Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СУБМАРИНЫ

Б. ПРИМОЧКИН.

Расскажите, пожалуйста, о подводной лодке, пришвартовавшейся в прошлом году в Москве.

Перед открытием музея.
Костюм матроса-подводника.
Торпедный отсек.
Входное отверстие торпедного аппарата в экстремальной ситуации используют для эвакуации экипажа.

П. Солнцев (г. Тула).

В Москве, в парке "Северное Тушино", в двух автобусных остановках от станции метро "Сходненская", на берегу Химкинского водохранилища открылся новый музей, официальное название которого "Культурно-мемориальный комплекс истории Военно-Морского флота России". Первым экспонатом музея стала настоящая подводная лодка. По отечественной классификации она известна как проект 641Б или под шифром "Сом". По классификации НАТО лодка носила танцевально-музыкальное название "Танго". Длина лодки - 90 м, диаметр - 8 м. Глубина погружения - 300 м. Экипаж из 78 человек несколько месяцев жил в этом до предела сжатом пространстве, насыщенном приборами, моторами и механизмами. Искусственное освещение (никаких окон). На учете каждый сантиметр. Столовая в экстремальной ситуации превращалась в операционную.

На корпусе, обклеенном черной спецрезиной (чтобы гидроакустики не засекли), сохранился номер - Б-396. Построена лодка на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде по проекту ЦКБ МП "Рубин" (Ленинград). Находилась в строю с 1980 по 2000 год.

Лодки этого класса несли боевую службу на Балтийском и Северных морях, в Атлантике и на Средиземном море. С 1995 года их начали постепенно "отправлять на заслуженный отдых", и полностью они сдали свою вахту к 2002 году. Некоторым не повезло, их разрезали на металлолом, а "счастливчикам" дарована вторая жизнь - они стали музеями. В мире насчитывается более семидесяти подобных музеев.

Субмарину переоборудовали на одном из заводов Северодвинска, после чего переправили в Москву. Морской боевой подлодке нужно было пройти через множество речных шлюзов и гидросооружений. Пришлось даже срезать рубку, потом ее приваривали вновь. Около двух лет лодка находилась в Северном порту столицы в ожидании достойного места. Зимой 2004 года она стала посылать сигналы "SOS": чиновники Мосводоканала сбросили из водохранилища воду, уровень которой упал на полтора метра. В итоге лодка легла на дно и обледенела. При этом на борт не подавались электропитание и тепло. Нависла опасность аварии. За жизнь субмарины боролась находящаяся на ее борту бригада заводских специалистов. Лодка выжила.

В июле 2006 года, в день Военно-Морского флота, в подводной лодке открылся музей. В недалеком будущем ее соседями станут современный военный корабль, парусное судно, самолет-амфибия. Объединит этот выставочный комплекс здание музея, украшенное маяком.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки