Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
[ Закрыто] Системы: живые, косные, разумные – взаимосвязь и различия
Создал тему: «Системы: живые, косные, разумные – взаимосвязь и различия».

Для начала необходимо договорится о некоторых понятиях (точнее о смысле слов, которые здесь частенько мною будут использоваться для пояснений).
Для этого привожу несколько ссылок.
https://www.youtube.com/watch?v=fReyPjCyr58
Про относительность разумности. А по сути, про относительность наших любых суждений и представлений…
https://www.youtube.com/watch?v=QVbZymDrcn0
О доказательствах…
https://www.youtube.com/watch?v=3drHAhc5P9A
О понимании…

Ещё одна ссылка.
https://www.youtube.com/watch?v=TVu-zYokGcY

Её немного прокомментирую.
Цитата:
«Нейропсихологи называют это речевой моделью внешнего мира. То есть все существенное, что окружает ребенка, в этот момент уже прописано в ассоциативной теменной коре: основные объекты, действия, признаки. Ребенок очень активно формирует эту речевую модель, и, если он не знает какого-то слова, он может вас взять за руку, подвести и сказать: «Вот это как называется?» Потому что непорядок: штука есть, а слова нет. То есть идет заполнение этой речевой модели, и внутри речевой модели отдельные центры связаны друг с другом. И они связаны либо по принципу ассоциаций, то есть одновременности (скажем, серенький зайчик прыгает, ест морковку, а морковка оранжевая, растет у бабушки на огороде и содержит каротин), либо по принципу речевого обобщения, то есть, помимо зрительного и слухового обобщения, наш мозг способен создавать, генерировать такие слова, которые обобщают слова более низкого уровня.»

Речевая модель накладывается на модель реальности (ещё доречевую, так сказать). То есть, на модель внешнего мира из взаимосвязанных образов и ощущений. У животных тоже формируется модель реальности (попроще).

И более подробно о том, как мы воспринимаем реальность (в моём понимании).

Во-первых, непосредственное восприятие реальности для нас, как наблюдателей*, нам недоступно. Нам доступна только некое отражение реальности – модель реальности, так сказать. Соответственно, только в это модели реальности мы и можем что-то мысленно выделять, с чем-то мысленно оперировать/манипулировать, мысленно отыскивать некие закономерности (некую причинно-следственную связь, некую общность и т.д.), мысленно устанавливать связи между некими сущностями, выявлять отношения (и различия) между сущностями, выявлять движение (скорость и направление этого движения) одних сущностей относительно других, выявлять расстояние между сущностями, выявлять временные промежутки и т.д. и т.п.).

Во-вторых, всё наблюдаемое нами мы воспринимаем через эту самую модель реальности. Даже неосознанно. Тем более, когда при восприятии задействованы процессы осознания.

В-третьих, модель реальности имеют все живые системы. Ведь реагируют они на внешнее воздействие в соответствии с опытом (прижизненным, врождённым) и с помощью определённых механизмов (по сути, адаптаций), позволяющих использовать данный опыт при формировании ответной реакции на воздействие среды. Разумеется, модели реальности очень различные и по качеству (точности, подробности), и по «заточенности» под конкретные условия (по специализации), по «навороченности» (от совсем простых в виде «релейной схемы», очень сложных в виде целого виртуального мира населённого персонажами), по адекватности отражения (по соответствию модели реальности) и т.д. и т.п.

В-четвёртых, модель реальности преимущественно формируется у человека совершенно без участия сознания. Только на достаточно поздних этапах развития в формировании модели реальности участвуют процессы осознания. Основа модели как и у человека, так и у животных формируется из ощущений и образов.

Теперь определения некоторых понятий. Точнее, раскрытие смысла, как я эти слова понимаю.

Элемент – это некая выделенная* сущность (объект, система, процесс и т.д.) без связей с другими сущностями.
Связь – это некое выделенное* взаимодействие (взаимоотношение) между сущностями.
Среда – это выделенное* множество элементов без связей между собой.
Структура – это выделенное* множество связей между элементами.
Система – это выделенное* множество элементов со связями между собой.

Еще несколько общих положений.

Любая система всегда и сама состоит из систем (как отдельных её частей), так и сама входит в систему более высокого порядка (в качестве составной части).

При выделении* любой системы для её анализа необходимо учитывать, что она находится в составе системы более высокого порядка. Каким образом это учитывать – вопрос отдельный. Например, с помощью связей с другими частями этой системы высокого порядка. Связь, в данном случае понимаю очень широко (не выходя за рамки моего определения, конечно). То есть, это может быть и логическая закономерность, и некий вид взаимодействия, и некий вид чисто вещественной связи и т.д. Прошу не забывать, что связь-то устанавливается у нас в модели реальности.

Реальность не обладает ни свойством «сплошности», ни свойством «дискретности». Это наша модель реальности (как некое отражение реальности) может обладать этими свойствами. Точно так же реальность не обладает свойством детерминизма или свойством индетерминизма. Причинно-следственную связь мы устанавливаем («открываем», так сказать) у себя в модели реальности.

Всё вышесказанное не обязательно постоянно употреблять при объяснениях и рассуждениях, но помнить об этом надо (типа, чтобы всегда «маячило» на «заднем фоне» сознания).

С вводной частью вроде закончил. Теперь перехожу к более конкретным вещам. «Озвучу» вопросы, которые хотелось бы обсудить.

1.Определения живой, косной и разумной систем.

2.Вопрос возникновения живых систем.

3.Вопрос возникновения разумных систем определённого уровня развития (для примера, человека).

4.Различия между «компонентами» разума и их взаимосвязь (типа, чем разум отличается от ума, от интеллекта; что есть сознание, что есть наше «Я» и т.д.). Это вопрос «попутный», но «всплывать» при дискуссии будет постоянно, полагаю.
Страницы: 1