Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Какой должна быть школа будущего, Прежде всего, школа обязана сформировать из ребенка Человека. Не накачивать его знаниями, а изменять, чтобы понимал себя, природу и человеческое общество.
[QUOTE]andre75 пишет:
В переводе с древнегреческого слово \\"школа\\" означает \\"досуг\\" - место, где приятно проводят время. Именно для этого туда приходили.

Понятно, насколько это далеко от сегодняшней школы. Сегодня ребенок обязан туда идти, чтобы получить образование. Тогда как на самом деле ребенок должен хотеть находиться в атмосфере, которая называется школой, иначе он не учится.

Прежде всего, школа обязана сформировать из ребенка Человека. Не накачивать его знаниями, а изменять, чтобы понимал себя, природу и человеческое общество. Он должен знать, что в себе изменить, чтобы достичь цели своей жизни. Изменив себя, он поймет происходящее в мире и в природе. Ему надо помочь это сделать в форме увлекательных бесед.

Когда собирается группа, в которой все равны, то не имеет значения возраст. Учитель не подавляет и не ограничивает - он находится на одном уровне со всеми. Дети объясняют детям, и вся школа превращается в место общения, воспитания, бесед, кружков, в которых все участвуют равно и свободно.
Дополнительно можно почитать материал на Блоге Лайтмана www.laitman.ru/education/4165.html][/QUOTE]


Звучит красиво! Не "накачивать " знаниями, а "Сформировать Человека". "Увлекательные беседы"! Но позвольте, надо хотя бы "накачать" ребёнка таблицей умножения, объяснить, что дважды два - четыре. И дать ребёнку совершенно необходимый минимум знаний по различным предметам. Без этого "увлекательные беседы" никому не нужны! Они, конечно, будут приятны ребёнку, но окажут ему плохую услугу. Знаете ли Вы, сколько у нас сейчас абсолютно безграмотных людей, причём на довольно высоком уровне? И их количество продолжает расти катастрофическими темпами!
Изменено: Владислав Фельдблюм - 11.06.2009 14:25:09
Всеобщее среднее образование возможно? А нужно?
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:
В сфере образования соперничество между государствами в полном разгаре. И остановить его сегодня невозможно. А надо бы всем остановиться и подумать о здоровье детей.[/QUOTE]


Что значит "остановиться и подумать о здоровье детей"? По-вашему пусть лучше дети будут безграмотными, но здоровыми? А кому они тогда будут нужны?? Какая жизнь им будет уготована??? И кроме того, почему Вы решили, что забота о здоровье детей не входит в сферу образования???? И этот бред пишет тот самый человек, который ратует за свободу, демократию и конкуренцию!
О положении в науке и образовании., статья
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:



Цитата  


Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.

Вы пессимист. А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться. Но новая власть будет их решать успешно. Надо понимать, от чего мы ушли. Партийное образование рухнуло. Рухнуло. Душу вынули, душу марксистско-ленинскую. Образовался вакуум, и этот вакуум непросто заполнить. Вас тянет к советскому, а меня отталкивает советское. И тут мы друг друга не поймем. Вы хотите все обустроить скоро. А я считаю, торопиться не надо, все великое требует времени. 5 июня 2009 г.[/QUOTE]

Я не за "партийное образование". И я тоже верю в российское образование. Но не по Вашим рецептам!
О положении в науке и образовании., статья
[QUOTE]Татьяна Kech пишет:



Цитата  


Сергей Корягин пишет:
А я верю в российское образование. В нем сейчас тьма проблем. Они могут еще прибавиться.
Уважаемый Сергей! Если окончательно введут ЕГЭ, с образованием действительно проблем не будет!Так же, как и самого образования.   Извините, не утерпела. У меня младший сейчас как раз проходит этот \\\"эксперимент\\\".
И еще. Давно хочу вас спросить - не как админ, конечно, а как обычный собеседник: Вот Вы - умный, мягкий, интеллигентный человек, давно ли Вы читали русскую литературу??Все, что тогда имели, имеем и сейчас, и в советское время имели то же самое!




