Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ДЕКАБРЬ 1999 №12

В подборке использованы сообщения журналов "Economist" и "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "PM-Magazin" (Германия), "Machine Design", "National Geographic" и "Scientific American" (США), "Le Point", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентства LPS (Англия).

ФОНАРИК ПОЖАРНОГО

ФОНАРИК ПОЖАРНОГО.
АВТО НА СЖАТОМ ВОЗДУХЕ.
ТРОТУАР ДЫБОМ.
РОЗЫ ТЕРЯЮТ ЗАПАХ.
БЕЗ ОТРАЖЕНИЙ.
ВЕТРЯНЫЕ СОТЫ.
РОБОТ-МУРАВЕЙ.

Английский пожарный Пол Марли изобрел фонарик для работы на пожаре. Свет обычного электрофонаря быстро теряется в дыму. Марли взял для своего фонарика двенадцать красных светодиодов. Красный свет проникает через дым на расстояние до десяти метров. Кроме того, новый фонарь содержит инфракрасный детектор для выявления скрытых дымом очагов горения и ультразвуковой локатор для ориентации в очень густом дыму.

ТРОТУАР ДЫБОМ

Швейцарские инженеры в сотрудничестве с учеными из Института водного хозяйства в Карлсруэ (Германия) предложили новый способ защиты городов от разлива рек. Часть тротуара городской набережной поднимается и образует барьер вдоль разбушевавшейся реки (см. фото). В обычное время, когда наводнения нет, по тротуару можно спокойно ходить.

АВТО НА СЖАТОМ ВОЗДУХЕ

Люксембургский инженер Мартин Маршнер получил европейский патент на автомобиль, использующий вместо бензина сжатый воздух. Запас воздуха нагнетается компрессором за несколько минут в баллон объемом 300 литров под давлением 330 атмосфер, и этого хватает на 200 километров пути.

Воздушный автомобиль не дает ядовитых выхлопов, но кпд пневматического двигателя невелик - всего 20 процентов (у дизеля - 25 процентов). Однако изобретатель уверен, что для больших городов, задыхающихся в смоге от автомобильных выхлопов, такая система станет спасением. Маршнер намерен вскоре начать серийное производство новинки.

КОСМИЧЕСКИЙ ВОЛЧОК

Самый быстро вращающийся естественный объект Солнечной системы - недавно открытый астероид 1998 KY 26. Его поперечник - около 30 метров, он делает один оборот вокруг своей оси каждые 10,7 минуты. Судя по тому, что при такой скорости вращения астероид не разрывается центробежной силой, он представляет собой сплошной, довольно прочный кусок скалы. В прошлом году 1998 KY 26 пролетал в 800 тысячах километров от Земли.

До сих пор были известны астероиды с продолжительностью "суток" не менее 136 минут.

Из искусственных объектов Солнечной системы быстрее всего вращается "закрученная" перед консервацией станция "Мир" - она делает оборот один раз в 40 секунд.

ЭЛЕКТРОНИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ВКУС

Шведская фирма "Нордик Сенсор Текнолоджиз" создала "вкусовой сенсор", не менее чувствительный, чем человеческий язык. Исследуемая жидкость помещается в сосуд с тремя электродами - из нержавеющей стали, платины и золота, и между ними пропускается слабый электроток. По параметрам тока в первые мгновения после его включения и определяется вкус жидкости. Прибор уже сейчас позволяет определять "возраст" молока или апельсинового сока, а в дальнейшем есть надежда заменить им опытных дегустаторов.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ...

В университетскую клинику японского города Фукусима поступил больной в бессознательном состоянии: инсульт. Когда через несколько дней он с помощью врачей пришел в себя, оказалось, что 66-летний японец, всю жизнь заикавшийся, после инсульта стал говорить совершенно свободно. Обратные случаи известны, но исцеление от заикания вследствие инсульта отмечается впервые. Кроме того, родственники говорят, что характер пострадавшего изменился с мрачноватого и замкнутого на открытый и веселый.

Обследование на томографе показало, что инсульт блокировал одну артерию в глубинной части мозга - таламусе. Предполагают, что через таламус идут связи той части мозга, которая заведует речью, с отделом, управляющим движениями голосового аппарата.

БЕЗ ОТРАЖЕНИЙ

Оптика с просветлением известна уже лет семьдесят, но метод избавления от отражений света на границе воздуха со стеклом, предложенный немецким физиком У.Штайнером, гораздо дешевле обычного и более эффективен.

Стекло покрывается суспензией из двух несмешивающихся полимеров. Когда тончайшая пленка высыхает, стекло помещают в растворитель, удаляющий один из полимеров. На месте его молекул в покрытии остаются поры диметром по сто нанометров - меньше длины волны видимого света. Эта структура и предотвращает отражение света от стекла. До серийного производства оптики с таким дырчатым покрытием предстоит, однако, увеличить его сопротивляемость царапинам.

На снимке - часть стекла обработана по методу Штайнера, часть оставлена нетронутой.

РОЗЫ ТЕРЯЮТ ЗАПАХ

Роза, раскрывшаяся на борту американского космического челнока (см. фото), пахла вдвое слабее земных цветов. Эксперимент был проведен одной американской парфюмерной фирмой, пославшей в космос небольшой розовый куст с бутонами.

Между тем земные цветоводы обеспокоены: по неизвестным причинам многие гибридные сорта цветов имеют значительно ослабленный аромат. Ежегодно в мире появляется около тысячи новых сортов растений, в основном декоративных. Селекционеры увлеклись отбором таких качеств, как крупный размер и большое количество цветков на кусте, яркая и оригинальная окраска, высокая сопротивляемость болезням, способность переносить дальние перевозки и долго стоять в вазе. Хотя все признают, что аромат цветов также исключительно важен, о нем как-то позабыли, и современные сорта пахнут слабее старых.

Сейчас ученые насчитывают около 700 химических соединений, образующих аромат цветков у разных видов растений, но исследования еще только начинаются, и почти не известны молекулярные механизмы синтеза этих соединений. В сентябре в Оксфорде (Англия) состоялась первая конференция по этим проблемам.

В ДЕТСКОЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНО

Офтальмологи из детской больницы в Филадельфии (США) опубликовали результаты интересного исследования причин возникновения близорукости. Оказывается, не надо оставлять в детской комнате свет, когда вы укладываете ребенка спать. Ночное освещение может вызвать у ребенка близорукость. Ранее было доказано на цыплятах, что постоянное освещение вызывает усиленный рост глазных яблок в длину, отчего изображение на сетчатке навсегда выходит из фокуса.

Были обследованы 479 детей в возрасте от двух до шестнадцати лет, опросили их родителей - в темноте или на свету спит ребенок. Оказалось, что среди 171 ребенка, которые в первые два года жизни спали в полной темноте, было только 10 процентов близоруких. Среди 232, спавших при ночнике, близоруких было около трети. Среди остальных, спавших при полном освещении, близорукость приобрели 75 процентов.

Итак, детям лучше спать в темноте.

ВЕТРЯНЫЕ СОТЫ

Плотно населенные Япон-ские острова не дают достаточно площади для установки ветродвигателей. Чтобы роторы не перехватывали ветер один у другого, близ Саппоро построена батарея ветродвигателей с вертикальным размещением. Двадцать роторов диаметром по три метра смонтированы в шестиугольных ячейках. Вся пирамида может разворачиваться по ветру.

ЛАЗЕРОМ ПО РЕЛЬСАМ

Трение вагонных колес о рельсы ежегодно приносит американским железнодорожным компаниям более 55 миллионов долларов убытков, вызывая повышенный износ рельсов, а иногда - и крушения поездов.

Инженеры Национальной Аргоннской физической лаборатории предложили наводить "глазурь" на рельсы лазером. Луч мощного лазера, пробегая по поверхности металла, расплавляет тончайший его слой, который тут же снова застывает, образуя гладкую и твердую поверхность. Коэффициент трения падает на 40 процентов, а износ рельсов - на 75 процентов.

РОБОТ-МУРАВЕЙ

Объединенными усилиями нескольких японских фирм, среди которых такие гиганты, как "Мицубиси", "Мацусита" и "Сумитомо", создан самый маленький робот на свете. При собственном весе 0,42 грамма он способен поднять и нести монетку весом 1 грамм. Предполагается, что он будет использоваться для инспекции тонких трубок внутри разных приборов.

ВЕРНЫЙ СПОСОБ СТАТЬ ОПТИМИСТОМ

Американские психологи, изучив с помощью тестов 15 человек, благополучно перенесших авиакатастрофы, пришли к выводу: такие люди на всю жизнь становятся оптимистами. В сравнении с контрольной группой, которую составили из людей, часто пользующихся услугами авиалиний, но никогда не попадавших в аварии, "потерпевшие" более оптимистичны, менее напряжены, менее раздражительны, лучше относятся к людям и к жизни в целом.

Несколько лет назад подобное исследование, проведенное на выживших при кораблекрушении, дало аналогичные результаты. Такие люди положительно относятся к жизни, у них повышен уровень самоуважения, они спокойнее и менее напряжены, чем никогда не попадавшие в такую передрягу.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки