МАЛЫЕ РЕКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Ю. КУМАЧЕВ, инженер-гидротехник.
Одной из примет уходящего ХХ века стали "каменные джунгли" - огромные многомиллионные города с улицами, забитыми транспортом. А ведь начинался век со светлых надежд на то, что открывающиеся новые технические возможности позволят людям построить прекрасные, благоустроенные, зеленые и солнечные города.
Мечтой о таком городе был рожден и генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году. План предусматривал максимальное сохранение лесов, окружающих Москву, создание лесопаркового защитного пояса, сохранение и расширение зеленых зон внутри города, во всех его районах.
Одно из основных положений этого плана говорило о том, что в городе-саде непременно должно быть изобилие воды. На территории Москвы предусматривалось строительство многочисленных водоемов, водных стадионов, сооружение фонтанов и бассейнов в скверах и жилых кварталах. Они действительно были сооружены, и многие из них действуют поныне.
Тогда же, к 1937 году, завершилось строительство канала Москва - Волга. Не будем здесь говорить о том, какими силами, ценой скольких жизней его построили. Скажем лишь, что такой канал был необходим нашей столице, что он вот уже десятки лет спасает ее от многих экологических бед.
Москва стала портом пяти морей, и это раскрыло возможности индустриального развития и города, и страны. Но не менее важным оказалось то, что город получил прекрасную систему водоснабжения. Многоводными стали и река Москва с ее притоками, и пруды на территории города. Так, из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу была обводнена река Яуза. Развитая система водообеспечения позволила сохранить и расширить на территории города парки и лесопарки.
И даже сейчас, когда границы Москвы раздвинулись шире, чем можно было это предполагать в 30-е годы, когда водопотребление в московской агломерации с 35 м3/с увеличилось почти до 180 м3/с, возможности сложившейся тогда обводнительной системы города все еще полностью не исчерпаны.
Однако к концу века становится все более очевидным, что наивные представления о неограниченных возможностях техники не оправдываются. Что технологии, используемые ныне в большинстве производств, не отвечают даже самым элементарным экологическим требованиям, и в результате загрязнение окружающей среды, особенно в больших промышленных городах, происходит в нарастающих масштабах.
Особенно быстро идет загрязнение водных ресурсов. Производства, использующие воду как сырье, растворитель, теплоноситель, моющее средство, - вот главные пожиратели и загрязнители воды. Пройдя через такие технические системы, вода теряет свою биологическую способность к тому естественному самоочищению, которое происходит в живой природе.
Нарушается гидрохимический баланс водной системы: речки города превращаются в ядовитые сточные канавы, начинают чахнуть и гибнуть леса и лесопарки города.
Выработать новые малоотходные технологии, построить очистные сооружения более высокого класса - технически вполне возможно. Но практическое решение таких задач требует огромных средств, сил, времени. И ясно, что быстро решить их не удастся.
Но ведь люди-то хотят жить в хороших условиях, дышать чистым воздухом, пить свежую живую воду сейчас, а не через 40-50 лет.
Так хорошо, когда городской благоустроенный дом стоит вблизи леса или парка - воздух свежий, прохладный, спать можно с открытым окном. А в парке - пруд, в котором утром перед работой можно искупаться. И ребятишки посидят там с удочкой, поймают карася кошке на обед...
Эти заманчивые, но сами по себе очень естественные и скромные мечты вполне осуществимы. В таких условиях может жить почти половина москвичей. Москва очень зеленый город: в ее границах более 10 тысяч гектаров настоящих лесов. Это крупные массивы, такие, как Лосиный остров, Измайловский, Битцевский, Кузьминский, Серебряный бор. В городе более 40 больших лесопарков, много садов, парков, бульваров, скверов. Кроме реки Москвы по территории города протекает около 50 речек: Сходня, Химки, Сетунь, Яуза, Чура, Котловня, Городня... В городе около 300 больших прудов.
Беда в том, что большая часть этих природных комплексов загрязнена, водосборы рек застроены, перерезаны транспортными магистралями, завалены мусором.
Но их можно спасти, восстановить. И одна из чрезвычайно важных нынешних задач - действовать, не дожидаясь начала работ по общему большому плану.
Сейчас, сегодня малыми силами и без особых затрат на отдельных участках - в бассейне одной малой реки, одного каскада прудов, одного парка - необходимо начинать восстановительные работы, возрождать малые природные экосистемы.
Обратимся к конкретному примеру - к району Измайлово.
Это восточная окраина Москвы; в конце XVIII века здесь, среди прекрасных лесов, была царская усадьба с охотничьими угодьями, с рыбными прудами, садами и даже зверинцем. В этой усадьбе прошло детство Петра I.
В наше время восточная часть города перенасыщена промышленными предприятиями. Но огромный лес и парк, и пруды, и питающая их речка Серебрянка сохранились.
Москвичи, живущие в Измайлово, выйдя из дома или со станции метро, попадают прямо в березовую рощу или сосновый бор. Лесные аллеи ведут к прудам-озерам, к большой солнечной поляне. Здесь не в диковину увидеть белку, послушать пение соловья.
Через весь лесопарк протекает река Серебрянка с ручьями-притоками. Протяжение основного русла реки 10 километров, площадь ее водосбора - 30 кв. километров. На реке и на ее притоке - ручье Черный сохранился каскад прудов с общей акваторией 25 гектаров. Но почти вся площадь водосбора Серебрянки и ее притоков сейчас застроена жилыми и производственными зданиями, парк оказался в кольце транспортных магистралей.
Лесной ландшафт парка еще в полной сохранности. С водой хуже - она сильно загрязнена. Возле прудов появились таблички, запрещающие купанье. Несмотря на это летом здесь полно купающихся. Один из Терлецких прудов, лишившихся основного водосбора, пока, к большой радости местных "моржей", поддерживают местные пожарные. На другом пруду - Лебедянском - круглый год можно
видеть рыбаков - жителей соседней девятиэтажки. Прошлым летом здесь на пруду вдруг расцвели белые кувшинки. И этому есть объяснение.
В качестве водоохранных мер реки Серебрянки, при ее выходе из коллектора на территорию парка, построены очистные сооружения. Поэтому в Лебедянский пруд поступает только чистая вода. Загрязненный сток, минуя пруд, проходит в отдельном канале. Но чистой воды не хватает. Поэтому разработаны проектные предложения, которые помогут наладить обводнение прудов. Воду предполагают взять из скважин, пробурив их здесь же, поблизости. Особенно нуждаются в пополнении водой из скважин пруды Красный и вытекающий из него ручей. Тогда здесь можно будет создать хорошую зону отдыха для детей.
Вода из скважин даст возможность организовать дождевальное орошение полян парка. Зелень будет густой, свежей, искусственный дождь смоет с нее попадающие с потоками воздуха промышленные выбросы.
Ниже пруда Лебедянский, на ныне заболоченном участке реки Серебрянки, раньше были еще пруды. Хотя бы один из них необходимо восстановить. Это будет неглубокий пруд-копань - царство камышей, кувшинок, лягушек. Он станет местом интенсивного биологического самоочищения воды перед поступлением ее в следующий, Садово-Виноградный, пруд.
Самое главное во всех намеченных в Измайлово водоохранных работах то, что они помогут восстановить в прудах и малых реках естественные биологические процессы самоочищения воды.
В каскаде прудов, вдоль русла реки и ручьев Измайловского лесопарка запланировано соорудить много маленьких водопадов - аэраторов воды, которые будут насыщать воду кислородом. В тех местах, где в реку Серебрянку впадают особо загрязненные ручьи, предусмотрено строительство простых, но эффективных очистных сооружений типа биореакторов. Это могут быть перегораживающие ручей фильтрующие дамбы или железобетонные емкости. Их заполнят пористым природным или искусственным материалом. На этом субстрате, при условии, что вода будет обеспечена кислородом, начнется развитие микрофлоры, питающейся органическими загрязнениями. В тех случаях, когда воды загрязнены промышленными неорганическими отходами, для загрузки фильтрующих дамб может быть добавлен цеолит, природный минерал группы алюмосиликатов. Такой фильтр дает хорошую очистку.
Вот такими простыми и недорогими способами водоемы Измайловского лесопарка или какого-либо другого локального зеленого района можно восстановить и поддерживать в хорошем состоянии.
Воды реки Серебрянки станут чистыми. Их не придется сбрасывать в ливневый коллектор, как это делается сейчас, а можно будет сразу использовать для хозяйственных нужд Измайловского лесопарка и прилегающих к нему территорий - большого культурного центра, включающего стадионы, спортплощадки, рынок художественных ремесел.
В подобной помощи остро нуждаются и другие зеленые районы Москвы. Принцип, заложенный в давний, 1935 года, план реконструкции Москвы, что обильное, разумно организованное водообеспечение играет одну из главных ролей в формировании нормальной жизни большого города, полностью подтвержден временем.
Прекрасные зеленые зоны Москвы сохраняют свою и красоту, и жизненную силу, несмотря на довольно сложную экологическую обстановку большого города. Но малые реки и пруды, благодаря которым эти зеленые массивы живут, пострадали очень сильно. Как уже говорилось, они загрязнены, их водосборы перекрыты. Если мы поможем малым рекам восстановить свою жизненную силу, оживут и леса, и парки.
Выход из этой ситуации есть, и он вполне по силам нашему городу.
Грядущий век, по всей вероятности, тоже будет связан с бурным ростом новых городов-гигантов. Многие из ныне малых городов и поселков превратятся в крупные промышленные центры.
Хочется надеяться, что их рост и формирование будут идти по разумным, хорошо продуманным планам, в которых большое внимание уделяется сохранению основной гидрографической системы малых рек, а следовательно , водообеспечению и озеленению этих будущих больших городов.
Литература
Бочкарева Т. В.Экологический "джин" урбанизации. М., "Мысль", 1988.
Кумачев Ю.И. Сохранить жизненную силу малых рек. "Наука и жизнь" № 10, 1990.
Яковлева Г. Москва - город-сад 1935 года. "Архитектура и строительство Москвы", № 7, 1989.
Читайте в любое время