Цитата  


Сергей Корягин пишет:
Надо понимать, от чего мы ушли.
От самих себя не уйдешь.[/QUOTE]


Это Корягин-то "умный, мягкий, интеллигентный человек"?!
О положении в науке и образовании., статья
[B]О положении в науке и образовании [/B]

Этот материал был дан в виде комментария. Но, судя по обсуждению проблем образования и науки, он заслуживает статуса отдельной темы. Хотелось бы выслушать больше мнений.
Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее полутора сотен студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учителя и преподавателя, можно пламенно призывать наших учителей и преподавателей следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
Материальная база учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто физически умирают, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, и это отрицательно отражается на качестве преподавания. Учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере образования не отражают безрадостного положения дел.
Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Думается, всё-таки не обойтись без серьёзной реформы РАН с её институтами, без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов.Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать реальную экономику. Только в ней могут быть востребованными и наука, и образование!

Владислав Фельдблюм, доктор химических наук, профессор
Ярославль
О престиже педагогической профессии!
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:
Маниакальная страсть к власти над душами людей встречается не только в политике, но и в педагогике. Было время, когда подобные факты скрывали, и наивные граждане страны думали, что у нас в школе полный порядок. Сегодня эти факты не скрывают - и правильно делают.[/QUOTE]



Вы - большой любитель комментировать мои сообщения. Не хотите ли прокомментировать статью "О положении в науке и образовании"?
Владислав Фельдблюм. 5.06.2009
Наука педагогика
[QUOTE]Tanya89 пишет:
Доброе время суток!  
В настоящее время взамен \\"устаревшей\\" педагогики предлагаются новые отрасли знания - философия образования и психология образования. Как вы считаете: педагогика - это отдельная самостоятельная наука или все же ветвь философии и психологии и пора ее заменить?  
С нетерпением жду ваших мнений.
Пока![/QUOTE]


Дело не в названии. Лишь бы эта наука учила учителей учить детей!
Владислав Фельдблюм. 3.06.2009
Какой преподаватель в школе и ВУЗе нам нужен?, Преподаватель должен не только учить предмету, но и быть нравственным образцом для подражания.
[QUOTE]Сергей Корягин пишет:



Цитата  


Владислав Фельдблюм пишет:
Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
А что Вы сами сделали практически, чтобы улучшить положение дела? Отвратительных демагогов партийного образца у нас хватает, а когда конкретно надо что-то делать - их с огнем не найдешь. В Ярославле есть власть - войдите в эту власть, помогите ей советом и делом. Своей партии Вы помогали, протирали брюки во всевозможных заседаниях, а чем заняты сегодня? Расскажите нам, великий демагог посткоммунистической России.[/QUOTE]

Конечно, мне есть что рассказать. Только не такому наглецу и хаму, как Вы!
Владислав Фельдблюм. 2.06.2009
Какой преподаватель в школе и ВУЗе нам нужен?, Преподаватель должен не только учить предмету, но и быть нравственным образцом для подражания.
[B]О проблемах в науке и образовании[/B]

Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее полутора сотен студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учителя и преподавателя, можно пламенно призывать наших учителей и преподавателей следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учитель - это живой человек, такой же бедолага, переживающий все неприятности нашего кризисного общества. У него тоже есть семья с её повседневными заботами, есть дети. Их надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, бардак усиливается, учительская зарплата нищенская, престиж учительского труда падает. Многим родителям просто наплевать на своих детей, и они предоставлены сами себе и улице.
     Материальная база учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто физически умирают, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, и это отрицательно отражается на качестве преподавания. Учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере образования не отражают безрадостного положения дел.
   Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании.  Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих.  Думается, всё-таки не обойтись  без серьёзной реформы РАН с её институтами,  без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов,  без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг:   нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить  эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких  технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
         Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят:  надо финансировать не институты, а их конечные результаты;  надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор  работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Как же можно не финансировать экспериментальную  базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне?  Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо.
          В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений:  за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств. Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально  отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей.  Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов.Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать реальную экономику. Только в ней могут быть востребованными и наука, и образование!

Владислав Фельдблюм, доктор химических наук, профессор
Ярославль
Изменено: Владислав Фельдблюм - 09.05.2009 12:42:02
Во всем виноват Адам Смит
[B]Владислав Фельдблюм[/B]

[B]АЛЧНОСТЬ И ОБМАН ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДУТ![/B]

        Прозвенел тревожный звонок: многие физические и юридические лица перестали отдавать кредиты коммерческим банкам! Эта ситуация, если не принять упреждающие меры, чревата таким финансовым кризисом, по сравнению с которым дефолт-98 покажется сущим пустяком.
        Общеизвестно, на чём главным образом зарабатывают банки - на разнице между процентом по кредитам и процентом по вкладам граждан. Чем эта разница больше, тем банку выгоднее. Конечно, здесь есть ограничения. Если банк установит непомерно высокую процентную ставку по кредитам, их просто не будут брать. В то же время, при слишком низкой процентной ставке по вкладам граждане не понесут в банк свои деньги. Правда некоторые банки пытаются обойти эти ограничения. Бывает, что они  даже выдают беспроцентные ссуды "своим" людям или фирмам под сомнительные коммерческие операции. Цель этой махинации проста: это не что иное, как один из способов обналичивания денег, с последующими "откатами" самим банкирам. Такого рода махинации, конечно, рискованны. Ведь это, в сущности, обычное воровство денег у вкладчиков в расчёте на то, что оно пройдёт незамеченным. Тем не менее, этот метод "зарабатывания" денег получил довольно широкое распространение в эпоху беспредела начала и середины 90-х. Теперь этого стали опасаться, поскольку Центральный Банк усиливает контроль за операциями коммерческих банков, требует более прозрачной отчётности.
          Другой вид махинаций - установление банком неоправданно высокого процента по вкладам. Доверчивые граждане охотно доверяют таким банкам свои денежные средства. Мы хорошо знаем, чем это кончается. Ещё не стёрлась в памяти история легендарного Лёни Голубкова. Набрав кучу денег, такой банк объявляет себя банкротом, а его владелец испаряется в неизвестном направлении. Но и с этим теперь всё сложнее.  Любители такого "бизнеса" всё чаще оказываются на скамье подсудимых.
          Однако, фантазия любителей лёгкой наживы поистине беспредельна! Они изобрели "плавающую" разницу между ставками по кредитам и депозитам. Сперва они устанавливают одну ставку по кредитам, а когда кредит оформлен и заёмщик начинает им пользоваться, они находят "объективные" причины для повышения кредитной ставки, часто весьма существенного. Но, похоже, этот канал воровства денег у заёмщиков тоже могут перекрыть. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий при подписании договора обязательное информирование респондента о полной стоимости предоставляемого кредита. Эти изменения в законодательстве будут внесены в 30-ю статью закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой коммерческие банки обязаны уведомить заёмщика до заключения с ним договора обо всех условиях кредита, т.е. об уровне оплаты, сроках погашения, с указанием полной стоимости выданного кредита. Кроме того, согласно этому изменению в законе любые кредитные организации должны предупредить заемщика о «штрафных» выплатах в случае несоблюдения каких-либо условий договора, например, чтобы досрочное погашение кредита не ударило по карману плательщика.
            Но что мы всё о банках!  Разве все заёмщики кристально честные? Увы, нет! Нечестных заёмщиков можно условно разделить на категории. Одни убеждены, что все банкиры - воры. И считают делом чести отомстить. Для этого они изобретают всевозможные способы обмануть банк, заодно воспользовавшись его деньгами. Можно, например, подделать документы, необходимые для получения кредита. Можно уговорить какого-нибудь простака с настоящим паспортом и настоящей пропиской за небольшую мзду купить товар в кредит и передать его злоумышленнику ("покупатель", конечно, немедленно исчезает). Можно, взяв кредит, объявить себя мнимым банкротом. Обычно к этому приёму прибегают тогда, когда осознают невозможность выплаты кредита или когда существенно изменяются условия выплаты. Тогда избавляются от всего ценного, и судебный пристав не находит ничего, чем можно было бы расплатиться с банком. Возможен и иной вариант: если нет работы, то можно встать на учет в центре занятости и отправить  в банк письмо, в котором указать, что вы сейчас не в состоянии выплачивать кредит. Наконец, недобросовестный заёмщик крупной суммы может юридически умереть - изменить место регистрации и данные паспорта, если надо, то и за взятку.
