ТОПОР В СЕРДЦЕ УССУРИЙСКОЙ ТАЙГИ
Б. ШИБНЕВ, действительный член Географического и Орнитологического обществ России, почетный член Дальневосточной академии наук (п. Верхний Перевал, Приморский край).
Самая лесная река Уссурийского края
В 1948 году я путешествовал с известным исследователем дальневосточного края А. И. Куренцовым в верховьях реки Бикин, которую нередко за своеобразие и богатство ее растительного и животного мира называют "русской Амазонкой".
Навсегда запомнился один эпизод нашего путешествия. Мы вышли из сумрачных елово-пихтовых лесов на субальпийские луга, граничащие с зарослями кедрового стланика. Любуясь открывшейся нам величественной панорамой загадочных, в то время почти неисследованных гор, Алексей Иванович с любовью и глубокой грустью произнес: "Не приведи Бог, если в эти чудесные места придет человек с топором! Он оставит после себя пустыню". К сожалению, его слова оказались пророческими. В Тернейском районе, в верховьях рек Пеи и Светлой, в Хабаровском крае на реке Хор, в Амурской области начались вырубки лесов. Передовая зарубежная техника для рубки леса теперь нацелена в самое сердце уссурийской тайги - верховья рек Бикин и Хор.
Под угрозой уничтожения находится уникальная природная зона, в которой обитают многие редкие и редчайшие виды растений и животных. Здесь растет уникальная аянская ель, живущая до 500 лет, встречается редкая орхидея - бородатка японская. В реке водятся амурский сиг и амурский жерех, ленок, таймень, тропическая рыба - змееголов, редкая мягкотелая черепаха трионикс.
Реликтовые леса уссурийского края представляют собой настоящую сокровищницу природы нашей страны.
В этом природном сообществе, как и в любом другом, все живые организмы связаны множеством тонких и сложных нитей. Так, например, большую роль в природе бассейна реки Бикин играют болота (мари), особенно ценные сфагново-лиственничные, с островками леса на возвышенных местах. Эти места - царство гнездящихся здесь журавлей-"монахов" (так называют черного журавля), кроншнепов, веретенников, чернопегих луней. Здесь обитают двенадцать видов пернатых, занесенных в Красную книгу мира, и среди них такие удивительные, как рыбный филин, чешуйчатый крохаль и утка мандаринка. Именно здесь, на Бикине, живут еще амурские тигры и гималайские (белогрудые) медведи. Много ли других таких мест в России?
На Бикине рядом с тропическими лилиями эвриалой и бразенией растут северяне - голубика, клюква, брусника, служащие пищей не только птицам, но и забредающим на болото медведям. На маревых болотах обитает кабарга, заходят сюда изюбры, косули, лоси. В мае болота покрыты цветущими травами-медоносами - здесь растут болотный и широколистый багульник, хамедафне, или болотный вереск, многие лекарственные растения.
Все эти живые организмы могут существовать только в сложной взаимосвязи со своей средой обитания. Малейшее нарушение экологического равновесия приводит порой к непоправимым последствиям для всех компонентов живой системы. Водораздел центральной части хребта Сихотэ-Алинь - это что-то вроде гигантского холодильника, включенного тысячелетия назад самой природой. Уничтожить леса в этом районе означало бы "выключить" холодильник, сохраняющий и воздух, и воду, и растения, и животных, дающий жизнь нам, людям.
Правда о Бикине
Вот уже несколько лет идет варварская вырубка лесов на Сихотэ-Алине, которую ведет СП "Светлая" с одобрения администрации края. Местная пресса при "осторожной поддержке" некоторых ученых представляет материалы в обтекаемой форме по принципу "чтобы овцы были целы и волки сыты". Часть материалов подается в таком научном стиле, что они остаются непонятны большинству читателей и не привлекают их внимания. Я постараюсь объективно и кратко, в доступной форме изложить правду о рубках леса на Бикине, используя свои знания биолога и человека, живущего в этом краю с 1939 года, то есть более 60 лет.
Уже сейчас в конце зимы и во время летних засух обмеление реки, которое напрямую связано с вырубкой леса, пагубно отражается на жизни животных и растений. В среднем течении реки Бикин еще можно восстановить стабильный водный режим, если соблюдать некоторые рекомендации лесоведов, в верхнем же течении нельзя допустить уничтожения даже части леса - это нанесет непоправимый ущерб всей экологической системе. Сейчас выше устья реки Тахало обмеления Бикина почти нет, и, если не вырубать лес в верховьях, река сохранит стабильный водный режим. Если же запрета на рубку не будет, я предвижу многие опасности. Погибнут и леса, соседствующие с вырубкой. При сильных северо-восточных и восточных ветрах весной и в начале лета и северо-западных и северных ветрах осенью мощные ветровалы уничтожат большую часть оголенного невырубленного леса, соседствующего с вырубками. Отсюда пойдет цепная реакция гибели лесов всего водораздела, начнется эрозия почв, будет таять сезонная и многолетняя мерзлота, изменится водный режим Бикина и его притоков, в первую очередь реки Зевы. К окончательной гибели уникального уголка природы может привести лесной пожар, вероятность которого при активных рубках леса увеличивается в несколько раз. Но даже если не будет пожара, повышение температуры воды в реке Бикин приведет к обеднению растительного и животного мира не только в верховьях, но и в среднем течении Бикина.
Приведу лишь один пример, как влияет повышение температуры воды на экологическую обстановку на реке Бикин. В среднем и верхнем течении распространено дерево из семейства ивовых - чозения. От прочих ив она отличается тем, что опыляется ветром и размножается семенами. Семена чозении могут прорастать только на свежих, вновь образованных галечниковых косах. Всходы быстро растут и формируют на островах и отмелях сплошные поросли, так называемые чозенники. Чозения укореняется в глубоких слоях намытой рекой рыхлой почвы, образуя к тому же близко к поверхности добавочные корни. Поэтому она очень устойчива к ветрам. Кроме того, она быстро растет и прекрасно развивается там, где протекают холодные родниковые воды. Чозения доживает до 80-100 лет. Заросли, покрывавшие косу, уже не возобновляются, а постепенно заменяются другими пойменными деревьями, как правило, широколиственных пород.
В первые годы заросли чозении вытесняют все другие породы деревьев, кроме еще одного дальневосточного вида - тополя Максимовича. Это быстро растущее дерево достигает высоты 35 метров и толщины более 70 сантиметров. Обычно из его коры удэгейцы строят уютные летние шалаши, а из самых толстых стволов выдалбливают лодочки-оморочки.
Теперь представьте себе, что воды Бикина потеплели. Чозения, которая любит, чтобы воды, омывающие ее заросли, были холодными, начнет гибнуть. Гибель чозенников приведет и к гибели сопутствующих им крупных деревьев - тополей Максимовича. В дуплах этих тополей гнездятся мандаринки, чешуйчатые крохали и рыбные филины - птицы, занесенные в Красную книгу. Иногда в дуплах зимуют и белогрудые медведи, следовательно, и они лишатся надежного крова.
С гибелью чозенников потеряют устойчивость берега реки и многочисленные острова, они начнут быстро разрушаться за счет боковой эрозии почв. Исчезнут плесы, заводи, появятся временные, передвигающиеся при подъеме воды косы и мели. С изменением условий водного режима исчезнут моллюски, ракообразные и многие водные растения. Все это приведет к нарушению нереста большинства рыб. В первую очередь исчезнут холодолюбивые рыбы: ленки, хариусы, таймени, мальма, троегуб. Отсутствие рыбы вызовет гибель или отселение черных аистов, зеленых квакв и серых цапель, чешуйчатых крохалей и мандаринок. Пострадают норка и выдра, питающиеся рыбой и птицами.
Вот к чему может привести исчезновение всего одного вида растения - чозении, связанное с повышением температуры воды в реке всего на несколько градусов. Страшно подумать, что будет, если "разденут" весь водораздел.
Остановить экологическую катастрофу
Пока еще вырубку лесов можно остановить - если люди, ответственные за это дело, осознают не только вред, наносимый природе, но и перспективу настоящей экологической катастрофы, могущей произойти в этом районе. Как известно, трагедия Приаралья возникла не только из-за чрезмерного использования вод рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, но главным образом из-за вырубки лесов в верховьях этих рек. Уничтожение леса на водоразделе Сихотэ-Алинь также может привести к трагедии Приморья и части Хабаровского края. От сохранности лесов на водоразделе зависят чистота атмосферы, полноводность и качество речных стоков. Древние леса на хребте Сихотэ-Алинь могут существовать при определенных условиях: повышенной влажности и прохладном климате. Это условие выполняется только при наличии зрелых лесов с довольно плотно сомкнутыми кронами, сезонной и многолетней мерзлоты почвы и сплошного снежного покрова зимой. В верховьях Бикина толщина снежного покрова и количество осадков в два раза больше, чем в нижнем течении реки. Если изменится температура и влажность, деревьям не хватит воды для нормального роста и развития, они станут сохнуть, и лес начнет потихоньку редеть. Этот процесс приведет к полному разрушению структуры почвы, для существования которой необходима многолетняя мерзлота.
Гибель стройно организованного природного сообщества можно уже сейчас наблюдать в Тернейском крае, где прошли рубки леса. Здесь началась эрозия почв, при которой в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа, а кислород атмосферы поглощается, что ухудшает качество атмосферного воздуха в этом районе.
Сходный процесс идет и в Хабаровском крае, где на местах рубок гибнут от недостатка влаги аянские ели - редкий ценный вид деревьев, растущий в дальневосточном крае.
Влияние рубок
леса на изменение стока рек в
Приморском крае изучалось более 10
лет назад лесоведом Р. В. Опритовой.
Исследовательница в своей брошюре,
изданной во Владивостоке в 1988 году,
обобщает материалы о стоке рек и
рубках леса в Приморском крае за 12
лет. Она пришла к выводу, что леса
верхнего пояса гор по главному
водоразделу Сихотэ-Алиня следует
выделить в особый
водоохранно-защитный лесной пояс.
По ее мнению, сохранение зрелого
леса, состоящего из старых мощных
деревьев, в этом районе будет
препятствовать оскудению стока
рек. Опритова проводила
исследования в южной части
Сихотэ-Алиня, в лесах с аянской елью
и белокорой пихтой, которые сходны
с лесами в верховьях Бикина. Только
на Бикине находится зона
многолетней мерзлоты, которая тает
гораздо позже, что еще больше
усугубляет
ситуацию. К сожалению, работа
Опритовой, предназначенная для
специалистов охраны леса, не дошла
до места назначения.
Не только рубка леса - грубое вторжение в природные системы, но и сопутствующие ей события наносят невосполнимый ущерб природе уникального уголка дальневосточной тайги. Например, зимой по замерзшим болотам - марям - лесозаготовители прокладывают дороги. Вывоз срубленного леса часто задерживается до весны, и при таянии снега образуется колея, по которой и в летнее время могут пройти вездеходы. Самый незначительный уклон такой колеи приводит к тому, что марь обезвоживается и превращается из сфагново-лиственничной в кочкарно-осоковую. При этом и почвы, и водообмен становятся другими, исчезают ягодники, не могут расти медоносные травы, уходят или гибнут некоторые птицы и звери. Разрушенную марь восстановить нельзя. В природной системе она служит резервуаром влаги, подпитывает реку водой, не давая ей обмелеть. Особенно опасно разрушение марей в верховьях реки, как это произошло в долине реки Зевы.
В нижнем и среднем течении Бикина исчезновение болот привело к сильному обмелению реки в среднем течении: уровень грунтовых вод понизился более чем на 30 сантиметров. В колодцах и колонках сел Верхний Перевал, Олон, Красный Яр, Ясеневое и Соболиное в конце марта и начале апреля уровень воды значительно ниже того, что был прежде.
Варварская вырубка и сплав леса в бассейне среднего течения Бикина привели к уничтожению нерестилищ кеты, ленка, сома и других рыб. Летом 1980 года нам пришлось наблюдать мутную, цвета молока, воду в Бикине, идущую из ключа Мельничного, в истоках которого велась добыча золота. В результате - массовая гибель моллюсков жемчужниц и перловиц, исчезновение речных раков и других водных членистоногих, которыми питаются ценные пушные животные, такие, как выдра, норка, колонок, енотовидная собака. В свое время эта территория была введена в состав охотоугодий малых народностей, проживающих здесь, в первую очередь удэгейцев. Для них гибель их природной среды обитания - это тоже шаг к деградации.
Аргументы: за и против
Сторонники вырубок леса на реке Бикин утверждают, что при современной финской технологии, которая используется на лесоповале, лес должен восстановиться. Дескать, при этом способе сохраняется определенный процент молодняка и подроста. Но что хорошо для Финляндии, не подходит для России, тем более для такого своеобразного района, как бассейн реки Бикин. Вероятно, в северных широтах, в Финляндии, сохраненный молодняк и подрост может после рубки быть жизнеспособным. Но в нашем районе, на 48 градусах северной широты, климат муссонный субтропический. Открытый солнечным лучам молодняк начнет гибнуть, что и происходит сейчас в Тернейском районе, где прошли рубки.
