Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 ... 137 След.
Мозг - это просто, френология или методология?
Антонио . А это от меня небольшой подарочек.  :)
Небольшой наезд на 2-ю сигнальную, по которой давно плачет известная бритва.

Говорил ли неандертальский человек?  http://www.znanie-sila.ru/projects/issue_416.html

Люди учат обезьян отстаивать свои права в суде http://www.membrana.ru/articles/global/2007/04/28/124000.html

Макаки-резус могут вычислять сумму вероятностей http://www.membrana.ru/lenta/?7307

Макаки-резус сюсюкают с потомством  http://www.membrana.ru/lenta/?7603

Биологи раскрыли секреты песен гиббонов http://www.membrana.ru/lenta/?6824

У некоторых обезьян обнаружены задатки к воспроизведению речи http://www.membrana.ru/lenta/?4116

Генетическая загадка музыки http://www.medicinform.net/human/biology/biology3.htm

Человек среди животных  http://www.scorcher.ru/neuro/science/animals/animals.php

Учёные обнаружили, что птицы понимают язык животных http://www.membrana.ru/lenta/?2758

Гориллы дают учёным ключи к тайне появления языка http://www.scorcher.ru/journal/art/art380.php

Речь  http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/speech/speech.php

Этические символы общения
Что стоит за пониманием прекрасного?  http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/beautiful/beautiful.php

Биологи расшифровали язык сусликов http://www.membrana.ru/lenta/?5351

Канадский биолог выявил тайный язык сусликов http://www.membrana.ru/lenta/?3451

Учёные начали исследовать хладнокровных сусликов  http://www.membrana.ru/lenta/?2266

Высшая нервная деятельность. Сигнальные системы
Высшая нервная деятельность животных и предпосылки для возникновения высшей нервной деятельности человека
 http://www.4medic.ru/page-id-363.html
Изменено: Макрофаг - 24.11.2009 07:17:19
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eMTiVi пишет:
Почему лимбическая система настолько сильна, что от неё зависит наша жизнь? Не захочет она жить, и мы покончим с собой, не взирая ни на какие лобные доли?[/QUOTE]

Автомат без лобных долей просто  не додумается - покончить с собой.

Вот тут в сети нашел сообщение о главной сигнальной системе и выражаю согласие с автором поста.

[QUOTE]Я в корне согласен со сказанным, но у меня совершенно противоположное мнение: главной сигнальной системой является задница. Она раньше мозга предупреждает об опасности, она является центром внимания и порождает самые заводные мысли. Все млекопитающие обладают задницей - это самостоятельный высший мозг разума. Она тесно связана с окружающим миром (пока петух не клюнет, Чем глубже прячешь голову в песок, тем беззащитней становится твоя задница. Чаще всего охота отбивается вместе с задницей.) и физиологические связи с остальным телом - как более ранее стадии развития задницы (Облысение - это постепенный переход головы в задницу.) и вообще, у каждой задницы свое лицо.

Ученые возмущенно недоумевают: если у всех млекопитающих есть задницы, то как же отличать от них человека?! Да запросто: животные не являются идиотами, а вот люди, по большей части - являются.

У японских ученых есть определенные успехи в этом направлении, и пока мы тут спорим, они уже делают аппаратуру, которую продают нам чтобы делать высококачественные снимки задниц.

Ученым-идиотам давно пора зарубить на носу: задница, задница и только задница повинна во всем, именно поэтому у детей наказывают задницу! все же остальное - побочно.[/QUOTE] :D
Изменено: Макрофаг - 23.11.2009 15:18:16
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
ведь его отстаивают не просто литературники-гуманитарии-богословы, но и богословы, обладающие научными степенями в области биологии, медицины и других естественных дисциплин.[/QUOTE]

Ув.Петр.  :) Одними средствами : биологии,нейрофизиологии,антропологии,психологии ит.д науку о мозге и поведении изучить и достичь понимания очень сложно (практически невозможно) Напр. в нейрофизиологии изучать мозг при помощи энцефалографа:. это равносильно - засунуть прибор в процессор компа и считывать результат.
Психология - "черный ящик" итд. Возможность появляется при обобщении фактических данных многих научных дисциплин при обязательном использовании научной методологии познания реальной действительности