           Но, к сожалению, в категорию должников по кредитам всё чаще попадают не обозначенные выше патологические личности, а честные и добропорядочные граждане. Объективные причины долгов понятны. Россияне морально не готовы к идеологии «жизни в кредит», многие рассуждают просто: берёшь сейчас, а расплачиваться завтра. Что-нибудь придумаем! В стране, где десять лет назад даже чайник Tefal вызывал восторженное состояние, народ берет в кредит ноутбуки, домашние кинотеатры, дорогие мобильные телефоны. Люди, воспитанные в системе сдерживания своих потребительских вожделений, стремятся сейчас больше получить, нежели думать о будущем. Многие набрали по 10 кредитов и судорожно думают, как их гасить. Многие просто не в состоянии грамотно рассчитать и оценить свои реальные возможности. У многих изменяются жизненные обстоятельства, и они теряют возможность рассчитаться по кредитам.  Но банку нет до этого дела, он должен возвратить своё, и с процентами. Начались случаи принудительной продажи имущества и жилья людей, не сумевших во-время расплатиться с банком. Скоро должников перестанут выпускать за границу. На дом к должникам начинают приходить "коллекторы" - специалисты по взысканию долгов. На защиту должников выступают "антиколлекторы". Массовая драка - лишь вопрос времени. Не за горами и уголовная ответственность должников.
             Конечно, среди коммерческих банков и фирм, занимающихся проблемами кредитования, нарастает понимание серьёзности ситуации. Наиболее дальновидные из них предпринимают усилия, чтобы добросовестно и внимательно разобраться в причинах задолженности, стремятся не только вернуть долг, но и сохранить клиента. Некоторые из них разработали специальные системы по управлению дебиторской задолженностью. Они провозглашают  правильный лозунг: ключевой ценностью любого бизнеса является клиент, взаимоотношения с которым необходимо сохранить и упрочить. Они даже проявляют готовность в случае финансовых затруднений клиента  разрабатывать оптимальную для банка и заемщика систему выплат. Они справедливо считают, что сегодняшний должник завтра может оказаться перспективным потребителем услуг, сохранение отношений с которым принесет хороший доход банку. Такой подход, по их мнению,  позволяет решить многие сложные затруднения ещё до возникновения задолженности. Многие банки и специализированные фирмы сегодня уже производят детальную оценку благонадёжности заёмщика, проверку достоверности информации о нём. Это позволяет более надёжно отсортировывать мошенников и несостоятельных заёмщиков.
         Но столь квалифицированный подход всё же характерен для немногих банковских учреждений и касается преимущественно наиболее богатых, выгодных клиентов. В целом картина удручающая. В стране может возникнуть грандиозная кредитная пирамида.  Первый уровень её - неаккуратно розданные кредиты, второй - привлечённые под них средства инвесторов с Запада, а на третьем вполне могут оказаться стабилизационный фонд или пенсионные деньги. И если всё это рухнет - мало не покажется!  Сумма невозвратов все выше и выше. Однако российские банки до сих пор в массе своей не банкротятся, бодро рапортуют об открытии очередных офисов и появлении новых кредитных предложений. Агрессивное «продвижение на рынок»  не сворачивается.
           В России доходы банков растут в среднем на 40% в год. Это примерно в 6 раз выше, чем в Европе и США. Более половины этих доходов обеспечивает кредитный бум. Но невозвраты могут кардинально изменить эту ситуацию. Объём невозвратов начинает расти быстрее, чем объём выдачи кредитов. Банкиры стараются выглядеть прилично, сильно занижая в отчётах объём невозвратов. Один из способов выглядеть прилично - просто продлить кредит, заключив с заёмщиком дополнительное соглашение. Реструктуризация кредита вполне законна, и махинацией её назвать трудно. Как бы там ни было, но по данным, опубликованным в интернете, банки одолжили населению уже около 2 триллионов рублей, а долги заёмщиков составляют  не менее150 миллиардов рублей. Должниками банков стала десятая часть жителей страны.
          Есть два варианта действий государственной власти в создавшейся ситуации. Первый вариант, как это ни покажется странным, просто бездействие. Предоставить событиям идти своим чередом. Сильные банки выживут, слабые - обанкротятся.  Именно такое попустительство частнопредпринимательской деятельности было характерно для раннего капитализма столетней давности. В России 90-х годов банкам тоже была предоставлена почти полная свобода действий. Даже все признаки надвигавшегося дефолта-98 не смогли разбудить тех, кому положено было заботиться о недопущении кризиса: они жили по пословице "пока гром не грянет - мужик не перекрестится!".
           Срабатывает ли политика бездействия? Здесь всё зависит от масштабов кризиса и общей социально-экономической ситуации в стране. Во времена Великой депрессии в США 30-х годов кризис оказался настолько глубоким, что стал угрозой социально-политической стабильности. В этих условиях "новый курс" президента Рузвельта был вынужден заниматься капитальным ремонтом всей банковской системы (http://Roosevelt-memory.narod.ru). Сейчас на Западе снова имеют место кризисные явления на фондовых биржах и в банковской сфере. Сперва государство не вмешивалось. Но теперь крупнейшие центробанки - Федеральная резервная система США, Европейский ЦБ, центральные банки Англии, Канады, Швейцарии - активизируют меры по борьбе с кризисом ликвидности, выдают немалые кредиты частным банкам. Упреждающие меры очень важны, ибо по оценкам экспертов мировой финансовый кризис разрастается. Ему способствуют   неистовая истерия и разговоры о возможном повторении Великой депрессии.
             В нашей стране власти пока не торопятся. Звучат уверения, что кризиса не будет. В этом хладнокровии есть свой резон. Пусть банки учатся эффективно работать и в непростых условиях! У наиболее одиозных банков отзываются лицензии. На случай кризисных явлений есть запас прочности в виде стабилизационного фонда, пенсионного фонда, да и просто печатного станка. Но такое спокойствие может подвести. Дело в том, что при нынешнем положении дел в стране нарастание кризисных явлений в банковской сфере может стать катализатором гораздо более опасных процессов. Несмотря на бодрые заявления нашей статистики об экономическом росте и улучшении жизни населения, реальная ситуация остаётся сложной. Растёт инфляция. В наличии массовая бедность и недопустимо высокое социальное расслоение, которое продолжает усугубляться. Коррупция официально объявлена угрозой для безопасности страны. Готовится "национальный план" по борьбе с коррупцией.
              Предусматривает ли этот план меры по искоренению коррупции в банковской сфере? Ведь эта сфера - один из рассадников коррупции. Думается, что нам страусова позиция не подходит. Раз уж решено бороться с коррупцией по-крупному, то едва ли правильно ограничиваться косметическими поправками в банковское законодательство. Необходимо по-настоящему наводить порядок в банках, да и вообще в кредитно-денежной политике. Давно следует ввести в цивилизованные рамки норму о коммерческой и банковской тайне. Надо, чтобы эта "тайна" перестала быть прикрытием для всевозможных бессовестных махинаций. Следует разработать и законодательно утвердить систему мер, которая должна сделать действительно прозрачными все процедуры кредитования, все механизмы извлечения банковской прибыли, все пути прохождения отчётной финансовой документации. Надо активизировать ревизионно-контрольную деятельность Центрального Банка. Надо предусмотреть давно назревшие меры государственного и общественного контроля за деятельностью и самого Центрального Банка. Его "независимость" уже стала своего рода анахронизмом.
                Все эти меры должны внести вклад и в развитие отечественного производства, и в сдерживание инфляции, и в укрепление банковской системы, и в предупреждение кризисных явлений. Эти меры должны стать неотъемлемой частью государственной политики планомерного, всестороннего развития народного хозяйства страны (http://vladislav-expert.narod.ru). Они должны быть направлены на реальное повышение уровня жизни большинства населения. Пока что России удаётся оставаться в стороне от масштабного кризиса, надвигающегося на западные страны. Нам надо и дальше укреплять и оберегать свою безопасность, разумеется не пренебрегая постепенным вхождением в мировую экономику.

http://expert-15.narod.ru


E-mail: vladislav_feldbl@mail.ru
             








 



.





.




























   
 




 

.



.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.