Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Всеобщее среднее образование возможно? А нужно?
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:
В сфере образования соперничество между государствами в полном разгаре. И остановить его сегодня невозможно. А надо бы всем остановиться и подумать о здоровье детей.[/QUOTE]


Что значит "остановиться и подумать о здоровье детей"? По-вашему пусть лучше дети будут безграмотными, но здоровыми? А кому они тогда будут нужны?? Какая жизнь им будет уготована??? И кроме того, почему Вы решили, что забота о здоровье детей не входит в сферу образования???? И этот бред пишет тот самый человек, который ратует за свободу, демократию и конкуренцию!
О положении в науке и образовании., статья
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:



Цитата  


Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.

Вы пессимист. А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться. Но новая власть будет их решать успешно. Надо понимать, от чего мы ушли. Партийное образование рухнуло. Рухнуло. Душу вынули, душу марксистско-ленинскую. Образовался вакуум, и этот вакуум непросто заполнить. Вас тянет к советскому, а меня отталкивает советское. И тут мы друг друга не поймем. Вы хотите все обустроить скоро. А я считаю, торопиться не надо, все великое требует времени. 5 июня 2009 г.[/QUOTE]

Я не за "партийное образование". И я тоже верю в российское образование. Но не по Вашим рецептам!
О положении в науке и образовании., статья
[QUOTE]Татьяна Kech пишет:



Цитата  


Сергей Корягин пишет:
А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться.
Уважаемый Сергей! Если окончательно введут ЕГЭ, с образованием действительно проблем не будет!Так же, как и самого образования.   Извините, не утерпела. У меня младший сейчас как раз проходит этот \\\"эксперимент\\\".
И еще. Давно хочу вас спросить - не как админ, конечно, а как обычный собеседник: Вот Вы - умный, мягкий, интеллигентный человек, давно ли Вы читали русскую литературу??Все, что тогда имели, имеем и сейчас, и в советское время имели то же самое!




Цитата  


Сергей Корягин пишет:
Надо понимать, от чего мы ушли.
От самих себя не уйдешь.[/QUOTE]


Это Корягин-то "умный, мягкий, интеллигентный человек"?!
О положении в науке и образовании., статья
[B]О положении в науке и образовании [/B]

Этот материал был дан в виде комментария. Но, судя по обсуждению проблем образования и науки, он заслуживает статуса отдельной темы. Хотелось бы выслушать больше мнений.
Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее полутора сотен студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учителя и преподавателя, можно пламенно призывать наших учителей и преподавателей следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
Материальная база учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто физически умирают, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, и это отрицательно отражается на качестве преподавания. Учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере образования не отражают безрадостного положения дел.
Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Думается, всё-таки не обойтись без серьёзной реформы РАН с её институтами, без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов.Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать реальную экономику. Только в ней могут быть востребованными и наука, и образование!

Владислав Фельдблюм, доктор химических наук, профессор
Ярославль
О престиже педагогической профессии!
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:
Маниакальная страсть к власти над душами людей встречается не только в политике, но и в педагогике. Было время, когда подобные факты скрывали, и наивные граждане страны думали, что у нас в школе полный порядок. Сегодня эти факты не скрывают - и правильно делают.[/QUOTE]



Вы - большой любитель комментировать мои сообщения. Не хотите ли прокомментировать статью "О положении в науке и образовании"?
Владислав Фельдблюм. 5.06.2009
Наука педагогика
[QUOTE]Tanya89 пишет:
Доброе время суток!  
В настоящее время взамен \\"устаревшей\\" педагогики предлагаются новые отрасли знания - философия образования и психология образования. Как вы считаете: педагогика - это отдельная самостоятельная наука или все же ветвь философии и психологии и пора ее заменить?  
С нетерпением жду ваших мнений.
Пока![/QUOTE]


Дело не в названии. Лишь бы эта наука учила учителей учить детей!
Владислав Фельдблюм. 3.06.2009
Какой преподаватель в школе и ВУЗе нам нужен?, Преподаватель должен не только учить предмету, но и быть нравственным образцом для подражания.
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:



Цитата  


Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
А что Вы сами сделали практически, чтобы улучшить положение дела? Отвратительных демагогов партийного образца у нас хватает, а когда конкретно надо что-то делать - их с огнем не найдешь. В Ярославле есть власть - войдите в эту власть, помогите ей советом и делом. Своей партии Вы помогали, протирали брюки во всевозможных заседаниях, а чем заняты сегодня? Расскажите нам, великий демагог посткоммунистической России.[/QUOTE]

Конечно, мне есть что рассказать. Только не такому наглецу и хаму, как Вы!
Владислав Фельдблюм. 2.06.2009
Какой преподаватель в школе и ВУЗе нам нужен?, Преподаватель должен не только учить предмету, но и быть нравственным образцом для подражания.
[B]О проблемах в науке и образовании[/B]

Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее полутора сотен студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учителя и преподавателя, можно пламенно призывать наших учителей и преподавателей следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
     Материальная база учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто физически умирают, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, и это отрицательно отражается на качестве преподавания. Учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере образования не отражают безрадостного положения дел.
   Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании.  Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих.  Думается, всё-таки не обойтись  без серьёзной реформы РАН с её институтами,  без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов,  без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг:   нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить  эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких  технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
         Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят:  надо финансировать не институты, а их конечные результаты;  надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор  работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную  базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне?  Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
          В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений:  за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально  отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей.  Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов.Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать реальную экономику. Только в ней могут быть востребованными и наука, и образование!

Владислав Фельдблюм, доктор химических наук, профессор
Ярославль
Изменено: Владислав Фельдблюм - 09.05.2009 12:42:02
Во всем виноват Адам Смит
[B]Владислав Фельдблюм[/B]

[B]АЛЧНОСТЬ И ОБМАН ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДУТ![/B]

        Прозвенел тревожный звонок: многие физические и юридические лица перестали отдавать кредиты коммерческим банкам! Эта ситуация, если не принять упреждающие меры, чревата таким финансовым кризисом, по сравнению с которым дефолт-98 покажется сущим пустяком.
        Общеизвестно, на чём главным образом зарабатывают банки - на разнице между процентом по кредитам и процентом по вкладам граждан. Чем эта разница больше, тем банку выгоднее. Конечно, здесь есть ограничения. Если банк установит непомерно высокую процентную ставку по кредитам, их просто не будут брать. В то же время, при слишком низкой процентной ставке по вкладам граждане не понесут в банк свои деньги. Правда некоторые банки пытаются обойти эти ограничения. Бывает, что они  даже выдают беспроцентные ссуды "своим" людям или фирмам под сомнительные коммерческие операции. Цель этой махинации проста: это не что иное, как один из способов обналичивания денег, с последующими "откатами" самим банкирам. Такого рода махинации, конечно, рискованны. Ведь это, в сущности, обычное воровство денег у вкладчиков в расчёте на то, что оно пройдёт незамеченным. Тем не менее, этот метод "зарабатывания" денег получил довольно широкое распространение в эпоху беспредела начала и середины 90-х. Теперь этого стали опасаться, поскольку Центральный Банк усиливает контроль за операциями коммерческих банков, требует более прозрачной отчётности.
          Другой вид махинаций - установление банком неоправданно высокого процента по вкладам. Доверчивые граждане охотно доверяют таким банкам свои денежные средства. Мы хорошо знаем, чем это кончается. Ещё не стёрлась в памяти история легендарного Лёни Голубкова. Набрав кучу денег, такой банк объявляет себя банкротом, а его владелец испаряется в неизвестном направлении. Но и с этим теперь всё сложнее.  Любители такого "бизнеса" всё чаще оказываются на скамье подсудимых.
          Однако, фантазия любителей лёгкой наживы поистине беспредельна! Они изобрели "плавающую" разницу между ставками по кредитам и депозитам. Сперва они устанавливают одну ставку по кредитам, а когда кредит оформлен и заёмщик начинает им пользоваться, они находят "объективные" причины для повышения кредитной ставки, часто весьма существенного. Но, похоже, этот канал воровства денег у заёмщиков тоже могут перекрыть. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий при подписании договора обязательное информирование респондента о полной стоимости предоставляемого кредита. Эти изменения в законодательстве будут внесены в 30-ю статью закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой коммерческие банки обязаны уведомить заёмщика до заключения с ним договора обо всех условиях кредита, т.е. об уровне оплаты, сроках погашения, с указанием полной стоимости выданного кредита. Кроме того, согласно этому изменению в законе любые кредитные организации должны предупредить заемщика о «штрафных» выплатах в случае несоблюдения каких-либо условий договора, например, чтобы досрочное погашение кредита не ударило по карману плательщика.
            Но что мы всё о банках!  Разве все заёмщики кристально честные? Увы, нет! Нечестных заёмщиков можно условно разделить на категории. Одни убеждены, что все банкиры - воры. И считают делом чести отомстить. Для этого они изобретают всевозможные способы обмануть банк, заодно воспользовавшись его деньгами. Можно, например, подделать документы, необходимые для получения кредита. Можно уговорить какого-нибудь простака с настоящим паспортом и настоящей пропиской за небольшую мзду купить товар в кредит и передать его злоумышленнику ("покупатель", конечно, немедленно исчезает). Можно, взяв кредит, объявить себя мнимым банкротом. Обычно к этому приёму прибегают тогда, когда осознают невозможность выплаты кредита или когда существенно изменяются условия выплаты. Тогда избавляются от всего ценного, и судебный пристав не находит ничего, чем можно было бы расплатиться с банком. Возможен и иной вариант: если нет работы, то можно встать на учет в центре занятости и отправить  в банк письмо, в котором указать, что вы сейчас не в состоянии выплачивать кредит. Наконец, недобросовестный заёмщик крупной суммы может юридически умереть - изменить место регистрации и данные паспорта, если надо, то и за взятку.
           Но, к сожалению, в категорию должников по кредитам всё чаще попадают не обозначенные выше патологические личности, а честные и добропорядочные граждане. Объективные причины долгов понятны. Россияне морально не готовы к идеологии «жизни в кредит», многие рассуждают просто: берёшь сейчас, а расплачиваться завтра. Что-нибудь придумаем! В стране, где десять лет назад даже чайник Tefal вызывал восторженное состояние, народ берет в кредит ноутбуки, домашние кинотеатры, дорогие мобильные телефоны. Люди, воспитанные в системе сдерживания своих потребительских вожделений, стремятся сейчас больше получить, нежели думать о будущем. Многие набрали по 10 кредитов и судорожно думают, как их гасить. Многие просто не в состоянии грамотно рассчитать и оценить свои реальные возможности. У многих изменяются жизненные обстоятельства, и они теряют возможность рассчитаться по кредитам.  Но банку нет до этого дела, он должен возвратить своё, и с процентами. Начались случаи принудительной продажи имущества и жилья людей, не сумевших во-время расплатиться с банком. Скоро должников перестанут выпускать за границу. На дом к должникам начинают приходить "коллекторы" - специалисты по взысканию долгов. На защиту должников выступают "антиколлекторы". Массовая драка - лишь вопрос времени. Не за горами и уголовная ответственность должников.
             Конечно, среди коммерческих банков и фирм, занимающихся проблемами кредитования, нарастает понимание серьёзности ситуации. Наиболее дальновидные из них предпринимают усилия, чтобы добросовестно и внимательно разобраться в причинах задолженности, стремятся не только вернуть долг, но и сохранить клиента. Некоторые из них разработали специальные системы по управлению дебиторской задолженностью. Они провозглашают  правильный лозунг: ключевой ценностью любого бизнеса является клиент, взаимоотношения с которым необходимо сохранить и упрочить. Они даже проявляют готовность в случае финансовых затруднений клиента  разрабатывать оптимальную для банка и заемщика систему выплат. Они справедливо считают, что сегодняшний должник завтра может оказаться перспективным потребителем услуг, сохранение отношений с которым принесет хороший доход банку. Такой подход, по их мнению,  позволяет решить многие сложные затруднения ещё до возникновения задолженности. Многие банки и специализированные фирмы сегодня уже производят детальную оценку благонадёжности заёмщика, проверку достоверности информации о нём. Это позволяет более надёжно отсортировывать мошенников и несостоятельных заёмщиков.
         Но столь квалифицированный подход всё же характерен для немногих банковских учреждений и касается преимущественно наиболее богатых, выгодных клиентов. В целом картина удручающая. В стране может возникнуть грандиозная кредитная пирамида.  Первый уровень её - неаккуратно розданные кредиты, второй - привлечённые под них средства инвесторов с Запада, а на третьем вполне могут оказаться стабилизационный фонд или пенсионные деньги. И если всё это рухнет - мало не покажется!  Сумма невозвратов все выше и выше. Однако российские банки до сих пор в массе своей не банкротятся, бодро рапортуют об открытии очередных офисов и появлении новых кредитных предложений. Агрессивное «продвижение на рынок»  не сворачивается.
           В России доходы банков растут в среднем на 40% в год. Это примерно в 6 раз выше, чем в Европе и США. Более половины этих доходов обеспечивает кредитный бум. Но невозвраты могут кардинально изменить эту ситуацию. Объём невозвратов начинает расти быстрее, чем объём выдачи кредитов. Банкиры стараются выглядеть прилично, сильно занижая в отчётах объём невозвратов. Один из способов выглядеть прилично - просто продлить кредит, заключив с заёмщиком дополнительное соглашение. Реструктуризация кредита вполне законна, и махинацией её назвать трудно. Как бы там ни было, но по данным, опубликованным в интернете, банки одолжили населению уже около 2 триллионов рублей, а долги заёмщиков составляют  не менее150 миллиардов рублей. Должниками банков стала десятая часть жителей страны.
          Есть два варианта действий государственной власти в создавшейся ситуации. Первый вариант, как это ни покажется странным, просто бездействие. Предоставить событиям идти своим чередом. Сильные банки выживут, слабые - обанкротятся.  Именно такое попустительство частнопредпринимательской деятельности было характерно для раннего капитализма столетней давности. В России 90-х годов банкам тоже была предоставлена почти полная свобода действий. Даже все признаки надвигавшегося дефолта-98 не смогли разбудить тех, кому положено было заботиться о недопущении кризиса: они жили по пословице "пока гром не грянет - мужик не перекрестится!".
           Срабатывает ли политика бездействия? Здесь всё зависит от масштабов кризиса и общей социально-экономической ситуации в стране. Во времена Великой депрессии в США 30-х годов кризис оказался настолько глубоким, что стал угрозой социально-политической стабильности. В этих условиях "новый курс" президента Рузвельта был вынужден заниматься капитальным ремонтом всей банковской системы (http://Roosevelt-memory.narod.ru). Сейчас на Западе снова имеют место кризисные явления на фондовых биржах и в банковской сфере. Сперва государство не вмешивалось. Но теперь крупнейшие центробанки - Федеральная резервная система США, Европейский ЦБ, центральные банки Англии, Канады, Швейцарии - активизируют меры по борьбе с кризисом ликвидности, выдают немалые кредиты частным банкам. Упреждающие меры очень важны, ибо по оценкам экспертов мировой финансовый кризис разрастается. Ему способствуют   неистовая истерия и разговоры о возможном повторении Великой депрессии.
             В нашей стране власти пока не торопятся. Звучат уверения, что кризиса не будет. В этом хладнокровии есть свой резон. Пусть банки учатся эффективно работать и в непростых условиях! У наиболее одиозных банков отзываются лицензии. На случай кризисных явлений есть запас прочности в виде стабилизационного фонда, пенсионного фонда, да и просто печатного станка. Но такое спокойствие может подвести. Дело в том, что при нынешнем положении дел в стране нарастание кризисных явлений в банковской сфере может стать катализатором гораздо более опасных процессов. Несмотря на бодрые заявления нашей статистики об экономическом росте и улучшении жизни населения, реальная ситуация остаётся сложной. Растёт инфляция. В наличии массовая бедность и недопустимо высокое социальное расслоение, которое продолжает усугубляться. Коррупция официально объявлена угрозой для безопасности страны. Готовится "национальный план" по борьбе с коррупцией.
              Предусматривает ли этот план меры по искоренению коррупции в банковской сфере? Ведь эта сфера - один из рассадников коррупции. Думается, что нам страусова позиция не подходит. Раз уж решено бороться с коррупцией по-крупному, то едва ли правильно ограничиваться косметическими поправками в банковское законодательство. Необходимо по-настоящему наводить порядок в банках, да и вообще в кредитно-денежной политике. Давно следует ввести в цивилизованные рамки норму о коммерческой и банковской тайне. Надо, чтобы эта "тайна" перестала быть прикрытием для всевозможных бессовестных махинаций. Следует разработать и законодательно утвердить систему мер, которая должна сделать действительно прозрачными все процедуры кредитования, все механизмы извлечения банковской прибыли, все пути прохождения отчётной финансовой документации. Надо активизировать ревизионно-контрольную деятельность Центрального Банка. Надо предусмотреть давно назревшие меры государственного и общественного контроля за деятельностью и самого Центрального Банка. Его "независимость" уже стала своего рода анахронизмом.
                Все эти меры должны внести вклад и в развитие отечественного производства, и в сдерживание инфляции, и в укрепление банковской системы, и в предупреждение кризисных явлений. Эти меры должны стать неотъемлемой частью государственной политики планомерного, всестороннего развития народного хозяйства страны (http://vladislav-expert.narod.ru). Они должны быть направлены на реальное повышение уровня жизни большинства населения. Пока что России удаётся оставаться в стороне от масштабного кризиса, надвигающегося на западные страны. Нам надо и дальше укреплять и оберегать свою безопасность, разумеется не пренебрегая постепенным вхождением в мировую экономику.

http://expert-15.narod.ru


E-mail: vladislav_feldbl@mail.ru
             








 



.





.




























   
 




 

.



.
ПРЕВРАТНОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛИЗМА
Владислав Фельдблюм

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ - ПУТЬ К УСПЕХУ


        Прошло двадцать лет с тех пор, как в стране началась "радикальная экономическая реформа". Её результаты хорошо известны и  дополнительных комментариев не требуют. Нынешняя власть много сделала, чтобы остановить разрушительные процессы, оттащить страну от гибельной черты, у которой она оказалась в 90-е. Но анализ показывает, что этого недостаточно. Думается (это было заметно в период выборной кампании), что положение в стране многими политиками оценивается слишком оптимистично.
        Серьёзной помехой на пути экономического развития является сохраняющаяся низкая производительность труда, на фоне которой продолжает расти заработная плата. Это ведёт к тому, что совокупный спрос всё больше опережает совокупное предложение. Долгосрочные возможности нашей экономики всё больше отстают от наших аппетитов. Наши бесконечно возрастающие потребности всё больше приходится удовлетворять за счёт импорта. Возрастает зависимость страны в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарствами, бытовой техникой, компьютерами и многими другими жизненно важными товарами.  Конечно, интеграция в мировую экономическую систему необходима, и это уже свершившийся факт. Но то, что происходит, всё больше напоминает не разумную интеграцию, а приближение к той опасной черте, за которой начинается потеря экономической безопасности и национальной независимости.
       Экономика во многих отношениях остаётся скорее спекулятивной, чем реальной. С уходом от плановой экономики нарушается сбалансированное развитие ключевых отраслей народного хозяйства. Нынешнее состояние энергетики не обеспечит необходимых темпов экономического роста. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает рост товарооборота между регионами. Многие отрасли вообще перестали функционировать, и их потребуется восстанавливать практически с нуля. Если представить себе, насколько взаимосвязаны отрасли народного хозяйства и какие это создаёт проблемы, то неизбежен вывод - стране фактически предстоит новая индустриализация. Она потребует не только многомиллиардных вложений, но и строго целевого, грамотного их освоения, потребует полной уверенности в достижении конечных результатов.
     Декларируемые официальной статистикой экономический рост и повышение реальных доходов населения плохо согласуются с реальностью. Продолжаются банкротства ещё недавно успешно работавших предприятий, а адекватной замены не видно. Не принимается достаточных мер для замены изношенного оборудования в машиностроении, в энергетике, в строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Серьёзную угрозу здоровью и жизни людей создаёт экономическая вседозволенность в условиях некомпетентности и безответственности. В практику внедряются неграмотные технические решения, нарушаются (или вообще отсутствуют) технологические регламенты. Продолжается неконтролируемое загрязнение окружающей среды. Не секрет, что "положительные" результаты анализов и экспертиз, разрешения, лицензии и сертификаты можно просто купить. Повсеместно обостряется проблема нехватки квалифицированных кадров, разрушается преемственность их подготовки. Человеческий фактор всё чаще становится главной причиной аварий и катастроф. Всё более проблемным становится доступное и качественное медицинское обслуживание населения. В образовании и науке идут негативные процессы снижения качества и имитации реальной работы. Отдельные достижения в этой сфере не отражают общего положения дел.  
     Инфляция не ослабевает, что негативно сказывается и на инвестициях, и на сбережениях населения, и на качестве жизни многих граждан. В условиях высокой инфляции нельзя добиться динамичного и устойчивого роста экономики. Думается, всё же не обойтись без серьёзных политических мер по сдерживанию роста цен, разумеется при одновременном  ускоренном развитии  отечественного производства жизненно важных потребительских товаров для продажи их населению по доступным регулируемым ценам. Рост цен и тарифов по многим позициям опережает номинальное повышение доходов населения. Основные надежды в борьбе с бедностью возлагаются на общий экономический рост, но парадокс в том, что разрыв в доходах, и без того крайне высокий, продолжает усугубляться. Во властные органы всех уровней проникли необязательность и безответственность. Нечестность и ложь становятся образом нашей жизни, а коррупция - национальным бедствием. Людям трудно планировать своё будущее, жизнь своих семей и своих детей.
       Нельзя и дальше медлить с решением проблемы разваливающегося ЖКХ. Положение в этой сфере медленно, но неуклонно движется к чрезвычайному. Те, от кого зависит принятие решений в этой сфере, заигрались в опасные игры. Они мечтают о привлечении в ЖКХ множества конкурирующих частных собственников, горящих желанием управлять, финансировать и ремонтировать. Возможно, в будущем так и будет. А пока жильцы, в массе своей, боятся новоявленных частных управляющих компаний. Эти компании маломощны и не в состоянии справляться с необходимым объёмом работ. В этих компаниях много нечестных и некомпетентных людей, которые норовят лишь выкачать деньги из жильцов. Более того, в силу дефицита умелых и грамотных кадров, эти компании вполне способны устраивать многочисленные аварии в домах.
     В создавшейся обстановке крайне безответственно обставлять выделение средств регионам на восстановление жилья глупым и нереальным условием насильственного внедрения частников в эту сферу. Это требование напоминает приснопамятную насильственную коллективизацию или кампанию по повсеместному насаждению кукурузы. При нынешнем состоянии ЖКХ непродуманные новации крайне опасны, отрасль может просто рухнуть. Следует срочно и жёстко наводить порядок в существующей структуре ЖКХ, набирать нормальных сантехников (не пьяниц), укреплять дисциплину. И разумеется, не препятствовать добровольному оказанию частниками всевозможных услуг населению как в этой сфере, так и в других.    Средства на восстановление и развитие ЖКХ должны выделяться как центром, так и регионами, в достаточных объёмах и с единственным условием - расходовать их действительно на замену ржавых труб, а не разворовывать. Нужен постоянный жёсткий контроль за целевым расходованием этих средств и реальными конечными результатами. Для этого целесообразно подключить и общественность.  
     Необходимо остановить бесконтрольную коммерцию в здравоохранении. Коммерческое здравоохранение допустимо лишь в дополнение к бесплатному, причём бесплатные услуги должны оказываться так же умело и добросовестно, как и коммерческие. Соотношение тех и других услуг должно регулироваться законодательно. Хотя это и трудно, но надо разработать и реализовать меры по привязке оплаты труда врачей к качеству их работы. Следует разработать систему мер по повышению ответственности врачей за достоверность диагностики и эффективность лечения.                  
      Неуверенность в завтрашнем дне - главная причина демографической проблемы. Она имеет системный характер и не решается только путём финансовых вливаний, здесь требуется общее социально-экономическое оздоровление обстановки в стране. Обращает на себя внимание редакционная статья в американском журнале "Бостон глоб" под заголовком "Опасная тенденция:  России грозит системный упадок", размещённая на сайте ИноСми.Ру (http://www.inosmi.ru/stories/08/05/06/3531/241197.html).  В статье, в частности, говорится: "В опубликованном на прошлой неделе прогнозе Фонда населения ООН утверждается, что за ближайшие 40-50 лет население России сократится с нынешних 142 миллионов до 100 миллионов. В докладе этого ведомства высоко оцениваются предпринимаемые в последнее время правительством страны меры по повышению уровня рождаемости и увеличению средней продолжительности жизни россиян. Однако, этого недостаточно, чтобы переломить воздействие факторов, негативно влияющих на демографическую ситуацию:  неизбежное сокращение количества женщин репродуктивного возраста,  плохое качество здравоохранения,  многочисленные автомобильные и промышленные аварии,  распространённый алкоголизм,  а также социальные условия, не способствующие созданию семьи...Никакие нефтегазовые доходы, попадающие в руки кремлёвских плутократов, не спасут Россию от системного упадка, если эти излишки не будут вкладываться в здравоохранение и социальное обеспечение, модернизацию промышленности и создание реальных стимулов для повышения рождаемости".
        Нам  необходимо быстрее повышать уровень жизни большинства граждан и, не допуская уравниловки, устранять чрезмерное социальное расслоение с помощью прогрессивного налогообложения и другими экономическими методами.  Должны быть приняты экстренные меры по ликвидации беспризорности, по организации мест ночлега и хотя бы скромного питания для бездомных. Надо разработать и внедрить систему продажи узаконенного минимума жизненно важных товаров по твёрдым ценам малоимущим. Нужно разработать и реализовать государственную программу  обеспечения хотя бы скромным жильём всех нуждающихся.
       В последнее время придаётся большое значение необходимости ужесточения мер борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией должна носить системный характер, причём как в государственном, так и в частном секторах.  Ограничиваться исключительно уголовной ответственностью в условиях столь широко распространённой коррупции - значит неизбежно скатиться к приснопамятным массовым репрессиям. Система антикоррупционных мер должна включать соответствующую экспертизу принимаемых законов и механизмов их исполнения, внедрение безналичных расчётов и электронных денег, контроль за прозрачностью и законностью деятельности финансовых учреждений, пересмотр и введение в цивилизованные рамки понятия коммерческой тайны, чёткую регламентацию и контроль деятельности органов управления на всех уровнях, ужесточение антикоррупционного контроля за деятельностью предприятий всех форм собственности, усиление гласности и повышение роли общественности в борьбе с коррупцией.
      В науке и образовании пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных "научных достижениях"  и о "самом лучшем в мире образовании".  Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или мнимыми достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих.
Не хочется огорчать учёных коллег, но думается, что всё-таки не обойтись и без серьёзной реформы РАН с её институтами, и без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, и без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг:   нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. То же относится и к науке. За последние 20 лет Россия потеряла 740 тыс. учёных. За период с 1989 по 2005 г.г. (по данным центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН) численность научных работников сократилась с 1 млн. 119 тыс. до 381 тыс. человек, т.е. в 2,9 раза. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает как минимум семь лет после окончания вуза. Заполнить эту нишу за несколько лет, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. В противном случае процесс станет необратимым, и Россия вообще лишится отечественной науки.  Это относится к академической и, отчасти, к  вузовской науке. А что же сказать о нашей прикладной, отраслевой науке? Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких  технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
         Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят:  надо финансировать не институты, а их конечные результаты;  надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор  работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёному-экспериментатору нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Конечно, есть альтернатива - покупка этого за большие деньги за рубежом, как мы сейчас многое покупаем, вплоть до продовольствия, лекарств и множества других жизненнно необходимых товаров...Как же можно не платить за ту самую базу, за её многолетнее поддержание на работоспособном уровне, на которой только и можно получать конкретные результаты?!  Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. И не какие-то жалкие подачки, а достаточные для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука.
          В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Поэтому нужна более эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений:  за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность.  Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций.  
      Теперь вузы должны ещё и спасать от полного развала  систему начального и среднего профессионального образования (ПТУ). Российским предприятиям становится с каждым годом всё труднее находить на рынке труда квалифицированных рабочих. Положение может исправить разработка и реализация системы включения учреждений начального и среднего профессионального образования в состав профильных вузов в качестве их структурных подразделений. Низкой остаётся заработная плата школьных учителей и профессорско-преподавательского состава вузов. Профессор вуза получает зарплату ниже, чем у квалифицированного рабочего на промышленном предприятии или у секретарши в преуспевающей коммерческой фирме.
      Переломить описанные выше негативные тенденции можно только на основе тщательно разработанного плана, с конкретными результатами и сроками.  Необходима координация экономической деятельности всех регионов, всех отраслей, предприятий всех форм собственности для достижения общей цели - всестороннего социально-экономического развития страны. Без этого все наши "сценарии" и "стратегии" останутся лишь на бумаге. Планирование, учёт и контроль отнюдь не противоречат современной рыночной экономике. Не создают они препятствий и для развития малого и среднего бизнеса. Напротив, продуктивный (а не криминальный) бизнес займёт свою нишу в общих усилиях, обретёт уверенность и перспективы в работе.
        Следует прекратить разрушительную практику "демонополизации", "дерегулирования" и насаждения конкуренции даже там, где она неуместна и вредна. Эта практика давно себя скомпрометировала. Конечно, необходимо поощрять честных и умелых бизнесменов, создавая им благоприятные условия. Но нельзя объявлять "нерыночными мерами" и "избыточным государственным вмешательством"  законные действия по недопущению на рынок безграмотных и безответственных "предпринимателей". Их активная "деятельность" не только наносит обществу моральный и экономический ущерб, но и всё чаще становится причиной аварий и катастроф.
       Ни в коем случае нельзя ослаблять роль государства в управлении  важными отраслями экономики. Напротив, необходимо способствовать созданию дееспособных и эффективных вертикально интегрированных структур, расширять систему государственных заказов с охватом всех ключевых отраслей и с участием предприятий всех форм собственности. Необходим жёсткий контроль над целевым расходованием средств и реальными конечными результатами.  Для повышения мотивации работников госаппарата на добросовестную и эффективную работу целесообразно, сократив штаты, значительно увеличить остальным заработную плату, с одновременным повышением административной ответственности за упущения и введением более суровой уголовной ответственности за злоупотребления и нарушения законности.
       В советское время  планирование было возведено в ранг закона. При этом государство по отношению к предприятию выступало в ролях и заказчика, и поставщика, и инвестора. Это обстоятельство обеспечивало высокую степень определенности и значительно облегчало задачу планирования. В условиях рынка эти три основные составляющие процесса планирования представляют собой группы независимых и, более того, неопределенных факторов. По сугубо политическим мотивам планирование в российской экономике было свёрнуто. Это было вызвано превратным пониманием рыночных процессов как стихийных и неуправляемых. Безусловно, роль и принципы планирования в условиях рынка принципиально отличаются от тех, которые были в условиях государственной плановой экономики. Однако, в условиях современного рынка роль планирования значительно возрастает.
        Многие ли российские предприятия имеют стратегию и планы своего развития?  План – это продуманные действия, а не рефлексивная суета. План позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь вносит в них свои коррективы.  План позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в целенаправленный, хорошо организованный и последовательный.
       Государство, полностью отказавшееся от планирования в промышленности, обречено на гибель. Оно не в состоянии эффективно управлять экономикой. Единственным реальным источником бюджетных поступлений являются предприятия и организации, осуществляющие активную экономическую деятельность. Прогнозирование бюджетных поступлений и до сих пор часто осуществляется без учета действительного и будущего состояния ключевых отраслей и бюджетообразующих предприятий. Поскольку ситуация на предприятиях может быстро изменяться, а также и потому, что многие из них требуют серьезных преобразований или уже находятся в процессе реконструкции, использование реальной информации о состоянии и планах развития предприятий, особенно крупных, является обязательным условием  достоверности прогнозов доходов государственных бюджетов всех уровней.
       Только достоверная информация о планах развития предприятий позволяет сделать выводы, без которых невозможно развитие современной экономики.  Сколько будет создано новых рабочих мест? Будут ли сохранены старые рабочие места? В каком направлении должна развиваться система переподготовки кадров, какие затраты планировать на обучение? Сколько денег потребуется на выплаты пособий по безработице? Какие планируются "технологические цепочки", когда одно предприятие может получить заказ от другого и, следовательно, рационально загрузить производственные мощности? Какой уровень потребления электроэнергии, топлива, воды и т.д. ожидается в будущем? Какой объем ресурсов потребуется для реализации планов основных промышленных потребителей? Все эти и многие другие вопросы нельзя решить без планирования. Правда, некоторые из тех, кто относит себя к экономической элите, до сих пор продолжают нам внушать, что в рыночной экономике эти вопросы решаются автоматически, сами собой. Но догмы, вычитанные из устаревших экономических учебников, уже давным-давно неприменимы к современной рыночной экономике.  
      Без планирования невозможно и разумное привлечение инвестиций. На рынке России сложилась парадоксальная ситуация. Есть немало инвесторов, особенно иностранных, желающих инвестировать. И есть практически полное отсутствие профессионально подготовленных предложений со стороны предприятий. Если предприятие не в состоянии представить реалистичный бизнес-план, демонстрирующий стратегию его развития и эффективность инвестиционного проекта, то оно не может рассчитывать на привлечение инвестиций. При этом, бизнес-план должен быть подготовлен в полном соответствии с международными стандартами, независимо от того, кто является потенциальным инвестором. Принципы планирования и оценки эффективности инвестиций сегодня едины, как в России, так и в других странах.
       Без планирования нельзя решить и задачу создания ответственных и эффективных собственников. Анализ итогов массовой приватизации начала 90-х показывает, что главная ее цель – создание эффективного собственника - так и не была достигнута. Эффективный собственник – это тот, кто готов принять на себя всю полноту ответственности за предприятие, находящееся в его собственности. В России отсутствуют реальные механизмы контроля над приватизированной собственностью. Более того, сама идея такого контроля подвергается обструкции как чуждая либеральной экономике. Неужели директор предприятия, на котором работают сотни, а иногда и тысячи людей, не должен быть ответственен перед государством за те социальные последствия, которые могут возникнуть в результате его непрофессиональной работы?  Ведь именно государство сплошь и рядом расплачивается за негативные последствия безответственных и некомпетентных действий собственников. Государство обязано и контролировать процесс приватизации,  и предвидеть его последствия. Необходимо  ввести в практику жесткое требование: разрешение на приватизацию может получить только тот инвестор, который предлагает эффективную и реалистичную программу развития предприятия. Должны быть  предусмотрены и санкции по отношению к инвесторам в случае невыполнения продекларированных ими программ или планов развития, вплоть до смены собственника. Существующая процедура банкротства сложна и громоздка, необходимы более действенные и менее коррупционные инструменты.
       Задача государства - в кратчайшие сроки создать единую и сквозную систему планирования, которая позволит эффективно решать указанные выше задачи. Современный уровень развития информационных технологий и вычислительной техники позволяет решить эту проблему. С методической точки зрения, имеются и российские разработки в области стратегического планирования, и разработки в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии, Китае. В специфических российских условиях представляется важным учёт инициативы регионов, увязка региональных планов с общефедеральными. В конечном итоге, планирование в центре и в регионах должно быть совместным.
      В американской газете "Вашингтон пост" 30 июня 2008 г. напечатана статья Джима Хогланда под заголовком "Свобода действий для России" (http://www.inosmi.ru/stories/07/04/25/3510/242267.html). Смысл этого заголовка в том, что Америке следует не нажимать на Россию, а наоборот  предоставить ей полную свободу действий с тем, чтобы Россия смогла сама убедиться в правильности американского прогноза. Что же предрекается нашей стране? Прогноз отнюдь не оптимистичен: "Экспорт энергоресурсов приносит России огромные валютные доходы. Но ресурсный бум скрывает общую неспособность страны развивать другие отрасли экономики. Промышленность находится в стагнации, а годовые темпы инфляции составляют 12 процентов... Pоссийская экономика - это колосс на глиняных ногах".  Неужели это мрачное пророчество сбудется? Наша страна не раз бывала в трудных ситуациях. И каждый раз своевременно осознавала реальное положение дел, находила в себе силу и мужество для победы. Так должно быть и на этот раз!

http://vladislav-expert.narod.ru

E-mail:  vladislav_feldbl@mail.ru
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.