КОМПЬЮТЕРЫ В ШКОЛЕ И ДОМА
Кандидат физико-математических наук В. ЧЕПЫЖОВ и кандидат биологических наук А. ЛУШНИКОВА.
Лет пятнадцать назад никто и представить не мог, что компьютеры, в то время именовавшиеся словосочетанием "электронно-вычислительная машина" или для краткости ЭВМ, станут удобной и необходимой принадлежностью рабочего и домашнего быта. Нам, ученикам математической школы, которых водили для знакомства с электронной техникой в педагогический институт, демонстрировали громоздкое сооружение размером с внушительный письменный стол, со скоростью вычисления 200 операций в секунду (у современных персональных компьютеров этот параметр составляет более 50 миллионов операций в секунду) и пишущей машинкой вместо клавиатуры и дисплея. Нам трудно было даже вообразить, что исчезнут перфокарты, отпадет необходимость в знании "алгола" и "фортрана", а программирование станет вовсе не обязательным для работы на компьютере - люди научатся обращаться с ним, как с телефоном, телевизором и другой домашней техникой. В конце двадцатого века научно-технический прогресс движется так стремительно, что результаты его можно наблюдать в течение одного десятилетия. Вот уже и в школе появился обязательный предмет - информатика. (В некоторых вузах он даже заменяет физику на вступительных экзаменах, хотя с этим решением трудно согласиться: ведь физика - это фундаментальная наука, а информатика всего лишь обслуживающая дисциплина, и развивается она так быстро, что трудно себе представить хороший учебник по информатике.) Компьютеры есть и во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома. А если вы пользователь "Интернета", вы сможете узнать сегодняшние цены в парижских ресторанах и какие картины выставлены в галерее Тейт в Лондоне.
Социологические исследования показывают, что компьютер для мужчин - это способ вложения денег и средство самоутверждения, женщины же относятся к нему более практически. Они меньше увлекаются компьютерными играми и освоением новых программ, но ценят компьютер как способ облегчения работы и общения.
А для ребенка компьютер - новый веселый домочадец, который поможет ему отправиться в сказочную страну, нарисовать любимых героев, устроить спортивные соревнования. Но тут-то и начинаются неприятности. И первая из них та, которую ученые называют компьютерной зависимостью. Суть этого недуга в том, что ребенок отчасти очеловечивает компьютер, он привыкает общаться только с ним, и все свои положительные и отрицательные эмоции опробует в основном с его помощью. Удовольствие, любопытство, снятие напряжения постепенно становятся возможны только через посредство компьютера. Ребенок попадает в психологическую зависимость от машины. Уже есть научные данные о том, что ребята, увлекающиеся компьютерными играми, часто испытывают детские страхи, они раздражительны и некоммуникабельны, у них нет настоящих друзей.
Есть и другие опасности, которые приносит постоянное общение с компьютером в нашу жизнь.
Компьютер - сравнительно недавнее изобретение человечества. Исследования его влияния на здоровье и работоспособность человека только начинаются. Однако уже сейчас ясно, что игрушка эта далеко не так безопасна, как кажется на первый взгляд: 90 процентов профессиональных компьютерщиков страдают от болей в спине и шее, жжения в глазах, ухудшения зрения.
С чем это связано? Прежде всего, с неподвижной и часто неудобной позой во время работы. Длительное сокращение одних и тех же мышц ухудшает кровоснабжение внутренних органов, и особенно - мозга. Неблагоприятно влияют на работающего и слабые электромагнитные излучения, которые испускает компьютер. Кроме того, изображение на экране дисплея обладает коварной особенностью - оно состоит из светящихся точек, и чем крупнее эти точки, тем меньше времени человеческий глаз может смотреть на них без утомления и без вреда для себя. В современных компьютерах размер такой точки - не более 0,3 мм. В устаревших моделях, которые нередко продолжают использовать, светящиеся точки гораздо крупнее, частота мельканий изображения на экране дисплея значительно меньше, и поэтому глаза испытывают большее напряжение. Все это вместе приводит к тому, что человек за компьютером гораздо быстрее устает, чем за обычным письменным столом. А как же дети? Ведь их мышцы, нервы, позвоночник, глаза все еще находятся в развитии, а значит, более уязвимы, чем у взрослых. И последствия вредного влияния компьютера на их здоровье могут быть гораздо более серьезными. Современные школьники подвергаются действию электромагнитного излучения не только дома, но и на уроках информатики, где проконтролировать соблюдение техники безопасности каждым ребенком бывает практически невозможно.
Специальные исследования показали, что в 60 процентах московских школ для занятий информатикой используются устаревшие компьютеры типа Агат, ДВК, Ямаха, БК. Что уж тогда говорить о компьютерных классах в провинциальных городах России! Компьютеры для школьных занятий, как правило, покупаются по принципу жесткой экономии. На экранах устаревших компьютеров практически невозможно добиться четкого и стабильного изображения - такие модели давно запрещены медиками для использования в школах, но этот запрет практически нигде не выполняется. В результате, как показали обследования школьников, дети после занятий на компьютерах в школе устают сильнее, чем после обычных уроков. На утомление глаз после обычных уроков жаловались 9 процентов школьников, а после информатики - 38 процентов.
Уже сейчас количество близоруких детей растет с катастрофической скоростью. Сегодня от первого класса к девятому число детей с нарушениями зрения увеличивается в 10 раз, а ведь эра школьных компьютеров только начинается.
Во время занятий информатикой не соблюдаются и многие другие правила техники безопасности. Прежде всего, для школьников продолжительность работы на компьютере равная времени школьного урока - недопустима. Даже старшеклассникам медики рекомендуют работать за дисплеем не более 30 минут, для младших и средних школьников продолжительность урока должна быть 20 минут. Кроме того, часто за одним компьютером работают сразу два ребенка, так что один смотрит на экран сбоку. Такая позиция резко ухудшает качество изображения на экране, и глаза испытывают повышенную нагрузку. Не всегда используются и защитные фильтры, помогающие убрать блики на экране и улучшить контрастность изображения. Фильтр снижает опасность электромагнитного излучения, но и он гарантирует безопасность только в определенной части пространства: представьте себе широкий луч, выходящий с экрана дисплея, это и будет защищенная зона. А в остальной части комнаты остается опасность облучения, поэтому дети не должны сидеть, играть, что-нибудь делать "за спиной" компьютера. Размещение компьютеров в классе информатики должно быть продумано так, чтобы дети не попадали под облучение соседних мониторов.
Об этих правилах безопасности следует помнить и дома. Для компьютера лучше отвести отдельную комнату - кабинет. Категорически не рекомендуется ставить его в спальню - не стоит совмещать зону отдыха и зону работы, это создает психологический дискомфорт.
Монитор компьютера во время работы не нужно ничем накрывать - он может перегреться. После того, как работа закончена, и монитор, и клавиатуру лучше накрыть прозрачным футляром.
Читайте в любое время