БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 1998 №1
Количество новых модификаций автомобиля "Нива" растет в наше время не по дням, а по часам. На ВАЗе, например, осваивают производство трех его новых вариантов - комфортабельного джипа, броневика ивездехода.
Салон джипа аналогичен салону "Волги", а шасси на 30 сантиметров длиннее серийного. Став по сравнению с обычной "Нивой" несколько более устойчивым, новый джип выглядит не таким кургузым, как она, но остается достаточно маневренным.
Предназначенный для перевозки ценностей броневик защищен 4-миллиметровой стальной броней и почти 3-сантиметровым оконным стеклом. А прочность этого стекла так же высока, как применяемого в зарубежных аналогах 5-сантиметрового. Из всех известных броневиков ВАЗовский оказался наилегчайшим.
В новом вездеходе на базе "Нивы" - колеса сверхнизкого давления, резина которых обладает особой мягкостью и эластичностью. Он может передвигаться по любому грунту, почти не оставляя за собой колеи, а также по глубокому рыхлому снегу, по болоту и даже по воде. Хоть и с небольшой скоростью, но вездеход все же плывет.
Дорабатывают нашу "Ниву" и иностранцы. Французы, например, перевели ее на газовое топливо, установив в ней итальянскую газобаллонную аппаратуру. Но багажник не заняли, а разместили 60-литровый баллон под полом кузова, закрыв снизу защитным листом. Теперь машина может работать как на газе, так и на бензине. При этом, однако, она стала тяжелее на 70 килограммов, потеряв соответственно в своей грузоподъемности. Тем не менее французы считают это выгодным. У них в стране поощряется использование экологически более чистых газовых двигателей: и налоги на такую машину меньше, и газ заметно дешевле, чем бензин.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВМЕСТО СОЛИ
Зимой, как известно, мостовые и тротуары наших городов всегда посыпаны солью. Она спасает нас в какой-то мере от переломов и автомобильных аварий, но зато разрушает не только обувь и автомобильные покрышки, но даже сами автомобили.
Специалисты фирмы "Карбон-шунгит" (г. Петрозаводск) нашли иной способ борьбы с гололедицей - подогрев дороги электрическим током. Используют они для этой цели хорошо известный минерал шунгит (см. "Наука и жизнь" № 12, 1993 г.), который получил свое название по имени поселка Шуньга на берегу Онежского озера в Карелии. Именно там шунгит был впервые обнаружен, и именно там находится его крупнейшее в мире месторождение.
Минерал этот - природный аналог стеклоуглерода - имеет несколько разновидностей, и почти каждая из них находит то или иное применение в промышленности и в строительстве. Один из видов шунгита использовался, например, как облицовочный камень при отделке мавзолея В. И. Ленина. Другие виды, способные вспучиваться при нагревании, применяются как легкие пористые наполнители бетона. Третьи идут на приготовление красок и пробирного камня.
Для борьбы с гололедом пригодилось еще одно немаловажное свойство шунгита - его хорошая электропроводность. Измельченный шунгит можно добавлять в асфальт при дорожном строительстве или в бетон при изготовлении взлетных полос аэродрома. А по бокам дороги или взлетной полосы можно проложить токопроводящие шины и с их помощью пропустить через само дорожное покрытие ток. Небольшой, разумеется, достаточный лишь для того, чтобы температура покрытия стала положительной, и снег или лед подтаяли. Уборка дороги в этом случае предельно упрощается.
В объединении "Карбон-шунгит" считают возможным использовать электропроводность шунгита и в строительстве - для обогрева стен, полов и потолков. С этой целью можно выпускать плитки для внутренней облицовки, покрытые с обратной стороны токо-проводящей краской.
ЛЕКАРСТВО ИЗ РАССОЛА
С глубокой древности обитают в теплых соленых озерах Земли удивительные микробы - галофилы. И живут они, и размножаются только в сильно соленых растворах - тех, где концентрация соли достигает 25%. В частности - в огуречных, помидорных и прочих консервирующих рассолах. Галофилы обогащают эти рассолы биологически активными веществами, без которых и сами бы не смогли выжить в среде, где ионов соли больше, чем молекул воды.
Именно ради этих биологически активных веществ и "приручили" галофилов специалисты фирмы "Аксон" и научились разводить их в ярко освещенных электрическими лампами больших сосудах. Массу выращенных в реакторах бактерий высушивают и используют как добавку к пище, помогающую, как говорится, "от всех болезней". Во всяком случае, испытания, проведенные в ряде научных и медицинских организаций - Институте биофизики Минздрава Российской Федерации, Научно-исследовательс ком онкологическом институте имени П. А. Герцена, ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии, - были весьма успешными. Они показали, что новый препарат, которому авторы дали имя "Баксин", содержит много ценного белка, макро- и микроэлементов, а также витамины A, C, D, E и витамины группы B. Благодаря их сочетанию Баксин защищает организм от заражения и повышает иммунитет, помогает организму бороться со многими заболеваниями, иногда даже с онкологическими.
Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ рекомендует применение Баксина как биологически активной добавки к пище и в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Рекомендует его и Фармкомитет Министерства сельского хозяйства РФ - для профилактики заболеваний и активации воспроизводительных функций животных.
РОССИЙСКИЕ ОКОННЫЕ БЛОКИ ИЗ ПЛАСТМАССЫ
Второй год выпускает завод "Стройпласт" (г. Казань) оконные и дверные блоки из пластмассы. Такого рода блоки давно изготовляются и используются за рубежом, но в России аналогов этому производству пока не было.
Оборудование завода "Стройпласт" - итальянское, и технология в основном тоже, хотя и пришлось ее в какой-то мере дорабатывать. Ведь температурные и погодные условия в Российской Федерации имеют свою специфику, которая определяет требования строительных норм и правил (СНиП) и государственных стандартов - прежде всего по теплозащите. Изделия завода этим требованиям соответствуют.
В отличие от деревянных оконных блоков, которые в нарушение СНиП выпускают всего лишь с двойным остеклением, пластмассовые блоки "Стройпласта" оснащены тройным, что способствует их лучшей не только тепло-, но и звукоизоляции.
Конечно, пока пластмассовые блоки дороже деревянных - примерно в 1,5 раза, хотя и без учета стоимости стекол, фурнитуры и покраски, которые требуются при установке деревянных блоков. Необходимо также учесть, что изделия из древесины постоянно дорожают. Во-первых, потому, что ее приходится издалека возить, а транспортные расходы непрерывно растут. А во-вторых, из-за больших энергозатрат на обработку самой древесины - до 22% от стоимости изделия.
Технология выпуска пластмассовых оконных и дверных блоков - безотходная. Весь лишний пластикат снова возвращается в производство и пускается в дело.
КРЫША, КОТОРАЯ РАДУЕТ ГЛАЗ
Целая серия новых красок "Унисал" для окраски асбестоцементного шифера (асбошифера) создана на заводе лакокрасочных материалов "Квил" (г. Белгород). Нужда в таких красках появилась давно.
И вовсе не только из-за малопривлекательного грязно-серого цвета асбошифера, но и по причине его недостаточной поверхностной плотности. Из-за нее он под действием снега, дождя, тумана подвергается эрозии, темнеет и зарастает лишайником. А постепенно и разрушается, что оказывается небезвредным для окружающей среды. Тем более, что плиты асбошифера покрывают сотни квадратных километров крыш российских домов.
Попытки окрашивать шифер масляной краской удаются плохо, поскольку содержащиеся в ней кислотные компоненты реагируют с остатками извести в асбоцементе. А это способствует появлению бурно развивающейся коррозии, и в конце концов листы асбошифера приходится заменять новыми.
Современные дома асбошифером покрывают редко: ведь яркие и красивые, хотя и весьма дорогостоящие импортные кровельные материалы выглядят намного лучше. Выполненные на основе акрила краски "Унисал" ложатся на асбоцемент ровно и красиво. Белые, серые, черные, темно-зеленые, красно-коричневые, они позволяют снова вернуться к асбошиферу, но уже в другом его качестве - и безопасном, и приятном для глаза. А обойдется это, разумеется, несравненно дешевле, чем красивая импортная кровля.
Выпускаются краски "Унисал" в двух модификациях - для промышленной и для бытовой окраски.
Читайте в любое время