Приводится и такой аргумент: можно восстанавливать леса, подсаживая на места вырубок саженцы аянской ели. Но посадка осуществляется вручную, без применения техники, и выглядит все это несерьезно: аянская ель может восстанавливаться только под пологом леса, в тени. Ее всходы благополучно перезимовывают лишь под защитой глубокого снегового покрова. На вырубках, открытые всем ветрам и солнечным лучам, молодые растения гибнут, особенно изнеженные тепличные саженцы.
Сторонники рубок пытаются убедить общественность, что они делают полезное дело, вырубая старый, отживший лес. На самом же деле из беседы с директором СП "Светлая" я выяснил, что усыхающий лес как раз не подлежит рубке, СП нужен здоровый зрелый лес, который и растет на плато в верхнем и среднем течении реки Зевы. Специальная видеосъемка подтвердила, что вырубают живой, здоровый лес, а сухостой остается. Кроме того, вырубаемый лес объявлен переспелым на основании того, что ему 150 лет. По данным специалистов, аянская ель доживает до 500 лет, а с 200 лет только начинает стареть. Так что под топор идет лес в самом своем расцвете, который бы еще немало послужил природе и людям.
Решение о выделении лесов под рубки, проводимые СП "Светлая", было принято на основании того, что когда-то, много лет назад, в соответствующих документах эти леса были отнесены к третьей группе, подлежащей вырубке. Справедливо ли это на самом деле? Леса, играющие главную роль в охране природы нашего края, не могут быть в этой группе. Сейчас время другое, и вопрос нуждается в пересмотре, в проведении экологической экспертизы, которая могла бы справедливо оценить экологическую ценность этих лесов. А ценность их огромна. По моему мнению, в верховьях Бикина должен быть создан национальный парк, а в низовьях - заповедник: здесь в своем первозданном виде сохранилась уссурийская тайга.
По вине неразумных людей с природой может случиться непоправимое, процесс разрушения станет неостановимым.
В своей статье я не стал называть фамилии ученых, журналистов, администраторов, которые поддержали решение о вырубке леса в сердце уссурийской тайги. Надеюсь, что совесть у них не совсем потеряна. Кто-то из них может и не согласиться со мной по отдельным вопросам, это вполне естественно. Здесь есть о чем поспорить. Но я бы советовал тем, кто хочет привести свои доводы в пользу рубок леса, прежде всего побывать на реке Бикин и пожить там, ощутить волшебную гармонию природы. У нее в этом споре тоже есть свое слово.
***
"Горная страна с птичьего полета! Какая красота! Куда ни глянешь - всюду горы: вершины их, то остроконечные, как петушиные гребни, то ровные, как плато, то куполообразные, прятались друг за друга, уходили куда-то вдаль и как бы растворялись во мгле на горизонте.
... В долине Такемы произрастают могучие девственные леса, которых ни разу еще не касалась рука человека. Казалось, природа нарочно избрала эти места для того, чтобы показать, какова может быть производительная сила земли.
... Река Бикин считается самой лесистой рекой. Лесом покрыто все: горы, долины и острова. Бесконечная тайга тянется во все стороны и на сотни верст. Немудрено, что места эти в бассейне Уссури считаются также самыми зверовыми.
... Бикин по справедливости считают одной из самых рыбных рек в крае. В нем во множестве водятся: вверху - хариус и ленок, по протокам в тинистых водах - сазан, налим и щука, а внизу, ближе к устью, - таймень и сом. Кета подымается почти до самых истоков.
... От Канготу Бикин начинает склоняться к юго-западу. По сторонам в горах видны превосходные кедровые леса, зато в долине хвойные деревья постепенно исчезают, а на смену им выступают лиственные породы, любящие илистую почву и обилие влаги.
... Река Алчан будет правым, самым большим и последним притоком Бикина. Там, где он ближе всего подходит к Бикину, есть переволок Табандо. Обыкновенно здесь перетаскивают лодки из одной реки в другую, что значительно сокращает дорогу и дает большой выигрыш во времени.
... Когда еще далеко, то обыкновенно идешь не торопясь, но чем ближе подходишь к концу, тем больше волнуешься, начинаешь торопиться, делать промахи и часто попадаешь впросак. В таких случаях надо взять себя в руки и терпеливо работать, не ускоряя шага".
(В. Арсеньев. "Дерсу Узала".)
См. в номере на ту же тему
Е. ЧЕПЫЖОВА - В берендеевом царстве.
Б. ШИБНЕВ - Потомки Дерсу Узала.
Читайте в любое время