Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЕСТНИК ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ.

Каждый, кто мало-мальски знаком с историей археологии, знает, какую важную роль сыграла находка так называемого Розеттского камня. Обнаруженный в 1799 году на берегу западного рукава дельты Нила, он, по существу, позволил понять древнеегипетское иероглифическое письмо и тем подвести фундамент под изучение истории Египта. Счастливый для науки случай: на этом камне один и тот же текст был записан трижды: египетскими иероглифами, иероглифической скорописью и на древнегреческом языке. Получив такой надежный ключ для дешифровки, французский ученый Ф. Шампольон смог в 1822 году распознать смысл египетских иероглифов.

Остров Крит. Развалины дворца в городе Фесте (около 2000-1700 гг. до н. э.).
Фестский диск, покрытый каллиграфически выполненными рисуночными знаками. Рядом - предложенная немецким филологом Дерком Оленротом дешифровка текстов диска.
Перед вами - предметы эгейского искусства, относящиеся к более раннему периоду, чем Фестский диск: мраморное изваяние - "Игрок на кифаре" и золотой брелок в виде двух пчелок из погребения на Крите. Около 2000 г. до н. э.
А эта ваза с изображением осьминога (Крит) - ровесница Фестского диска - примерно XVI век до н. э.
Этот прекрасный сосуд создан в конце VIII - начале VII веков до н. э. в Аттике - области Древней Греции, центром которой были Афины.
Статуя "Богиня с гранатом" относится к началу VI века до н. э., когда в искусстве Греции утверждаются соразмерные человеку масштабы.
Афины. Национальный археологический музей, открытый в 1889 году (архитектор Эрнст Зиллер), - богатейшее собрание древнегреческого искусства. Некоторые из его шедевров представлены на этих страницах.
Посейдон. Статуя найдена у мыса Артемисион. (Бронза. V век до н. э.).
Мальчик-наездник. (Бронза. Начало IV века до н. э.).
Керамическая миниатюра. Время ее создания относится к 1300-700 гг. до н. э.
Микенские идолообразные статуэтки богинь. (Глина. 1300-1100 гг. до н. э.).
Аттический кратер с геометрическим рисунком (VIII век до н. э.).
Зал скульптуры эпохи эллинизма (IV-I века до н. э.).
Гекатейон - изображение богини Гекаты, фигура которой трижды повторяется у колонны. Поэтому ее называют еще трехтелой богиней.
Краснофигурные чашевидные кратеры были созданы в IV веке до н. э. в Аттике - так называлась область Древней Греции, центром которой были Афины.

С тех пор древние надписи привлекают особое внимание археологов. Об одной из таких надписей и пойдет речь.

В начале нашего века велись раскопки дворцовых зданий древнего города Феста, расположенного в южной части греческого острова Крит. В один из счастливых для археологов дней в их руки попал глиняный диск диаметром около десяти сантиметров и весь испещренный надписями. Диск, изготовленный более трех с половиной тысяч лет назад (ученые датируют его 1600 годом до н. э.), в наши дни хранится на Крите, в археологическом музее Гераклиона. Он - гордость коллекции и вместе с тем - неразрешимая загадка. Девяносто лет ученые и любители-дешифровщики всего мира бились над тем, чтобы прочесть надписи, сделанные не известными дотоле письменами и тугой спиралью покрывающие обе стороны диска.

О Фестском диске и подступах к его дешифровке в нашем журнале еще пятнадцать лет назад рассказал историк А. Молчанов (см. "Наука и жизнь" № 2, 1982 г.). Любопытно описание техники надписи, которую дает автор статьи: "Древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший технику книгопечатания. Каждый знак оказался аккуратно оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно изготовлялся заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста".

Попытки расшифровать текст, рассматривая его значки как слоги или слова-понятия, что характерно, например, для египетских иероглифов, не приводили ни к какому осмысленному результату. И хотя рисунок значков напоминает иероглифы, опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.

И вот недавно появилось сообщение в немецком журнале "Шпигель" о том, что разгадка письма диска наконец найдена.

Немецкий филолог Дерк Оленрот пришел к мысли, что одна из древнейших надписей сделана не реально существовавшей в те времена письменностью, а всего лишь значками, использованными древним писцом, чтобы зашифровать буквы древнегреческого алфавита. Немецкий ученый, действуя как классический дешифровщик, сумел подобрать ключ к закодированному тексту и предложил свой вариант дешифровки надписей на диске. Соответствие рисованных значков на диске буквам древнегреческого алфавита показано на рисунке. Кстати, спиральный текст надо читать от центра - только тогда подставленные вместо шифрованных знаков буквы древнегреческого алфавита складываются в осмысленный текст. (Ученые, которые бились над этой загадкой раньше, считали, что текст следует читать от края диска к центру.)

Текст на обеих сторонах диска сообщает о двух святилищах, находящихся не на Крите, а в континенталь ной Греции. На одной стороне - фразы, составленные как магическая, колдовская формула, призывают ночь для поклонения богине земли и плодородия Деметре и заклинают выполнить обряд строго по ритуалу: "Зажги кругом оструганное дерево, в кольце жертвенного дыма ударь о землю и издай ржание внезапно, как пара лошадей". Вторая сторона диска повествует о микенском городе Тиринсе и о находящемся там культовом храме в честь верховного бога Зевса. Надпись предупреждает, что каждый, кто проникнет внутрь святилища, обречен на смерть и будет проклят.

Работа еще не завершена, не все выводы до конца обоснованы, и ученый продолжает свои исследования.

Но вновь встает вопрос, который обсуждался прежними исследователями: каково происхождение диска, где он был сделан? Теперь же вопрос несколько видоизменился. Почему диск с таким текстом оказался на Крите - привез ли его кто-нибудь с материка или он все-таки местного происхождения? В пользу первой версии как будто бы говорят сами тексты, оттиснутые на диске: ведь, казалось бы, только житель материковой Греции мог быть посвящен в ритуальные тайны обрядов. Но есть и иная точка зрения, о которой также сообщил историк А. Молчанов:

"Долгое время открытым оставался вопрос о месте изготовления Фестского диска - был ли он сделан на острове Крит или кем-то привезен сюда. Но вот при раскопках в середине 1930-х годов пещерного святилища в Аркалохори (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, в которой встречались и знаки Фестского диска. Еще один знак диска обнаружен на глиняном ярлыке, происходящем из города Феста.

Ученым удалось доказать и то, что для всех без исключения знаков письменности Фестского диска находятся прототипы среди сюжетов критского искусства и предметов домашнего обихода древних критян".

Таким образом, можно сделать вывод: диск и его письменность, возможно, имеют местное, критское происхождение.

Итак, спустя девяносто лет как будто бы понят смысл текстов, свернутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска.

Немецкий исследователь считает, что автор текстов уверенно владел старогреческой письменностью, но прибегнул к кодированию, стремясь сохранить тексты в секрете от непосвященных. А написаны они были, как уже говорилось, за 16 веков до н. э. И в этой дате, возможно, тоже заключено важнейшее открытие в древнегреческой истории.

До сих пор считалось, что греки изобрели свой алфавит только за восемь веков до н. э. До этого они пользовались так называемым линейным письмом - в основном для бытовых и хозяйственных записей. Иначе говоря, Дерк Оленрот отодвигает начало греческой алфавитной письменности на восемь веков в глубь истории. А это означает, что слепой Гомер не только устно слагал свои эпические поэмы о подвигах Ахилла и Одиссея, но вполне мог кому-нибудь их продиктовать.

Время создания диска примерно совпадает с вулканическим взрывом острова Тира (современное его название - Санторин). Взрыв разнес остров на три части и был столь мощным, что пепел из кратера достиг Гренландии. На Крите, расположенном примерно в 150 километрах от Тира, этот взрыв вызвал разрушение городов и пожары. С этим взрывом многие историки связывают и разрушение жемчужины Крита - Кносского дворца царя Миноса. Легко себе представить, как усердно молились жители Крита Зевсу и богине Деметре, чтобы их остров не постигла участь Тира, где погибло все живое.  

Памятники мировой культуры

ВЕЧНАЯ КРАСОТА

Обитатели Крита были богаче континентальных греков. Не случайно Аристотель называл этот остров - "счастливый". Крит расположен почти на равных расстояниях от Европы, Азии и Африки - в центре восточного Средиземно морья, на перекрестке морских торговых дорог. Это "счастье" помогло Криту, прилегающим к нему островам и береговой Греции не только достигнуть экономического благополучия, но уже в глубокой древности создать высочайшую культуру. Ее называют Крито-микенской или Эгейской культурой - по названию моря.

Сама Греция в этот период отставала от развитых островных государств (только Микены пользовались благами эгейской культуры). Но счастливое "перекрестие" пришло и к ней.

В наши дни стала бесспорной истина, что столкновение далеких друг от друга идей приводит к рождению новых плодотворных направлений - в знаниях, в искусстве, в технологиях. Примером может служить и феномен стремительного возникновения в Греции очага искусства и философии, который спустя века согрел и осветил Европу. Творческое соединение трех источников со временем родило новую единую культуру Древней Греции, которая стала колыбелью европейской цивилизации.

Одно из направлений принесли дорийцы - народ индоарийского происхождения. Они пришли с севера и осели в южной, приморской, части Балканского полуострова. Их вкладом в становление греческого искусства стал геометрический стиль. До седьмого века Греция не знала монументальной скульптуры. Художественное мастерство нашло свое выражение в керамических изделиях. Оно выработало множество форм для сосудов, украсило их орнаментами, использующими повторение таких фигур, как ромб, квадрат, круг. До наших дней дожили ленточные орнаменты - то бесконечная череда стилизованных волн, то ломаные прямые, напоминающие извилистую реку.

Геометрический стиль привил художникам понимание пропорций в архитектуре и особенно в скульптурном изображении человеческих тел.

Вторым направлением, которое участвовало в синтезе художественного мира греков, была крито-микенская культура. Хотя она закончила свое существование к концу второго тысячелетия до н. э. и от начала эпохи греческого искусства ее отделял целый ряд "темных веков", влияние крито-микенской культуры продолжало простираться и в последущие времена. Еще не были преданы забвению разрушенные землетрясением прекрасные памятники архитектуры: величественные дворцы, украшенные великолепной настенной живописью и рельефами, изящные расписные вазы, священные сады. Мы и сейчас, в ХХ веке, глядя на репродукции, любуемся необыкновенной одухотворенностью и реалистич ностью портретов, запечатленных на фресках. Крит и другие острова, защищенные от агрессии морем, почти не затрагивали в своем искусстве тему войны. Главный герой - человек и окружающая его природа.

И, наконец, третья составляющая сплава, из которого отлилось искусство Древней Греции: к началу первого тысячелетия до н. э. упрочились связи Греции - в том числе и культурные - с Египтом и Двуречьем. Когда греки только вступали в мир прекрасного, в пустыне Гизы уже высились грандиозные пирамиды, десятки веков стояли в Междуречье храмы - зиккураты и статуи крылатых львов и быков с человеческими головами. Влияние Востока видно в греческих статуях начального периода: фигуры людей словно скованы, руки прижаты к телу, головы повернуты только прямо.

Но опыт Востока был воспринят творчески: скульптура быстро перешла от статики к динамике человеческих тел, отказались греки и от гигантизма своих творений, для восприятия которого нужна была бескрайность пустыни или степей.

Здесь хочется привести слова искусствоведа В. Г. Власова: "Древний эллин чувствовал себя в Греции "как дома". Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность окружающего пространства приводили его к идее соразмерности сил человека и природы, человека как "микрокосма" Вселенной. Даже боги в его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские страсти и слабости.

Все было осязаемо и близко -

Дух мыслил плоть и чувствовал объем,

Мял глину перст и разум мерил землю...

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерой всех вещей.

М. Волошин.

"Человек - мера всех вещей", - сказал древнегреческий философ Протагор, и эта мысль стала девизом античной культуры..."

Нас покоряет благородная простота и спокойное величие всего, что сделали греческие мастера. Был мудрым провидцем философ Плутарх, говоривший о "долговременном существовании" произведений греческого гения.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки