Перспективная цель – Луна

Все новости ›

Насколько современная космонавтика ушла вперед с момента начала космической эры? Какие новые отечественные технологии разработаны в последние 10-15 лет? На вопросы корреспондента журнала «Наука и жизнь» ответил доктор технических наук Олег Николаевич Остапенко.

В Правительстве РФ принято решение: объединить федеральное агентство «Роскосмос» с ОРКК (Объединенной ракетно-космической корпорацией). В последние годы, с октября 2013 по январь 2015 года должность главы «Роскосмоса» занимал О.Н. Остапенко, а 21 января 2015 года руководителем агентства на переходный период назначен И.А.Комаров. Госкорпорация, которая призвана объединить космическую отрасль с ракетостроением, пока еще в стадии становления. Самое время подвести итоги и сверить планы.

Предстартовая подготовка ракеты-носителя «Молния».
Пуск ракеты-носителя «Космос-3М».

Олег Николаевич, можете ли вы сказать, насколько современная космонавтика ушла вперед с момента начала космической эры? Какие новые отечественные технологии разработаны в последние 10-15 лет?

За последнее десятилетие созданы новые материалы, обладающие более высокой термической и эрозионной стойкостью и меньшей массой, чем существовавшие. Это и неметаллические теплозащитные материалы, и конструкционные сплавы, и композиционные материалы. Новые материалы требуют создания технологий их обработки, что, конечно, тоже делается, и весьма активно. В космической промышленности на фоне проверенных временем разработок постоянно появляются новые конструкторские решения, новые машиностроительные технологии. Сюда же следует отнести и самое широкое применение новых информационных технологий и на стадиях проектирования, и в процессе изготовления и испытания изделий.
Основной программно-плановый документ развития отрасли –  Федеральная космическая программа России (ФКП). Сейчас актуальна ФКП на период 2006 – 2015 годов (ФКП-2015), утвержденная постановлением Правительства в 2005 году (разумеется, с некоторыми последующими корректирующими изменениями).Говоря официальным языком, за время реализации ФКП-2015 разработано 316 новых технологий, направленных на развитие научно-технологического задела создания космических средств, технологическое перевооружение производства и испытательной базы отрасли.

Чем принципиально отличается новый пилотируемый транспортный корабль, который сейчас создается в РКК «Энергия», от «Союзов»? Какие новые решения, материалы, технологии в нем применяются?

Новый корабль отличается, прежде всего, тем, что предназначен для полётов к Луне, в то время как основное назначение кораблей серии «Союз» – полёты на низкие околоземные орбиты. Увеличен экипаж с трёх до четырёх человек штатно (в особых случаях возможно увеличение числа кресел до шести). Существенно увеличен срок автономного полёта. Использованы новые решения в части снижения перегрузок на этапах спуска в атмосфере и при посадке, что, естественно, расширит потенциальный круг участников полёта. Так, например, вводится многоярусная и многокупольная система парашютирования, специальная посадочная двигательная  система, посадочные опоры, принципиально новые эргономичные кресла экипажа. В корабле используется самая современная элементная база (причём в подавляющем большинстве случаев – отечественного производства), а также новые материалы – новый сплав для силового корпуса корабля, новое теплозащитное покрытие, композиционные материалы несущих и вспомогательных конструкций.
Однако хочу отметить, что по окончательному облику корабля ещё есть целый ряд вопросов. Ведь он должен взаимодействовать с различными объектами лунной инфраструктуры. Это может существенно повлиять на его комплектацию, внешний облик и начинку. Модификации корабля, безусловно, будут, поскольку система разрабатывается на многие десятилетия вперёд, вплоть до начала марсианских экспедиций. Поэтому  пока разрабатывается лишь его базовая, я бы сказал, начальная, минимальная комплектация.

Занимаются ли (или планируют заниматься) в России исследованиями в области двигателей, основанных на других принципах, чем жидко- и твердотопливные реактивные, которые используются сейчас? Как идет разработка транспортно-энергетического модуля с ядерной установкой?

Жидкостные и твердотопливные ракетные двигатели в современной космической технике обеспечивают вывод полезных нагрузок на околоземные орбиты и в дальний космос, коррекцию положения космических аппаратов на орбитах. При этом стоит отметить приемлемые финансово-временные затраты на разработку и модернизацию такого рода двигателей, а также стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту и эксплуатации космических аппаратов.
Использование фотонных и гравитационных двигателей в ракетной технике в ближайшей перспективе представляется проблематичным. Для начала необходимо углубленное изучение физических принципов построения такого рода двигателей на уровне Российской академии наук. В настоящее время убедительных доказательств возможности реализации, например, гравитационных двигателей не существует даже на уровне теории. Пока такие двигатели остаются составной частью фантастической литературы. А вот плазменные ракетные двигатели на космических аппаратах используются активно. Стационарные плазменные двигатели российского производства работают в системах ориентации и стабилизации не только отечественных, но и зарубежных космических аппаратов. Ведутся активные разработки по другим схемам электроракетных двигателей, например, ионным.Что касается использования ядерных энергетических установок, то работы в этом направлении идут достаточно активно. Разработка таких установок ведется с учетом современного уровня технологии для обеспечения существенно более высоких характеристик и обеспечения более жестких требований по безопасности, чем у аналогичных систем, разработанных в СССР.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о лунной программе России. Почему именно Луна выбрана для дальнейших шагов в космосе?

В рамках Федеральной космической программы ведутся работы по созданию российских автоматических космических аппаратов для полётов к Луне – проекты «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Оба проекта предусматривают мягкую посадку аппаратов в районе южной полярной области. Основной задачей первого проекта является отработка технологии мягкой посадки на Луну, второго – проведение обширной программы научных исследований с использованием искусственного спутника Луны и посадочной станции. Повышенный научный интерес к полярным областям Луны вызван обнаруженными в этих районах значительными залежами водного льда, что может быть положено в основу последующей деятельности по освоению Луны.
Большое внимание уделяется возможному международному сотрудничеству при реализации отечественной лунной программы. Проводятся переговоры российских и европейских специалистов об участии ЕКА в отечественных проектах «Луна Глоб» и «Луна Ресурс», а затем в реализации совместного проекта по детальному исследованию одного из приполярных районов Луны с использованием лунохода и последующей доставки на Землю собранных этим луноходом образцов грунта. Лунная программа России – логичное продолжение всей совокупности работ отечественной космонавтики. Нельзя сказать, что раньше нам Луна не была нужна. Как знают многие, задача полетов на Луну неоднократно ставилась великими конструкторами: и С.П.Королёвым, и В.П.Мишиным, и В.П.Глушко. Дважды мы были очень близки к реальному полёту человека в область Луны – в конце 1960-х годов (проект Н1-Л3) и в 1980-е годы (проект РН «Энергия»). Между этими взлётами и настоящим временем было очень непростое для космонавтики время.
По моему мнению, объективно ни в эпоху 1960-х, ни в 1980-е годы не сложилась совокупность возможностей осуществления такого рода грандиозной программы. Одного таланта конструкторов и учёных здесь мало: необходимы экономические возможности страны, политические её интересы, а также понимание общества в решении масштабной задачи. Сегодня совокупность этих факторов складывается со знаком «плюс». Предшествующие попытки полётов на Луну, осознание сложности этой проблемы стали положительным фактором в том, чтобы мы глубже проанализировали роль Луны для России, для человечества и значение её возможного освоения. Сегодня мы понимаем, что Луна – это главный полигон человечества для проникновения в более глубокий космос, это уникальная летопись образования Солнечной системы, платформа для размещения научных приборов, это практически неисчерпаемый ресурс природных ископаемых на пути к другим планетам, это энергетика будущего и индустриальный плацдарм. Площадь Луны составляет четверть площади всей суши Земли. Это невероятно большой спутник для такой, в общем, небольшой планеты, какой является Земля. В ряде космических держав обсуждаются и другие варианты проникновения человека в более дальний космос: кто-то предлагает сразу лететь на Марс, кто-то осваивать астероиды. По нашему мнению, все эти варианты не выдерживают серьёзной критики: ни в плане достижения потенциальных целей, ни в плане допустимости риска для человека (в моральном плане), ни в экономическом плане. Луна – сложный, но достижимый и перспективный объект.

Как вы относитесь к мнению, что автоматические устройства должны заменить пилотируемую космонавтику? Принято ли решение по срокам эксплуатации МКС?

Примерно так же, как можно отнестись к замене мастера-гравировальщика на шлифовальный станок. Одно другого не исключает, а дополняет. Человек в космосе – это ведь не только средство для решения каких-то задач, это генератор знаний, на которые робот не способен. А именно за знаниями человек, в первую очередь, отправляется в космос.
Собственно, сам термин «освоение» предполагает присутствие человека: то есть прилететь, «освоиться», осмотреться, попробовать, научиться, проанализировать, тщательно изучить. Это важно – присутствовать на месте, своими руками, своими глазами изучить неизвестный либо малоизученный мир. Поэтому сегодня мы рассматриваем программы пилотируемых запусков и автоматических средств комплексно, взаимосвязано, в дополнении друг с другом и даже – при непосредственном взаимодействии. Это сочетание, т.е. оснащение человека передовой робототехникой, делает возможным осуществление самых фантастических проектов. Включая проекты телеприсутствия человека на другой планете…

Участвует ли Россия в международных проектах мониторинга искусственных объектов (проще говоря, космического мусора) на орбите?

Да. Первым международным проектом, в котором мы всерьез отнеслись к космическому мусору, стал проект Международной космической станции. В его рамках отработаны международные полетные правила в условиях воздействия космического мусора.
В рамках Федеральной космической программы России создана первая очередь Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП).В ее состав входят Главный информационно-аналитический центр на базе Центра управления полетами ФГУП ЦНИИмаш, а также сегменты мониторинга опасных ситуаций на низких орбитах (головное предприятие –  ОАО «Межгосударственная акционерная корпорация «Вымпел») и в области геостационарных, высокоэллипитических и средневысоких орбит (головной разработчик – ИПМ имени М.В.Келдыша РАН); сегмент, обеспечивающий получение информации от Научной сети оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений (НСОИ АФН); сегмент по расчету параметров солнечной и геомагнитной активности (ИЗМИРАН) и сегмент анализа некоординатной информации о космических объектах (ЦНИИмаш). Эта автоматизированная система собирает и анализирует данные о космических объектах и обстановке в околоземном космическом пространстве, предупреждает об опасных сближениях космических аппаратов с космическим мусором, прогнозирует сход космических объектов с орбиты и их падения на Землю.
Кроме того, в рамках Межагентского комитета по космическому мусору специалисты Роскосмоса ежегодно участвуют в международных тестовых кампаниях по сопровождению схода с орбиты крупных космических объектов.

Расскажите о стратегии России по освоению космического пространства на ближайшее десятилетие. Какие направления Вы бы охарактеризовали как наиболее перспективные?

Приоритет имеет обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, развитие космической техники для социально-экономической сферы, обороны и безопасности.
На втором месте – создание космических средств в интересах науки, на третьем – осуществление пилотируемых полетов, в том числе создание задела для пилотируемых полетов к планетам и другим телам Солнечной системы. На первом этапе – до 2020 года – должно быть завершено развертывание группировок космических аппаратов социально-экономического и научного назначения; проведена модернизация производственно-технологической базы ракетно-космической промышленности. До 2025 года должны быть запущены космические аппараты нового поколения с характеристиками мирового уровня, начата работа по созданию технологий обслуживания космических аппаратов на орбите. В этот срок будет начато создание элементов инфраструктуры для пилотируемого полета на Луну, в частности, ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
Чтобы осуществить пилотируемый полет на Луну на рубеже 2030 года, все эти работы должны быть начаты в ближайшее время. Именно такой порядок деятельности предусматривается в Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы. Сейчас эта программа проходит процедуры согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В юности кем вы хотели быть, как видели свое будущее? Стать генералом мечтали?

Никогда не думал о должностях и званиях, для меня главное – делать свое дело добросовестно и качественно, мне повезло – я всегда хотел создавать что-то новое, и теперь я работаю в космической отрасли – там, где создается будущее всего человечества.

Остапенко Олег Николаевич, краткая биографическая справка.

В 1979 году окончил Военную академию им. Ф.Э.Дзержинского, в 1992 году – командный факультет той же академии. В 2007 году окончил командный факультет Военной академии Генерального штаба. Доктор технических наук, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации.

С 1979 по 1989 год проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения. В 1992 году назначен старшим инженером-испытателем Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова (ГИЦИУ КС). Занимал должности начальника штаба воинской части, командира воинской части, начальника испытательного центра. В 2002 году занял должность начальника штаба – первого заместителя начальника ГИЦИУ КС, с 2004 года – начальник Центра. С 2007 года – начальник Государственного испытательного космодрома Плесецк. В 2008-2011 годах командующий Космическими войсками, в 2011-2012 – командующий войсками Воздушно-космической обороны, в 2012-2013 годах заместитель министра обороны, курировал систему перспективных военных исследований и разработок Министерства обороны Российской Федерации, с 10 октября 2013 года по 21 января 2015 года являлся главой Роскосмоса.

27 января 2015