[QUOTE]Наука призвана так описывать реальную действительность, чтобы в ограниченных условиях всегда было верно это описание, хотя в других условиях оно может и перестать быть верным (например, механика Ньютона верно описывает действительность для относительно медленно совершающихся изменений).
Наука (точнее ученые - носители науки) занимается описанием наиболее общих закономерностей причинно-следственного характера. Как неизбежное зло, приходится делить это общее на более частные описания, ограниченные предметными областями исследований. В рамках предметных областей такие описания способны иметь определенный смысл у каждого, кто способен воспринять формализованные описания, а вне таких рамок становятся некорректными.
Поэтому наука не занимается объяснениями - т.е. описаниями, предназначенными для какого-то определенного случая: объяснением причины и каким образом эта причина порождает данное следствие. У объяснения слишком узкий круг условий применимости: для несколько других условий оно может оказаться порочным.
[/QUOTE]

Вот рекомендую к прочтению :"Оптимальные методы познания мира"http://www.scorcher.ru/art/science/methodology/methodology.php

Богословы - биологи .это просто предатели науки (других слов у меня нет)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Антонио пишет:
Меня интересует вопрос закрепления в памяти устойчивого динамического стереотипа, при обучении этихживотных речевым навыкам.[/QUOTE]

Весь мозг - память. "Память и научение" http://www.scorcher.ru/neuro/science/memory/mem101.htm

Закрепление "динамического стереотипа" это -  личность, с личной оценкой значимости: удачное действие(возбуждение) - поощряется для дальнейшего использования , неудачное - блокируется (торможение)

[QUOTE]Что нужно для того, чтобы самому получить возможность приспосабливаться к новым условиям?
Во-первых, нужно уметь вообще распознавать, что условия - новые. Должен иметься распознаватель новизны ситуации. Причем умеющий распознавать не какую угодно новизну (ничто в мире не повторяется идентично), а реагировать только на ту новизну, что важна, значима, имеет смысл для понимания, приспособления к ситуации. И такому вот распознаванию нужно научиться: уметь распознавать эту важность.
Во-вторых, нужно как-то оценить результат поведения для организма: хорошо это для него или плохо. То, что хорошо должно впредь стать желательной программой поведения в новых условиях, а то, что плохо - программой избегания такого варианта поведения.[/QUOTE] http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/persona/persona.php

Что касается "речь животных" ...вот тут как- то беседовали:http://forum.neuroscience.ru/showthread.php?t=2432
"Феномен говорящих животных раскрыт" - судите сами   :)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Техник пишет:
Так я и не спорю. Однако собака все ж не человек, и экстраполировать собачьи результаты на людей не совсем корректно. Когда-то давно читал об экспериментах с людьми в сурдокамере. Не помню, чтобы они там засыпали.Опять же глухонемые, или слепые от рождения - что они, спят на ходу что ли?[/QUOTE]

..."Джон Лилли, практикующий врач и нейропсихолог, разработал камеру в 1950-е годы. В процессе изучения психоанализа в Национальном институте психического здоровья Лилли начал проводить эксперименты с физической изоляцией. В то время в нейрофизиологии стоял вопрос о том, что требуется мозгу для работы, и откуда он берёт энергию. Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, то есть не зависит от внешней среды. Однако утверждалось, что если все стимулы убрать, то мозг уснёт. Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследовать сознание и его связь с мозгом.

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST), "

Единственный плюс человека это -[B]Защитные механизмы творчества и экстериоризационный диалог человека с самим собой также выявляют возможности перевода внутренней речи в внешнюю или письменную для адаптации к одиночеству.[/B] что позволяет выдержать непродолжительную депривацию
Все дело[B] во времени [/B] продолжительности полной депривации и техническая поддержка эксперимента.. Собачек. Павлову было не жалко (ведь - неразумные) А вот опыты с человеком - тут нужны добровольцы -камикадзе.
Вот интересный материал: http://www.medline.ru/public/histm/medarticles/fiidbikm.phtml   О.Н.Кузнецов, Н.И.Моисеева
Международный институт резервных возможностей человека
Санкт-Петербург.
Изменено: Макрофаг - 23.11.2009 11:23:39
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Александр пишет:
На мой взгляд. тогда придётся признать неравноправие людей разумных и людей инертных, до исчезновения последних. Что попахивает внутривидовой враждой "бобра и козла", "быдло и пр." и т.д.[/QUOTE]

Сценарий может развиваться в пока еще неизвестном направлении.

[QUOTE]В связи с паразитизмом у большинства ленточных червей редуцирована пищеварительная система, слабо развиты нервная система и органы чувств.[/QUOTE]
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Антонио пишет:
хочу сделать Вам подарочек[/QUOTE]
Спасибо ,я очень тронут.  :)

Возникает интересный вопрос [B]:разве предпосылки и зачатки мышления это не одно и то же.[/B]

ПРЕДПОСЫЛКА — – то, что является условием другого.
ЗАЧАТКИ - Презумптивный зачаток — (от позднелат. praesumptivus предполагаемый, ожидаемый)
Пожалуй  такие определения подходят. [B]Например : [/B]генокод ничтожно мал (600 мб) и раскрывается благодаря окружению (среда, которая начинается уже внутриутробно) .Условия раскодирования ,предпосылка - среда.

Предрасположением (может быть ,а может и нет) к депрессии,агрессии,суициду : может  служить нарушение работы серотонинергической системы + микросоциальные условия.
"[QUOTE]Серотонинергическая система имеет отношение к различным видам социального поведения (пищевого, полового, агрессивного) и эмоциям. Нейроэндокринные ритмы, настроение, сон, аппетит и когнитивные функции модулируются серотониновой системой среднего мозга. Серотониновая система другой части мозга – префронтальной коры – нарушается при различных видах асоциального поведения (ауто- и экстероагрессия, убийство, инфантицид). Считается, что истощение серотониновой системы префронтальной коры обуславливает поведенческую расторможенность (Traskman-Bendz L., Mann J.J., 2000)[/QUOTE]"

[QUOTE]Антонио пишет:
Вывод напрашивается сам собой: обе группы ученых считают, что у животных ( шимпанзе, дельфинов и собак)есть потенциальные возможности для обучения и выработки динамического стереотипа.[/QUOTE]

....тоже самое можно сказать и о человеке  :)

[B]Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).
[/B]
Нервная система высших - в ходе эволюции приспособлена менять поведение в новых возникших условиях ,и причем - [B]мгновенно[/B] благодаря выработанным (в ходе приобретемого жизненного опыта) - эмоциональным стилям поведения когда не надо долго раздумывать(ведь очень быстро скушают враги,или завтрак в лес убежит)
Это не врожденные инстинкты или рефлексы([B]хотя это предпосылка -условие, база[/B]) ,а поведенческая эффекторная цепочка программ -действий основанная на автоматизмах и реализуемая при помощи механизмов сознания. Это и есть - мышление !
По другому - просто не может быть.Отсутствие мышления предполагает отсутствие памяти.
Память - условие для реализации механизмов сознания.
На содержание (энергетическое обслуживание) памяти, тратится огромное количество энергии. Память иметь расточительно, и поэтому насекомые не запоминают приобретенный опыт . Насекомых много,маленькие размеры,меняют поведение за счет смены поколений и этот вариант их вполне устраивает для сохранения вида.
А вот высшим врожденных автоматизмов уже мало .Выработанные(на основе врожденных)  Поведенческие автоматизмы высших корректируются механизмами сознания - у человека тоже самое.

Еще раз на заметку :"Эволюционное обоснование появления сознания" http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=104

Вообщем - на мой взгляд ,необходимо (предварительно достигнув понимания) сделать мужественный ,гражданский шаг, и признать равноправие - психических процессов животных и человека. :idea:
Изменено: Макрофаг - 23.11.2009 00:54:07
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Александр пишет:
Цитата Техник пишет:Случайная последовательность только внешних событий способна сформировать лишь адаптивную машину - и не более. Если вы хотите получить интеллект, разум - необходима собственная, внутренняя, спонтанная активность.

Но "Башня молчания" Павлова достаточно красноречива! Приток "извне" необходим! И подобный "набор алгоритмов" - жизнеспособная необходимость, для промышленного производства ИИ. Рабочая среда обеспечит ИИ "загрузкой" необходимым количеством сигналов для полноценного функционирования и расширения первоначального набора алгоритмов.[/QUOTE]
Как это происходит у живых существ:

[I]"Нервные клетки к моменту созревания не имеют подключенных синаптических контактов и из-за этого оказываются в состоянии спонтанной, (пейсмеккерной) активности [7]. Как только нейрон созревает до стадии функциональной готовности, он становится способен возбуждаться и время от времени возбуждается из-за самых различных факторов, поляризующих его мембрану в условии отсутствия тормозных связей."[/I]

Здесь имеют место очень интересные моменты.
Проводились опыты по искусственной депривации животных. Новорожденных котят помещали в "вертикальную среду" . В комнате на стенах нарисованы вертикальные полосы и отсутствуют любые горизонтальные предметы.
Через определенное время котят помещали в обычную среду. Если в комнате стояла в вертикальном положении напр. швабра ,то котята обходили швабру . Если швабра лежала горизонтально - котята натыкались на швабру.
В коре не образовались связи ,которые реагируют на горизонтальные предметы.

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s45.radikal.ru/i108/0911/7a/84dbb77f5af7.jpg[/IMG][/URL]

В тему о спонтанной (пейсмеккерной активности)

[QUOTE]"При рождении животного часть нервных путей уже сформирована, это то, что называют [B]безусловными рефлексами или комплексами фиксированных действий.[/B] Это набор реакций на какой-либо стимул, для которых не требуется обучения. На прошлых лекциях упоминалось, что у ребенка при рождении есть набор рефлексов, например хватательный и сосательный. [B]На основе врожденного поведения формируется дальнейшее поведение.[/B] Мы разберем формирование нервных связей на примере зрительных, то есть как ребенок или котенок учится различать объекты. При рождении животное не способно различать объекты, хотя способно реагировать например на яркий свет, так как глаза у котенка устроены так же, как и у взрослой кошки, есть связи, передающие сигнал от светочувствительных клеток к зрительной коре, но структура этих связей еще не такая, как у кошки. После рождения, та часть коры головного мозга, которая отвечает за зрительное и другие типы восприятия претерпевает изменения. От глаз, светочувствительных клеток идут цепи нейронов к структуре, называемой боковым коленчатым телом, от них сигналы поступают к зрительной коре противоположной части головного мозга." Сигналы, поступающие в мозг, обрабатываются на каждой стадии поступления, то есть если в самом глазном яблоке миллионы рецепторов, то в боковом коленчатом теле на порядок меньше нервных связей, соответственно каждый нейрон получает сигнал от нескольких рецепторов. То, как формируется распознавание объектов в зрительной коре, было изучено на котятах. У новорожденного котенка, зрительные нервные связи перекрываются, но по мере накопления зрительного опыта оказывается, что глаза посылают сигналы в не перекрывающиеся участки коры, то есть остаются только те чередующиеся связи, которые идут только к одному глазу отдельно. Эти структуры называются колонками глазодоминантности. На слайде они показаны на примере макаки. Они видны, потому что макаке ввели в глаз радиоактивное вещество, которое распространилось только в тех клетках коры, которые отвечают за зрительное восприятие, то есть имеют нервные связи с этим глазом.[/QUOTE]

Т.е.  [B]спонтанная активность[/B] подвозбуждает (провоцирует) создание нервных связе в первые периоды жизни особи.
После рождения дендриты усилено ветвятся к источнику внешних раздражений. Если в этот критический (сензитивный) период развития особь получает более обогащенную среду(для детей напр. много разных игрушек,безделушек и.тд) ,то сроки сензитивного периода для обучения - увеличиваются ,и получаем более развитую во всех отношениях особь.
Если ребенка в этот период  лишить обучения речевым навыкам ,то он никогда не будет говорить.

Наиболее опасен в критический период развития - ранний детский алкоголизм и наркомания.
Как это происходит:

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s57.radikal.ru/i156/0911/17/f578a7bbe4e2.jpg[/IMG][/URL]

[QUOTE]Действие кокаина было изучено на крысах. У крысы с сформированной кокаиновой зависимостью нейроны, опосредующие действие кокаина, имеют больше синапсов, чем у нормальных крыс. То есть, кокаин оказал на крыс такое же действие, как обучение. То есть, человек или крыса, которая пользовалась наркотиком, прошел «обучение», чтобы реагировать на наркотик, и у него сформировались патологические нервные связи, которые делают для него полученный опыт легко восстановимым, потому что нервные связи уже есть. А другие нервные связи, которые бы в норме обеспечивали ему приятные ощущения от полезных для здоровья переживаний, из-за конкурентного формирования оказываются ослабленными. То есть использование наркотиков, особенно в раннем возрасте, меняет морфологию и анатомию нейронов, структуру коры головного мозга, и уклоняет развитие с нормального пути.[/QUOTE]
Изменено: Макрофаг - 21.11.2009 23:35:33
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
Что сделал-то в общем Павлов, чтобы его теперь взять, и забыть?[/QUOTE]

Ни в коем случае  :!:

Кроме экспериментальных подтверждений условного рефлекса, Павлову принадлежит создание теории - [B]динамического стереотипа :
[/B]
"На большие полушария как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражения различного качества и интенсивности. Одни из них только исследуются (ориентировочный рефлекс), другие уже имеют разнообразнейшие безусловные и условные действия. Все это встречается, сталкивается, взаимодействует и должно в конце концов систематизироваться, уравновеситься, так сказать, закончиться [B]динамическим стереотипом"[/B] [Павлов, 1949, с. 390].

Изменялись условия среды обитания и животным потребовалось нечто большее чем врожденный автоматизм поведения (Павлов называл безусловным рефлексом ),который в настоящее время наблюдается у насекомых.
Здесь ув. Петр, хочу указать на некоторую неточность (мягко говоря  :)  ) в ходе Ваших рассуждений : [B]животное не есть биологический автомат [/B]. У насекомых новый опыт приобретается за счет смены поколений .У высш. животных за счет сиюминутного приобретения жизненного опыта. А это возможно только при участии работы механизмов сознания ,которые служат для корректировки поведения в новых ,порой неизвестных условиях.

Павлов стоял у истоков понимания роли поведенческих автоматизмов в работе сознания.

Павлову принадлежит работа по изучению депривации животных :

[B]Башня молчания Павлова[/B]

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://i056.radikal.ru/0911/b8/70e0556c7b99.jpg[/IMG][/URL]

[I]"Подача условных раздражителей производилась путем нажатия клавиш специального пульта. Подача подкрепления производилась путем нажатия на баллон, соединенный резиновой трубкой с механизмом, обеспечивающим поворот чашек в кормушке с мясо-сухарным порошком. Наблюдение за поведением собаки производилось через перископ.

Таким образом, проведение экспериментов по выработке условных рефлексов в камере обеспечивало условия полной изоляции подопытного животного от всяких посторонних воздействий во время эксперимента.

Против всех ожиданий собаки «отказывались» работать в таких условиях и демонстрировали явно ненормальное поведение: они засыпали.

Проведя в

"башне молчания" немало опытов на собаках, он пришел к выводу, что для нормальной работы мозга необходим постоянный приток внешних раздражителей, а однообразие и монотонность впечатлений снижают тонус коры мозга."[/I]
Что подтверждает тезис : [B]Человек - мозг,тело,внешнее.[/B]
То ,что Павлов считал животных неразумными оказалось дело времени. Ученики академика продолжили его дело и пришли к новым выводам:

[I] "Психические основы обучения животных человеческой речи:

Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.

Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению учёных этой группы, в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они адекватно соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие потенциальные возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме.

С точки зрения других зоопсихологов, у животных имеются всего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врождённых, наследственно обусловленных инстинктах, закреплённых в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует во всём уподоблять человеку. У животных есть биологические предпосылки мышления, но не зачатки этого качества.

Но если внимательно анализировать особенности психических процессов у животных, особенно у выдающихся и одарённых их представителей, то можно прийти к выводу, что животным нельзя отказать в разуме, абстрактном мышлении, наличии сознания и самосознания.

На основе тщательного анализа уровня рассудочной деятельности животных Л. В. Крушинский приводит последовательность их способности к решению задач: на первом месте находятся млекопитающие – обезьяны, дельфины, бурые медведи, собаки, лисы, кошки; на втором месте птицы – вороновые; на третьем месте – амфибии и рыбы.

Научные дискуссии учёных по коренным вопросам зоопсихологии и зооэтологии продолжаются многие десятилетия и не утихают в настоящее время в связи с новыми открытиями в этих областях
[/I] "

А вот и ответ : - почему животные [B]другие[/B](?)

[B]"Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они адекватно соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие потенциальные возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме. "[/B]

Врожденные и приобретаемые автоматизмы  :!:   http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=160

Эволюционное обоснование появления сознания  :!:  http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=104
Изменено: Макрофаг - 21.11.2009 09:13:46
Мозг - это просто, френология или методология?
Сигнальные системы ,это уже древний реликт. Это просто недоразумение.
Речь не является предлогом разделять человека и животных как это пытался сделать Павлов.
Для того ,чтобы повлиять на другую особь в желаемую сторону, "речь" - не является основным инструментом  коммуникабельности

Давайте посмотрим: [QUOTE]Условимся называть в этой статье речью - осознаваемый (но не всегда и далеко не полностью) процесс использования тех символов общения, которые способны удовлетворительно повлиять в желаемую сторону. Это - процесс формализации желаемого, через ассоциации с известными символами общения, который формируется еще у ребенка, желающего что-то от родителей. Этими символами общения далеко не всегда являются слова. Чаще всего устная речь сопровождается мимикой, жестами, интонацией и многими другими способами передачи сведений, которые могут не осознаваться теми, кому это предназначено. В человеческой культуре существует немало качественно различающихся систем таких символов, например, Этические символы общения.[/QUOTE] http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/speech/speech.php
Страницы: Пред. 1 ... 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 ... 137 След.