БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ФЕВРАЛЬ 1998 №2

ГЕН ТРУСОСТИ

ПЛАСТМАССОВЫЙ МОСТ.
ПО КАБЕЛЮ БЕЗ ПОТЕРЬ.
ПОРА КАТИТЬ БОЧКУ.

К его обнаружению у мышей подошла группа американских генетиков. Они пугали подопытных грызунов громким звуком и слабым ударом электротока, а затем изучали особенности наследственности тех мышей, которые пугались больше других. Оказалось, что за пугливость отвечает участок первой мышиной хромосомы. На этом участке сосредоточены сотни генов, поэтому исследователи полагают, что выявление гена трусости займет еще несколько лет.

New Scientist № 2106, 1997.

ПЛАСТМАССОВЫЙ МОСТ

В конце июня прошлого года в датском городе Кольдинг открыт висячий пешеходно-велосипедный мост через железнодорожный путь. Длина моста - сорок метров, ширина - три метра. Ничего особенного, кроме того, что мост практически целиком сделан из пластмассы. Использованы,> правда, стальные болты и другой крепеж, а все остальное: и пилон, и ванты, и так называемое верхнее строение моста, то есть сама дорожка, по которой ходят и ездят, - сделаны из полимеров, в том числе - усиленных стекловолокном. Многие детали моста склеены также полимерным клеем. Вся конструкция весит всего десять тонн и собрана на месте за две ночи, когда не мешало движение поездов. При необходимости по мосту сможет проехать и небольшой автомобиль: допустимая нагрузка составляет до пяти тонн.

Sciences et Avenir № 609, 1997.

КОГДА МАРС БЫЛ БЕЛОЙ ПЛАНЕТОЙ

По расчетам французских и американских ученых, пользующихся данными автоматической станции "Пасфайндер", в ранней молодости Марс был окутан плотными облаками из мелких частиц сухого льда - замерзшей двуокиси углерода. Они отражали до 95 процентов солнечного света. Тогда Марс был не красной, а белой планетой. Но под этими ледяными облаками было довольно тепло, так как слой сухого льда отражал обратно к поверхности Марса тепло, шедшее от недр планеты. Рассчитано, что на поверхности было примерно плюс 25 градусов Цельсия, то есть вполне могли существовать большие количества воды. Действительно, следы крупных рек и целых потопов видны на марсианских равнинах и сейчас. Это позволяет сделать некоторые предположения о ранней жизни на Марсе. В тепле, влаге и темноте могли появиться организмы вроде тех, что живут сейчас на Земле в пещерах или на дне океанов. Скорее всего, это были микробы, питавшиеся минеральными веществами, например серой и ее соединениями.

New Sc ientist № 2109, 1997.

МЕДЬ В МИКРОСХЕМАХ

Известная американская фирма ИБМ осенью прошлого года сообщила о разработке новой технологии производства микросхем, которая позволит повысить их быстродействие более чем в три раза, уместить на схеме больше компонентов и понизить ее стоимость. Специалисты фирмы нашли способ заменить алюминиевые "провода" на микросхеме медными. Толщина алюминиевых проводников на самых совершенных микросхемах, выпускаемых сейчас, составляет 0,35 микрона. Медные проводящие линии можно сделать толщиной всего в 0,2 микрона, так как медь лучше проводит ток. А это позволит увеличить плотность размещения компонентов на микросхеме, повысить ее быстродействие, уменьшить потребление энергии. Применять медь в микросхемах мешало то обстоятельство, что ее атомы имеют тенденцию диффундировать в кремний - основу микросхемы, изменяя его полупроводниковые свойства. Чтобы этого не происходило, инженеры ИБМ размещают между медью и кремнием изолирующую прослойку, состав которой фирма держит в секрете. Несмотря на появление лишнего слоя в схеме, производство "медных" интегрированных схем требует меньше технологических шагов, поэтому продукция будет на 20 - 30 процентов дешевле нынешней.

Science News v.152, № 13, 1997.

ПО КАБЕЛЮ БЕЗ ПОТЕРЬ

Немецкая фирма "Сименс" готовится первой в мире начать производство сверхпроводящего кабеля на "теплых" сверхпроводниках. Эти открытые в 1986 году керамические материалы теряют электрическое сопротивле ние не вблизи абсолютного нуля, как обычные металлы и их сплавы, а при температуре жидкого азота, около минус 200 градусов Цельсия (есть уже и варианты, требующие еще менее глубокого охлаждения). Жидкий азот сравнительно дешев, но проблема в том, что нелегко сделать из керамики проволоку. Тем не менее уже к концу 1998 года "Сименс" намерен изготовить первый в мире сверхпроводящий кабель на 110 киловольт длиной 50 метров. Пока проводятся эксперименты с более короткими отрезками.

По сообщению фирмы "Сименс".

ОСПА ВОЗВРАЩАЕТСЯ?

Как известно, Всемирная организация здравоохранения в 1979 году объявила, что в результате поголовной вакцинации оспа на Земле уничтожена, и прививки новорожденных можно прекратить. В октябре 1977 года был зарегистрирован последний оспенный больной, им стал повар из сомалийского города Мерка (см. "Наука и жизнь" № 7, 1980 г.). Но вот несколько месяцев назад в одном из районов Заира заболели так называемой обезьяньей оспой 92 человека. Такие случаи бывали и раньше, однако если ранее обезьяньей оспой можно было заразиться только от обезьян (обычно через укус больного животного), то на сей раз заирцы заражались и друг от друга. Вероятность инфекции при контакте с больным человеком - 73 процента. Этот вирус, против которого действует обычная противооспенная вакцина, нападает прежде всего на детей и подростков моложе 15 лет. Как человек произошел от обезьяны, так и многие наши болезни произошли от обезьяньих. И можно предположить, что с исчезновением у населения иммунитета против обычной оспы обезьяний вирус перешел на людей и будет изменяться, приспосабливаться к новому "хозяину". То есть, повторится процесс эволюции, в результате которого появилась обыкновенная человеческая оспа. А эволюция у вирусов идет быстро. Сейчас во всем мире живые культуры вируса оспы хранятся на всякий случай только в двух лабораториях - в США и в России. Планировалось уничтожить их 30 июня 1999 года ввиду опасности хранения таких возбудителей при отсутствии иммунитета против оспы у человечества. Но, если человеческая оспа может возникать снова и снова из обезьяньей, уничтожение, по-видимому, придется отменить. На основе этих культур снова можно будет развернуть изготовление вакцины. Специалисты ВОЗ сейчас изучают заирскую эпидемию

Sciences et Avenir № 604, 1997.

ПОРА КАТИТЬ БОЧКУ

Миллионы людей в странах Африки и Азии живут в нескольких километрах от источников пресной воды. Доставка воды домой - немалый труд. Изобретатели из ЮАР, братья Ханс и Пит Хендриксе, предложили использовать для этого не ведра, кувшины или канистры, а бочки в форме колеса (см. фото). Такая бочка сделана из полиэтилена и снабжена плотно завинчивающейся крышкой. Продев в отверстие колеса веревку, бочку может легко везти даже ребенок, и опыт показал, что дети рассматривают водоснабжение таким способом как захватывающее развлечение. В Зимбабве построена фабрика, производящая бочки-колеса двух размеров - на 50 и 75 литров. Во время испытаний семья из 13 человек ежедневно пользовалась бочкой Хендриксе более 20 месяцев. За это время бочка доставила 120 тысяч литров питьевой воды, прокатилась 12 тысяч километров, сделав семь миллионов оборотов. Износ полиэтиленовой стенки составил менее полумиллиметра. Это означает, что необходимость заменить бочку возникнет самое раннее через 10 лет эксплуатации. Изобретение уже широко используется в ЮАР, Намибии, Эфиопии, Кении и Танзании.

Time Special Issue, Winter 1997/98.

ПЛОХАЯ ДОРОГА САМА СЕБЯ ОСВЕЩАЕТ

Гонконгская фирма "Кистоун электроникс" предложила электромагнитный амортизатор для велосипеда, не только смягчающий тряску при езде по неровной дороге, но и вырабатывающий электричество для велосипедной фары. Амортизатор представляет собой катушку с пружиной, движущуюся внутри цилиндра, сделанного из постоянного магнита. На ухабах катушка движется вверх и вниз, и в ней возникает ток. Его энергия накапливается в аккумуляторе и служит для освещения дороги.

New Scientist № 2109, 1997.

"ВЕЧНОЕ" МАСЛО

Автомобилисты привыкли менять масло примерно через каждые 10 - 15 тысяч километров, то есть (в зависимости от активности своих передвижений) раз в полгода-год. Однако голландский предприниматель Вилли Кроненберг из Эйндховена утверждает, что выпускаемый им сорт масла прослужит практически столько, сколько сам автомобиль - десять лет. Со временем качество чудесного масла, залитого в мотор, только улучшается. Трение между деталями двигателя уменьшается на 80 процентов, расход бензина - на 12 процентов. Дело не только в том, что автовладельцы могут сэкономить немалые средства на смене масла, - получается большая польза для экологии. Только в Германии ежегодно остается 600 тысяч тонн отработанного автомобильного масла, которое приходится сжигать либо перерабатывать. Состав "вечного" масла держится в секрете, но сообщают, что оно полностью синтетическое и в нем 17 присадок, главная из которых - 7 процентов мельчайших частиц тефлона, который и снижает трение. Другие добавки замедляют старение масла. Однако специалисты высказывают сомнение. Десятилетний срок службы кажется им невероятным. Масла с добавкой тефлона известны уже довольно давно и ничем особенно чудесным не отличаются. Вообще-то трение двух металлических поверхностей в масле в десять раз меньше, чем двух поверхностей, покрытых тефлоном.

VDI-Nachrichten № 33, 1997.

ПЛАМЯ В НЕВЕСОМОСТИ

Теоретически свеча, зажженная в невесомости, должна тотчас погаснуть. Рассуждения здесь просты: в отсутствие тяжести не будет конвекции - подъема легких теплых продуктов горения и замены их холодным воздухом, содержащим кислород. Как только прилегающий к пламени окислитель будет израсходован, горение прекратится. Объяснение вполне логичное, и, может быть, эта логичность мешала проверить его на практике. Никому из летавших на космических кораблях не приходило в голову зажечь там спичку или свечу. Вмешался случай: на космической станции "Мир" в феврале 1997 года произошла авария - загорелся генератор кислорода. Вопреки теории, вспыхнувшее пламя не погасло само по себе, задушенное продуктами горения. Экипажу пришлось вмешаться, чтобы загасить огонь. Это происшествие натолкнуло российских и американских космонавтов на мысль провести специальные эксперименты с горением в условиях невесомости. Была зажжена свеча, которая не погасла тут же, а продолжала гореть. Правда, много медленнее, чем на Земле, и что особенно отличало ее - это форма пламени. Оно не было вытянуто вверх, как обычно, а представляло собой идеальный шар. Внешние слои этого шара имели голубовато-синюю окраску. Коль скоро в невесомости возможно горение, в проекте международной космической станции "Альфа" предусмотрены надежные противопожарные меры.

Stern № 46, 1997.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки