БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 1998 №1
Как известно, краска представляет собой взвесь мелких частиц пигмента в связующем веществе, которое при высыхании образует пленку, прочно удерживающую пигмент и хорошо сцепляющуюся с окрашиваемой поверхностью. В качестве связующего применяют олифу, различные лаки, полимеры.
Английская фирма "Дюлюкс" разработала краски на основе природного полимера - крахмала из картофеля, пшеницы или кукурузы. Особый катализатор вызывает дальнейшую полимеризацию крахмала, и его молекулы становятся такими крупными, что их не могут переварить ни микробы, ни грибки, ни насекомые. Прочность и текстура красок та же, что у распространенных виниловых или акриловых, но крахмальные значительно дешевле, совершенно не ядовиты и не загрязняют окружающую среду. До выхода крахмальных красок на рынок пройдет еще года два, так как надо повысить их водостойкость.
New Scientist № 2106, 1997.
ИНФРАКРАСНЫЙ "ПИСТОЛЕТ"
Астрономам эта туманность показалась похожей на пистолет, так ее и назвали. Ее открыли уже давно, но только сейчас с помощью космического телескопа "Хаббл", способного видеть и в инфракрасном диапазоне, обнаружили в районе "курка", за облаками межзвездной пыли и газов, ярчайшую звезду. Предполагают, что это самая яркая звезда Вселенной. Она не менее чем в 60 раз массивнее Солнца и испускает почти в 10 миллионов раз больше энергии. За шесть секунд звезда выплескивает столько энергии, сколько Солнце - за год. По одной из гипотез, вся туманность возникла в результате двух взрывов звезды - примерно четыре и шесть тысяч лет назад.
Science News v.152, № 15, 1997.
КАРМАННЫЕ НАПОЛЬНЫЕ ВЕСЫ
Японская фирма "Наксат" выпустила напольные весы, которые можно взять с собой в поездку, например в отпуск, поскольку они умещаются в кармане или в дамской сумочке. Правда, чтобы взвеситься на таких весах, надо уметь простоять три секунды на одной ноге, так как площадка весов имеет размеры всего 8 на 12 сантиметров. После этого упражнения в эквилибристике вес появляется на табло.
Science et Vie № 961, 1997.
МИКРОБЫ ИЗ АТОМНОГО РЕАКТОРА
Недавно американские биологи нашли в работающем ядерном реакторе микробы, прекрасно переносящие огромные дозы радиации. Кокк, названный по-латыни Deinococcus radiodurans (в переводе - ужасный кокк, устойчивый к радиации), спокойно выдерживает дозы в три тысячи раз выше смертельной для человека. Излучение, как и у других организмов, дробит на сотни кусочков длинную молекулу наследственности. Но уже через 12-24 часа кусочки воссоединяются.
Сейчас генные инженеры внедрили в наследственный аппарат деинококка ген, позволяющий ему разрушать ядовитые органические соединения, и намерены применить микроб из реактора для очистки остановленных заводов по производству ядерного оружия. Кроме радиоактивных отходов, там накопилось немало остатков различных органических растворителей, опасных для окружающей среды.
На снимке, сделанном с помощью растрового электронного микроскопа, - микробы из реактора.
Geo № 10, 1997.
С МОРСКОГО РИФА - В АПТЕКУ
В редком виде кораллов, живущих на рифах у западного побережья Австралии, ученые нашли вещество, которое склеивает так называемые микротрубочки в живой клетке и не дает им двигаться. Это открытие само по себе представляет интерес - ранее соединения с такими свойствами не были известны. Но оно может иметь и важное практическое значение. Из микротрубочек состоит механизм, который при делении клетки распределяет хромосомы по двум дочерним клеткам. Так что при склеенных микротрубочках клетки не могут делиться. Уже доказано, что в лабораторных культурах клеток элеутеробин - так назвали новое вещество - весьма эффективно прекращает деление раковых клеток молочной железы, почки, яичника и легких. Эксперименты будут продолжены.
Зачем элеутеробин самому кораллу - можно только предполагать. Поскольку кораллы прикреплены к своему месту и не могут убежать от врагов, они нередко вырабатывают различные защитные вещества. Возможно, соединение, мешающее делению клеток, препятствует другим морским организмам укрепиться на коралле и расти поверх него.
Science News vol.152, № 13, 1997.
CАМЫЙ ДОРОГОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
На выставке радиоаппаратуры, проходившей в Берлине в сентябре, был продемонстрирован самый дорогой в мире музыкальный центр, собранный специально для выставки из самых высококачественных (и соответственно дорогостоящих) узлов и деталей. Они приобретены у двух десятков лучших фирм. Общая стоимость агрегата - 1 263 700 немецких марок (715 тысяч долларов). Причем только на соединительные кабели между проигрывателями, усилителями, колонками и другими блоками потрачено 426 800 марок, то есть 34 процента стоимости. Одна алмазная игла в головке проигрывателя стоит 14 500 марок (8200 долларов), на уровне автомобиля. Потребляемая мощность - 40 киловатт, а четыре оконечных усилителя (длинные белые ящики на переднем плане снимка) даже в режиме ожидания потребляют 5,5 киловатта. Выделяемым при работе теплом этот монстр мог бы отапливать небольшую квартиру, а летом ему требуется кондиционирование воздуха. Верхняя граница воспроизводимых частот - 48 килогерц, то есть в диапазоне ультразвука. Звук такого качества воспроизводится со специального многослойного компакт-диска, который несет гораздо больше музыкальной информации, чем обычный.
За девять дней выставки в зале площадью 80 квадратных метров, где демонстрировалось звучание этого чуда техники, побывали 8400 посетителей, причем на сеансы стояла очередь. После окончания выставки некоторые из продемонстрированных компонентов купил Билл Гейтс, владелец фирмы "Майкрософт", самый богатый предприниматель мира.
VDI-Nachrichten № 38, 1997.
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ МАЛЮТКА
Самый маленький в мире двухмоторный турбореактивный самолет построил французский летчик Ив Дюваль. Он бросился из одной крайности в другую: по работе Дюваль пилотирует огромный аэробус взлетной массой 257 тонн. Построенный вместе с друзьями за три года самолетик назван "Кристалин", его масса (без горючего и пилота) - 75 килограммов, длина - всего 4 метра и таков же размах крыльев. Турбины для малютки подобрали не без труда. Подошли экспериментальные двигатели, изготовленные одной английской фирмой в количестве всего семи экземпляров для миниатюрных беспилотных самолетов-разведчиков. Такой двигатель дает всего 14-17 килограммов тяги. Горючее - сжижженный пропан из баллона объемом 23 литра, помещающегося в ногах пилота. Запаса хватает на полчаса полета со скоростью до 230 километров в час.
Science et Vie № 962, 1997.
ГУБКИ НА ВОЛОКОННОЙ ОПТИКЕ
Внутри многих губок живут микроскопические водоросли, которые усваивают углекислый газ от дыхания губки и в процессе фотосинтеза синтезируют питательные вещества, часть которых перепадает гостеприим ной хозяйке.
Итальянские ученые, исследуя одну губку из моря Росса у побережья Антарктиды, обнаружили, что скелет губки, состоящий из множества прозрачных кремнеземных нитей длиной до 10 сантиметров, передает свет с поверхности живущим внутри тела губки водорослям. Этим усиливается фотосинтез и улучшается питание как водорослей, так и губки.
Discover № 3, 1997.
УКРОЩЕНИЕ СВИТЕРА
Как известно, некоторые шерстяные изделия отличаются повышенной кусачестью. Связано это с тем, что поверхность шерстинок покрыта множеством чешуек (на снимке - волокна разных сортов шерсти под электронным микроскопом), и у некоторых сортов они особенно грубые и острые. Обычно, чтобы уменьшить кусачесть шерсти, ее обрабатывают ферментами, растворяющими белок, отчего чешуйки размягчаются. Но это снижает прочность шерсти и ее природные водоотталкивающие свойства.
Сотрудники японской фирмы "Курабо" после девяти лет исследований разработали способ уменьшения шероховатости шерстяного волокна. Особый процесс позволяет "раскрутить" спиральный жгут из белковых молекул, составляющих волокно. В результате на поверхности волокна оказываются более гладкие внутренние его части, а толщина волокна снижается с 19 до 15 микрон. Это тоже делает его более гладким и нежным. Одновременно волокна удлиняются на 40-50 процентов, что облегчает процесс прядения. Получаемая таким способом шерсть становится легче, но сохраняет и прочность, и водоустойчивость. Новый процесс пригоден и для обработки мохера.
New Scientist № 2105, 1997.
ТРИБОЛОГИЯ И КОСМЕТИКА
Трибология - наука о трении. Специалисты-трибологи разработали множество тонких методов изучения гладкости различных поверхностей.
Один из таких методов применили в своей работе французские косметологи. Луч лазера, ощупав квадратик кожи размерами 2,5 на 2,5 миллиметра, нарисовал его рельеф до и после нанесения увлажняющего крема. Сухая кожа имеет глубокие и длинные микроскладки (верхний снимок); под действием крема они становятся менее выраженными (нижний снимок).
Sciences et Avenir № 607, 1997.
ОБЕЗЬЯНЫ ЗАНИМАЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕПКОЙ
Американские этологи Грегори Вестергард и Стефен Суоми вручили десяти обезьянкам-капуцинам глиняные шарики, камешки, листья и темперовые краски. Обезьяны с удовольствием возились с предложенными материалами для художественной лепки, продолжительность "занятий" доходила до получаса. Животные были весьма поглощены лепкой, по-разному деформировали шарики, украшали получившиеся фигурки камешками, красками и листьями.
Исследователи, наблюдая за обезьянками, сделали вывод, что по уровню "художественного развития" они соответствуют полуторагодовалым - двухлетним детям. Точно как дети этого возраста, капуцины, закончив изготовление какой-либо фигурки, теряют к ней интерес, да и результаты лепки похожи. Как и среди детей, среди обезьянок некоторые особи выделяются особо артистической натурой: они уделяют этим занятиям больше времени, порой даже отказываясь от еды, от игр с товарищами и от других предметов, предложенных им в качестве игрушек.
Г. Вестергард полагает, что содержание в неволе способствовало проявлению творческой активности капуцинов. Ведь в виварии им не приходится добывать себе пищу или прятаться от хищников, а занять чем-то руки и голову хочется.
На снимке - два образца "художественной лепки" обезьян.
New Scientist № 2102, 1997.
АВТОМОБИЛЬ ИЗ БУТЫЛОК
Американская корпорация "Крайслер" разрабатывает дешевый пластмассовый автомобиль, который, как надеются конструкторы, будет пользоваться успехом в развивающихся странах. Кузов состоит из четырех пластмассовых деталей, укрепляемых на легком стальном шасси. Почти 20 процентов пластика - переплавленные бутылки из-под безалкогольных напитков. Автомобиль весит около полутонны и потребляет 5 литров бензина на 100 километров пути. Сейчас идут испытания "бутылочного авто" на прочность при столкновениях.
New Scientist № 2103, 1997.
Читайте в любое время