи не материальны, они относятся к продукту мыслительной деятельности человека. Новация материальна. За рождение и формирование новации ответственен безотказный механизм противоположения. С помощью него осуществляется противоположение несовершенств исходного продукта (изначально известного и подлежащего
исследованию) в его совершенства. Основу механизма противоположения составляет процесс обращения в обратное значение сути известного, прежнего. Процесс обращения – это способ управляемого перехода на качественно новый уровень удовлетворения растущих потребностей. Фактически, качественный переход – это противоположение. Практическая сила такого подхода в том, что нет особой необходимости и мотивации развивать и усиливать эвристические (подсказывающие) принципы, которые являются по сути алогичными и далекими от техники. Практическая и научная сила такого подхода в том, что он точно характеризует суть качественного перехода в развитии объекта техники. Благодаря этому, реальное обобщение опыта и фактов изобретательского дела становится осмысленным и логичным, строгим и точным.
Возможна ли теория изобретений, имеющая практическое значение?, О процессах практического создания изобретений, нового продукта - главной ценности технической цивилизации.
ПРАКТИКА СОЗИДАНИЯ УНИКАЛЬНОСТИ.
Возможна ли теория изобретений, имеющая практическое значение?, О процессах практического создания изобретений, нового продукта - главной ценности технической цивилизации.
Жаль, что и эта тема задвинута подальше, однако каждый, если ему надо, может её найти. Здесь излагаются не "восторги фантазирования", а практические принципы ведущие к созданию изобретения. :)
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
Удивительным в профессиональных способностях  Альтова как фантаста является обязательная активизация у читателя (слушателя), изучающего его главное творение триз, состояния конформизма (соглашательства): некритического принятия чужого мнения. Это состояние возникает  независимо от уровня знаний, образования, опыта, «здравого смысла» осваивающего триз.  Хотя автор теории постоянно призывает не брать на веру ничего из предлагаемого для анализа,  этот феномен  действует и практически безотказно исключительно в отношении постулатов его теории.  Этим объясняется широкое распространение его идей в качестве подмены принципов изобретательского дела. Фактически, триз повсеместно воспринимается как синоним изобретательского дела (Изобретательство? Ааа, знаем, это триз!).  Это стало возможным благодаря распространённым заблуждениям, вульгарным пониманиям правовых норм, ложным аналогиям, например: «изобретение – это нечто сложное, изощрённое, технически немыслимое», «патентуется всё, что придумано человеком, в том числе и идеи», «изобретение это удачный выход из критической ситуации», «наше патентное право хуже  уже потому, что не ориентировано на «признак» изобретения - «противоречие» и тд. Фантаст сам противопоставляет свои идеи правовым  нормам, ориентируясь именно на такие заблуждения. Например («Найти идею», 2003, стр. 48) он утверждает, что «с позиций юридических изобретениями признаются многие конструкторские, и даже просто технические решения». Для примера приводится а.с. 427423 на «Способ определения давления газа в электрических лампах накаливания».  Фантаст считает, что «противоречие»,  заложенное в «задаче определения давления в лампах накаливания», основано на том, что лампы якобы «бьют» исключительно для того, «чтобы точно проконтролировать давление газа в партии изготовленных ламп».  А чтобы результат был «точным, ламп надо разбить как можно больше (в идеале все), а чтобы их сохранить, они не должны разбиваться» (то есть, уцелели все). Таков вариант «тупика» или  крайнего абсурда, а не «противоречия»  (здесь нужно заметить, что определение давления в лампе и без «битья» не гарантирует отсутствие брака как такового, а брак устраняют именно «битьём ламп»).  А раз такого рода «противоречие» не устранено, то  «битьё ламп» даже не «конструкторское?, а тривиальное техническое решение».  И вообще, это  «неизобретательское изобретение».  Такова «простота идеи» фантаста.  Именно поэтому она требует рассмотрения по существу самой сути предложенного изобретения. В отличие от фантаста, автор Судымт Э. А. от «Рижского электролампового завода» в 1974 году считал, что «быстрое и точное определение давления газа, на которое производится наполнение ламп в ДАННЫЙ МОМЕНТ, даёт возможность своевременно внести изменения в технологический процесс сборки ламп, предотвратить снижение качества ламп в случае недонаполнения и устранить перерасход наполняющего газа в случае завышения давления».   (Речь идёт вовсе не о «партии изготовленных ламп», а о технологическом процессе, где измерение давления газа это одна из его операций. И, чем быстрее и точнее текущее измерение давления газа по опытной лампе, тем экономичней весь процесс производства ламп). Известен способ, по которому лампу погружают в воду и обламывают штенгель (элемент лампы, через который осуществляют откачку воздуха из лампы с последующей запайкой). Если давление газа в лампе ниже атмосферного, то в колбу втягивается некоторое количество воды и по нему определяют давление газа в колбе. Если давление больше атмосферного, то лампу разбивают под мерной перевёрнутой воронкой и измеряют объём газа. Способ трудоёмкий и неточный. Противоречие здесь следующее: повышение экономичности производства ламп сдерживает трудоёмкий и неточный способ определения давления газа в лампе. Далее автор изобретения осуществляет  противоположение несовершенств известного способа. Чтобы обеспечить ускорение и упрощение процесса измерения давления газа в лампе и использовать его для ламп с давлением газа как ниже,  так и выше атмосферного, предложен способ, по которому опытную лампу помещают в герметично закрываемый цилиндр, разбивают её бойком, установленным на крышке цилиндра, а численное давление газа в лампе определяют по предварительно градуированной шкале манометра, соединённого с  внутренним объёмом цилиндра. Цель изобретения таким способом достигнута и противоречие устранено.   :)
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
[QUOTE]Сергей Федотенко пишет:
в процессе знакомства с Вашими мыслями, появилось желание[/QUOTE]
Желание это хорошо, оно может стать побудительным мотивом к активной деятельности, хотя у меня особой надежды в этом нет. Ореол "блистательной всемогущей теории" фантаста ослепляет и парализует всякую активность в этом направлении, довлеют  "мнения тысячи авторитетов", мастеров от триз, "мирового признания" и некого ложного стыда усомнится в их добросовестности. Мне удалось это преодолеть и начать с малого, было простое желание самому глубже понять механизмы логики фантаста и найти причины почему его теория не позволяет создавать изобретения напрямую.  То, что изложено в данной теме, лишь небольшая часть этого разбора (и каждый может начать его с любого места, уверяю, это очень познавательное занятие, раскрывающее любопытные детали). Однако, и этой части достаточно для построения определённых  выводов. Кроме того, у меня нет желания оставить какого - то "без работы" , её предостаточно, правда, результат и соответствующие выводы предсказуемы. Чтобы не ослеплял "ореол" теории (неотличимый от пиара), наденьте "тёмные очки" строго критического взгляда, тогда успех и удовлетворение к Вам придут неизбежно.  :)
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
Очень жаль, что тему задвинули подальше. Есть ещё что сказать. :)
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
[QUOTE]Сергей Федотенко пишет:
более десяти назад, мне попалась одна из его книг, потому некоторое поверхностное представление у меня, действительно, имеется[/QUOTE]
То, что подаётся в интернете о теории Альтова, подаётся именно для имеющих "поверхностное представление", как некое "междисциплинарное" творение ("не строгая наука"), предназначенное объединить всё, что существовало отдельно от неё. Утверждается, что первоначально "теория создавалась для решения задач в технических системах". И исчерпав свои возможности (ведь от неё ждали потока изобретений, но так и не дождались),  она "смело" пошла в другие области: бизнес, педагогику, литературу, искусство и тд, где нет той обязательной строгости требуемой в "технических системах", где она неизвестна и есть возможность "проявить себя". Так образуется её отличительный признак - феноменальная универсальность, то есть  быть "специалистом" там, в чём она не является профессионалом. Непрофессионалом она оказалась и в создании изобретений. Её "основные функции" при столь "громадной" универсальности более чем скромные:  решение задач,  прогнозирование развития тех. систем, развитие личности. Среди них нет главной, которую надеются многие из Вас получить - освоить принципы создания изобретений. Так автор теории и сама теория поставили себя вне изобретательского дела, хотя много о нём толкуют. "Чистая и светлая игра в решения" ставится выше "черной" работы над созданием изобретения.  Поэтому Вам необходимо выбрать, что изучать (то есть спросить себя, что Вам надо): принципы создания изобретения или увлекательное повествование о "фантастических решениях изобретательных задач".  :)
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
[QUOTE]Сергей Федотенко пишет:
я и обратился к Вам за рекомендациями (просьба, если Вы ничего не имеете против, остается в силе). [/QUOTE]
В интернете нет недостатка во всевозможных рекомендациях по предмету обсуждения. Они требуют отдельного изучения, т. к. рекомендации составляют, как правило, лица не имеющие представления о том, что такое изобретение. Моё понимание этой теории, изложенное в данной теме, лишь предостережение не попадаться на уловку, основанную на принципе "резонанса знакомого термина". Основной завлекающей фишкой является то, что "вот никто не сумел", а фантаст Альтов смог постичь "тайну изобретательского творчества", и только ему удалось построить стройную "теорию изобретений".  Здесь каждый может увидеть, мягко говоря, неправду. Его теория это теория о получении неких невозможных (диких) решений изобретательских задач, якобы повышающая эффективность творчества. Но, от них до изобретений очень и очень долгая дорога без гарантии на успеха (на это указывал и сам автор теории). Например, часто предлагается считать задачей, причём "изобретательской", следующий тип  ситуаций: "Можно ли без приборов установить, что Земля - шарообразная"? Эта ситуация относится к "изобретательской" лишь в смысле "находчивой", "остроумной" (как в игре КВН), но  к созданию изобретений никакого отношения не имеет. Изобретение - это признанное новым с существенными отличиями устройство, способ, вещество и т. д. И чтобы ошеломить читателя феноменальной "находчивостью", предлагается разрешение этой ситуации в следующем виде: "Древнегреческий мыслитель Аристотель сумел это сделать! Он заметил: во время затмения, когда Земля загораживает Луну от Солнца, край земной тени на поверхности Луны - круглый… " . Да, чудеса и только! Конечно, Аристотель молодец, что оказался готовым к изучению затмения. Слава Богу, что оно произошло именно при его активной жизни, когда сама Природа могла так указать на шарообразность нашей планеты. Но, причём здесь триз? Аристотель ведь не знал ничего о триз, он был лишь вдумчивым наблюдателем красивого явления Природы. А здесь следующая завлекающая фишка. Мол, если постигнете триз, то будете такие "загадки" отгадывать так же просто как колоть орешки. Как правило, для обоснования "рекомендаций" указывается, что автор теории "изучил десятки тысяч патентов и  авторских свидетельств на изобретения". Здесь та же некомпетентность. Патенты и авторские это всего лишь охранные документы. Их можно "изучать" , но сущность изобретения излагается в описании изобретения. А их, как выясняется, автор как раз не изучал, ему для обоснования положений своей теории вполне достаточным было указать на формулы изобретений, "похожие" на выводы этих положений. Однако, вдумчивое изучение описаний изобретений позволяет каждому из нас простых раскрыть "тайну" изобретательского творчества. Так количественное увеличение размеров некоторого полезного качества, ради которого создан данный объект техники, и исчерпание технических возможностей  некоторого качества вполне определённого звена объекта техники вступают в противодействие и образуют противоречивое состояние: одно обуславливает второе, а второе исключает первое. Первое, как требование, подвержено постоянному росту, второе, как техническая возможность, подвержено сокращению и подлежит изменению. Это и есть суть реального противоречия, которое не увидел фантаст Альтов. Механизм разрешения такого противоречия основан на приёме противоположения, означающего перевод  сути причин противодействия в зеркально противоположное состояние. Применение этого приёма составляет суть управляемого способа перехода в иное качественное состояние требуемое объекту техники, что и представляет собой  новую ступень его развития. Это и есть закон развития объектов техники. Поэтому, когда утверждают, что триз - это "наука об общих законах развития искусственных систем", то эта туманная формулировка должна Вас насторожить, так как "общими законами" развития является "закон перехода количественных изменений в качественные  и обратно". Первая часть закона ответственна за возникновение противостояния, вторая – за разрешение противоречия, а, значит,  за возможность развития техники и её качественное обновление. Будьте бдительны. "Изобрести способ изобретать решения изобретательских (ситуационных) задач" это не достижение в области изобретательского дела, а высшее достижение в области фантастики. :)
Изменено: Владимир - 14.11.2012 19:52:47
Ошибка фантаста Альтова или для задач., Найти ошибки и ложности в теории решения задач писателя - фантаста Альтшуллера Г.С.
[QUOTE]Сергей Федотенко пишет:
На запрос о работах Генриха Альтшуллера получил около 40 (сорока!) сочинений[/QUOTE]
Да, есть проблема информации, ведь она может быть и истиной и ложной. Например, некто Павел Лавренёв ( последователь академика Левашова Н В) на сайте РуАН в разделе "Настоящая наука"  с "очень русских позиций" (т е, критикуя ярлык некого Лернера, утверждавшего, что Альтов был "неправильным евреем") преподносит в "наилучшем" виде "науку ТРИЗ", называя её "Изобретение Теории Изобретений". Во - первых, даже сам автор триз говорил об "изобретении способа изобретать", и речь в теории идёт вовсе не об изобретениях, а о "решении изобретательских задач". Во - вторых, он  считал её "как точной наукой" и науку он создавать не собирался, более важным было "дать человеку крылья, поднимающие ввысь" . Надо сказать, по ходу своего повествования сам Лавренёв считает своим долгом нагнать страху обывателям по поводу  того, что вместо триз в школах страны продвигают изучение Закона Божия. Он, очевидно,  нашёл очень весомые аргументы, чтобы уравнять "теорию" с "Законом", сожалея о гибели неизвестной "Славяно - Арийской Цивилизации". Однако, главной его целью было привлечь тризовцев, чтобы они "узнали" и "признали" академика Левашова Н В.. Им очень нужно "объединение" приверженцев триз с участниками некого Русского Движения. Легко  наблюдать как ложная теория очень гладко сочетается с ложными учениями, ищущими хоть какого - то признания. То, что "универсальность" теории Альтова  безгранична и её применение можно имитировать где угодно, лишний раз подтверждает её алхимические принципы "творить чудеса". О таком качестве своего творения фантаст Альтов не догадывался и не мог его предвидеть.   :)
Страницы: Пред. 1 ... 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 ... 260 След.