Кто создавал Русское химическое общество?

Все новости ›

Правило Марковникова, реакция Меншуткина, реакция Бородина,  таблица Менделеева… Авторы этих и многих других открытий принадлежат к блестящей плеяде химиков,  создавших Русское химическое общество.

В конце декабря 1867 года – в  начале января 1868 года в Петербурге состоялся первый съезд русских естествоиспытателей и врачей. На съезде было объявлено: «Химическая секция заявила единодушное желание соединиться в Химическое общество для общения уже сложившихся сил русских химиков».  Участник съезда Владимир Васильевич Марковников (1837-1904) вспоминал: «Секция не отличалась многочисленностью представителей,  … но они были полны верой…; они были твердо убеждены в успехе предпринимаемого ими дела и смело глядели вперед, … все верили, что силы будут быстро возрастать».  Учредителями Русского химического общества считались все члены химической секции съезда, подготовившие постановление организации.  В этом же году была сделана фотография 19 учредителей Русского химического общества.

Учредители Русского химического общества.1868.
Зинин Н.Н.
Химики в Гейдельберге. 1859-1860. Слева направо: Н. Житинский, А. Бородин, Д. Менделеев, В. Олевинский.

На фотографии запечатлены лица тех, кто уже зарекомендовал себя как талантливый ученый, и тех,  кому только   предстоит стать в ряд выдающихся ученых с мировым именем, есть и те, кто внес свой посильный вклад в развитие химии в России.  Первый ряд (слева направо):  Рихтер Виктор Юльевич (1841-1891), Ковалевский Степан Иванович (? – 1907), Нечаев Николай Павлович (1841-1917), Марковников Владимир Васильевич (1837-1904), Воскресенский Александр  Абрамович (1809-1880), Ильенков Павел Антонович (1821-1877), Алексеев Петр Петрович (1840-1891), Энгельгардт Александр Николаевич (1832-1893), второй ряд (слева направо): Вреден Феликс Романович (1841-1878), Лачинов Павел Александрович (1837-1892), Шмидт Густав Августович (1839- ?), Шуляченко Алексей Романович (1841- 1903), Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887), Меншуткин Николай Александрович (1842-1907), Соковнин Николай Александрович (1835 - ?),  Бейльштейн Федор Федорович  (1838-1906), Лисенко Конон Иванович (1836-1903), Менделеев Дмитрий Иванович (1834- 1907), Савченков Федор Николаевич (1831-1900).

Дата фотографирования -  5 января 1868 года, эта дата обозначена мелом на колонне, изображенной на фотографии.  К сожалению, мы не знаем,  кто фотографировал группу, но  фамилии 17 ученых на снимке подписал собственноручно Д. И. Менделеев, по-видимому, двоих из них он не знал,  а,  может быть, и не вспомнил на тот момент, фамилии Н.А. Соковнина  и Н.П. Нечаева  не указаны им на фотографии. Не исключено, что идея фотографирования  могла принадлежать ему.   Хорошо известно, что Менделеев  серьезно занимался фотографией, уделял большое внимание ее развитию в  России, называл фотографию вторым зрением человека.   Кроме того, Менделеев   был одним из основателей  V фотографического отдела Русского технического общества. К сожалению, не все учредители РХО попали на фотографию, так, например, на ней нет Николая Николаевича Соколова (1826-1877), Леона Николаевича Шишкова (1830-1908) и некоторых других.
Официальная деятельность Русского химического общества началась 26 октября 1868 года, в   этот день утвердили его устав, он начинался  словами: «При С.-Петербургском Университете учреждается Русское Химическое Общество с целью содействовать успехам всех частей химии и распространять химические знания».

5 декабря 1868 года  председателем общества был единогласно избран патриарх русских химиков Николай Николаевич Зинин (1812 – 1880),  делопроизводителем и редактором журнала РХО – Н.А. Меншуткин и казначеем – Г.А. Шмидт. Члены общества выразили признательность Д.И. Менделееву и Н.А. Меншуткину за их труды по организации РХО.   6 марта 1869 года химики, собравшиеся на очередное заседание РХО, узнали об открытии периодического закона химических элементов, доклад по просьбе Д.И. Менделеева зачитал Н.А. Меншуткин. В первый год существования  в РХО входило 48 человек,  а   к 25-летнему юбилею общества число членов возросло до 245.
Попробуем ответить на два вопроса: почему именно в 60-ые годы XIX века появилось в России химическое общество,  и почему местом рождения его стал Санкт-Петербург? Это было время великих сдвигов и пробуждения самосознания в жизни русского общества,  характерной чертой его  стало  стремление к естественным наукам, в особенности к химии.  Учиться естественным наукам стремилась не только молодежь, но часто и люди, успевшие уже приобрести определенное положение в обществе, они оставляли свои занятия, чтобы снова сесть  на учебную университетскую скамью. Увлечение химией для кого-то было модным направлением,  а кто-то предпочитал заниматься не отвлеченным, а реальным делом. Руководствовались при этом не материальными расчетами, а сознанием необходимости получения образования. В области химии в это время четко наметилась дифференциация на три основные отрасли – неорганическую, физическую и органическую, последняя заняла первое место по объему изучаемого материала.

К середине XIX века в России сформировалось несколько химических центров, самым крупным был центр в Санкт-Петербурге, на втором месте – центр в Казани, на третьем – в Москве. Школа химиков, которая сложилась в Академии наук, в Петербургском университете, в Горном институте, в Медико-хирургической академии, в Михайловской артиллерийской академии, в Технологическом институте, в Земледельческом (Лесном) институте,  оказала огромное влияние на развитие химии не только в России, но и в мире.  17 августа 1861 года газета «Русский инвалид» писала: «Химическое общество, по нашему мнению, вполне возможно в Петербурге. Здесь живут известнейшие наши химики гг. Воскресенский, Зинин, Менделеев, Соколов, Шишков, Ходнев и Энгельгардт, - да и вообще в Петербурге многие люди занимаются изучением химии.  Отчего бы нашим ученым не сгруппировать около себя целое общество?». Примечательно, что в газете отметили трех химиков, которые через семь лет попали на фотографию учредителей РХО. Следует отметить, что к 1868 году уже были учреждены Лондонское химическое общество, химическое общество Франции, немецкое химическое общество.  В сентябре 1860 года в Карлсруэ состоялся первый Международный конгресс химиков, в нем приняли участие и русские химики, в том числе Д.И. Менделеев, А.П. Бородин и другие.
Русское химическое общество в Петербурге создавалось не на пустом месте, в этом городе  раньше уже работали научные химические кружки. В 1857 году по инициативе Н.Н. Соколова  и А.Н. Энгельгардта, он есть на фотографии,   был организован такой кружок и на их средства частная («публичная») химическая лаборатория в их квартире на Галерной улице. Успех лаборатории, куда был открыт доступ всем желающим за небольшую плату,  превзошел все ожидания, но было понятно, что такое частное учреждение, как химическая лаборатория, хотя бы по причинам материального характера,  долго просуществовать не могло.   В 1860 году через три года после основания, деятельность лаборатории была прекращена, а все оборудование было пожертвовано Петербургскому университету.  Соколов и Энгельгардт  основали первый русский журнал по химии «Химический журнал», выходивший в 1859-1860 гг. Основная цель журнала: «доставить занимающимся химией в России удобство следить за современным развитием науки и совершенно ясно его понимать».  Еще один химический кружок в 1854 году организовал  на своей квартире   П.А. Ильенков, его мы также видим на фотографии.  В середине шестидесятых годов в Петербурге химики регулярно собирались на квартирах  у Д.И. Менделеева, А.А. Воскресенского и А.П. Бородина, будущих участников фотосъемки.    Здесь обсуждались научные работы и велись дебаты по вопросам теоретической химии.  Подобные полезные общественные начинания в Санкт-Петербурге в 50-60-ые годы XIX века привели к объединению русских ученых, занятых в области химии,  и организации Русского химического общества.

Что кроме увлечения химией и Русского Химического Общества объединяло членов – учредителей, изображенных на фотографии?  В первую очередь,  то, что в подавляющем большинстве  это были молодые ученые в возрасте 27-35 лет.   Многие из них   ученики  А.А. Воскресенского  – «дедушки русской химии» (так часто его называли).   Это  Д.И. Менделеев, Н.А. Меншуткин, П.А. Ильенков, А.Р. Шуляченко, П.А. Лачинов, П.П. Алексеев и другие.
Образование все  получали   в разных учебных заведениях.  Физико-математический факультет  Санкт–Петербургского университета закончили П.П. Алексеев, П.А. Ильенков, Ф.Р. Вреден, Н.А. Меншуткин. Выпускниками Главного Педагогического института стали  А.А. Воскресенский и Д.И. Менделеев, выпускником Казанского университета был  В.В. Марковников, Дерптского университета – В.Ю. Рихтер.  Военное образование Н.П. Нечаев и А.Р. Шуляченко  получили сначала в Брестском кадетском корпусе, затем они закончили Константиновский кадетский корпус, Нечаев затем продолжил обучение в  Михайловской академии. Есть на фотографии и еще один дипломированный военный  -  это А.Н. Энгельгардт, он  получил образование сначала в Михайловском артиллерийском училище, а затем, как и Нечаев, учился в Михайловской академии. Только один из учредителей Русского Химического Общества по образованию врач – это  А.П. Бородин,  выпускник Медико-хирургической академии. Есть на фотографии и два горных инженера: Ф.Н. Савченков и К.И. Лисенко.

Для основательного изучения науки многие уезжали стажироваться за границу, чаще   по направлению учебного заведения, но были и те, кто уезжал за собственные деньги. Так,  П.П. Алексеев в период с 1860 по 1864 гг. стажировался в Париже,  Тюбингене, Геттингене и Гейдельберге за свой счет. В Берлине и в Гиссене повышали свою квалификацию А.А. Вознесенский и П.А. Ильенков,  Н.А. Меншуткин – в Тюбингенском и Магдебургском университете. Однако  самым посещаемым  химиками был Гейдельбергский университет.  С 30-х годов XIX века до начала Первой мировой войны – он был самым русским университетом Германии. За все время существования этого университета в нем не собиралось такого количества будущих светил науки, как в 1858 – 1862 годах, тогда    здесь стажировались и химики - Менделеев, Бородин, изучал химию и физиолог  Сеченов.   Здесь они подружились и  дружбу сохранили   до конца жизни.  Познакомился здесь Менделеев и К.И. Лисенко.  «Лисенко с газами, Орлов с нафталином возится», - читаем в дневнике Дмитрия Ивановича. На квартире Д. И. Менделеева собирались молодые ученые, приехавшие в  Гейдельберг, на фотографии мы видим четырех молодых химиков: А. Бородина, Д. Менделеева, Н. Житинского и В. Олевинского.  Здесь  велись оживлённые беседы на научные темы, читались новинки русской литературы,   собравшиеся слушали игру на фортепиано  Бородина.  В Гейдельберге друзья переживали счастливое время: научная работа доставляла радость, в свободное время замечательно отдыхали: ходили в горы.
Молодые химики пользовались любой возможностью посмотреть мир. Весной 1860 года Менделеев и Бородин посетили Италию, а в рождественские каникулы они побывали  в Париже. Друзей объединяло не только пристрастие к химии, путешествиям, но и то, что они с одинаковой страстью отдавались работе, любили музыку,  хороший чай. Спустя несколько лет после возвращения в Россию Бородин писал Менделееву: «А я, брат, сильно вспоминаю Гейдельберг и наше товарищество. Дай бог впредь когда-нибудь такое время. Как другим -  не знаю, но мне хорошо жилось с Вами, и в свою очередь Вам спасибо, глубокое спасибо за истинно товарищеское расположение, которое, я уверен, не изменится от широты и долготы той местности, где нас снова сведет судьба». Поддерживал дружеские отношения  А.П. Бородин и с П.П. Алексеевым, в 1861 году они стажировались  в Париже. Известно, что  Ф.Ф. Бейльштейн  дружил с  А.Р. Шуляченко, и после  смерти друга он написал воспоминания о нем.

Объединяло некоторых ученых, изображенных на фотографии,  и общее место работы. Так, например, в Земледельческом (Лесном) институте А.Н. Энгельгардту на кафедре химии помогал П.А. Лачинов, здесь же преподавал П.А. Ильенков и  А.П. Бородин. Помощником  в лаборатории Технологического института у Д.И. Менделеева работал В.Ю. Рихтер, в этом же институте читал лекции Ф.Ф. Бейльштейн. Некоторые  учредители РХО читали лекции в Санкт-Петербургском университете, где ректором (с 1863 по 1867 гг.) был А.А. Воскресенский.
«Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», - так писал об А.П. Бородине Д.И. Менделеев. Это же можно отнести и ко многим из тех, кто изображен на фотографии  1868 года. За  годы работы ученые внесли свой неоценимый вклад в дело развития отечественной и мировой химии, развитие промышленности России. Трудно перечислить все открытия, сделанные ими в области химии.  Тем, кто  увлекается химией,   известны: правило Марковникова, правило Бейльштейна и проба Бейльштейна, реакция Меншуткина, реакция Бородина.  Русские химики оставили огромное количество научных трудов в наследство будущим поколениям. Один Менделеев создал более 500 печатных трудов. В 1880 году в своей речи «Современная химия и русская химическая промышленность» В.В. Марковников говорил: «Химия, по общему признанию, принадлежит к числу тех наук, которым у нас особенно посчастливилось. Мы с гордостью можем поместить в числе первоклассных ученых и русские имена». К ним мы можем отнести и учредителей Русского химического  общества.

Через 10 лет после образования РХО,  в 1878 году,  в Санкт-Петербурге было официально создано Русское физико-химическое общество, объединившее естествоиспытателей России. Оно включало два отделения: химическое и физическое. В 1932 году отделение химии стало называться Всесоюзным химическим обществом им. Д.И. Менделеева, а с 1992 года – это «Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева».

25 сентября 2014