ШКОЛА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кандидат физико-математических наук С. ФЕДИН.
Аргументы тех, кто считает необходимым с максимальной отдачей использовать время от колыбели до школьной скамьи и "насыщать" ребенка знаниями, достаточно весомы. Действительно, хорошо известно, что две трети интеллекта шестнадцатилетнего подростка закладываются уже к шестилетнему возрасту. И от того, какие способности будут пробуждены и развиты в маленьком человечке, какие знания и навыки он приобретет до школы, во многом зависит его дальнейший духовный рост, его становление как личности. Кроме того, именно в возрасте от 3 до 7 лет ребенок наиболее восприимчив к познанию мира, легко и быстро, а главное, с радостью впитывает разнообразную информацию. Заранее подготовленный ребенок получает определенные (порой немалые) преимущества перед сверстниками, как правило, более дисциплинирован, усидчив и легче учится.
Но все эти аргументы очень часто оборачиваются благими намерениями, которыми родители выстилают для своего ребенка дорогу вовсе не в рай. Дети приверженцев интенсивного дошкольного обучения становятся жертвами чрезмерного усердия и неудовлетворенного честолюбия родителей, и малыши теряют гораздо больше, чем приобретают. Непомерные нагрузки на организм и психику ребенка, непродуманные, неинтересные занятия, сводящиеся лишь к досрочному освоению школьной программы, - все это вызывает быструю утомляемость, стрессы, необъяснимые с точки зрения родителей капризы и, в конечном счете, потерю интереса к обучению.
При этом ссылки на известных вундеркиндов не всегда уместны. Ведь немалая часть из них никак не реализует себя в дальнейшем и не оправдывает возложенных надежд на гениальность. Эти дети как бы быстрее других примчались к промежуточному финишу, а потом стали дожидаться остальных, чтобы дальше двигаться в толпе. Но есть и примеры, которые иначе как трагическими не назовешь. Достаточно вспомнить известного в 60-е годы чудо-ребенка корейца Ким Юн Вона. В два года он уже умел читать и писать, вел дневник. Но столь ранний и бурный старт оказался всего лишь впечатляющим фальшстартом. К 12 годам он, по словам родителей (оба были профессорами), "полностью исчерпал себя" и впоследствии совершенно отгородился от внешнего мира.
В тех случаях, когда раннее развитие действительно приводило к выдающимся результатам впоследствии (Женя Кисин, Гарри Каспаров и другие), мы имеем дело, скорее, с исключительной природной одаренностью вкупе с благоприятными для творчества условиями.
Тогда, быть может, права другая (пожалуй, самая многочисленная) категория родителей и педагогов, считающих, что не стоит вообще заниматься с ребенком до школы. "У ребенка должно быть счастливое, безоблачное детство", "Я нигде до школы не учился, а кончил ее с золотой медалью", - сколько подобных заявлений я слышал от родителей. К сожалению, и с этой точкой зрения согласиться нельзя.
Во-первых, потому что тем самым вы передаете роль педагога, способного развить таланты вашего ребенка, телевизору, компьютеру, друзьям во дворе. Ведь малыш все равно "учится". До школы его мозг вовсе не отдыхает. Напротив, очень интенсивно познает мир и себя. Умело организованные, увлекательные и необременительные занятия в этом возрасте способны придать мощный творческий импульс на всю жизнь, их трудно переоценить.
Во-вторых, по отзывам учителей начальной школы, сейчас в первый класс приходит гораздо больше детей, умеющих в той или иной степени читать и считать, нежели раньше. Значит, совершенно неподготовленный ребенок будет изначально испытывать психологический дискомфорт, окажется в положении догоняющего в компании сверстников.
Какой же из двух подходов к дошкольному обучению ребенка выбрать родителям, которым небезразлично будущее их детей?
Мне представляется, что истина, как водится, лежит где-то посередине. Безусловно, надо использовать тягу ребенка к знаниям, его творческие способности, гибкую память, радостное удивление перед манящими тайнами мира. Но делать это чрезвычайно деликатно, весело и занимательно. Важно не столько механическое усвоение той или иной информации, сколько развитие духовного мира, стимулирование воображения малыша. Что не означает отказа от обучения некоторым посильным и уместным традиционным дисциплинам, таким, например, как чтение (см. "Наука и жизнь" № 6, 1986 г.) или рисование.
Именно на это сделан акцент в детском центре "Маленький принц". Ежегодно здесь обучается 60-70 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Помимо обычных для образовательных заведений такого рода предметов (чтение, математика, музыка, изобразительное искусство и пр.) в течение ряда лет в "Маленьком принце" по моей инициативе проводились занятия под условным названием "Развитие мышления".
Мои встречи с десятью детьми 5,5-6,5 лет проходили один раз в неделю. Продолжительность занятия колебалась от 30 до 40 минут. При желании мы могли чуть задержаться (это бывало чаще), но могли и закончить пораньше. Каждое занятие представляло собой импровизацию на заранее подготовленные темы и более всего, наверное, напоминало смесь беседы и представления. Обстановка была самой раскованной - можно было вставать, ходить и вступать в разговор, не спрашивая разрешения. Тем не менее я не припомню ни одного случая, чтобы мне пришлось повышать голос или прибегать к каким-либо мерам для наведения порядка или привлечения внимания.
Теперь о самом главном, о содержании занятий. Если коротко, то я старался говорить с моими учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память и внимательность, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-нибудь свое.
Остановлюсь на обязательных элементах каждого занятия. Одним из самых любимых у нас были игры, которыми обычно начинались и заканчивались наши встречи. На каждом занятии мы проходили либо закрепляли ту или иную интеллектуальную игру - от самых простых (крестики-нолики, морской бой, коза и волки и т. д.) на первом году обучения до шахмат - на втором. После того как очередная игра была более или менее усвоена, обязательно устраивался чемпионат, а победитель получал какой-нибудь скромный приз. Я старался устроить все так, чтобы призы получал (и неоднократно) каждый, поэтому обиженных не было.
Но такими играми обычно заканчивались наши занятия, а начинались они часто более простыми и короткими играми на внимательность или быстроту реакции. Любимыми здесь были "Волшебный сундук" (первый игрок говорит: "Я достаю из волшебного сундука..." - далее называется какой-либо предмет, второй игрок повторяет фразу предыдущего, добавляя свой предмет, и так далее до тех пор, пока очередной игрок не сможет повторить весь, часто очень длинный, список) и карточная игра "Пардон, мадам". Надо было видеть, с каким увлечением все мы (и я, конечно, тоже) играли в "Пардон, мадам" или "Морской бой".
Еще один неизменный атрибут наших занятий - всевозможные головоломки, логические задачи, задачи на внимательность и сообразительность. Как правило, сначала я рассказывал детям ту или иную занимательную историю либо легенду, связанную с данным типом головоломок, после чего все вместе мы пытались решить (и, конечно же, в итоге решали) какую-либо яркую и характерную головоломку или задачу на эту тему.
Например, если речь шла о кривых, вычерчиваемых одним росчерком, то прежде я рассказывал известную историю об огромной сумме, которую якобы в одной газете обещали выплатить тому, кто сумеет нарисовать одним непрерывным движением определенную фигуру. Затем мы пытались вычертить ее самостоятельно, и после безуспешных попыток я объяснял своим ученикам, что есть линии, которые можно таким образом вычертить, и есть такие - которые нельзя. В качестве примера первых я приводил пятиконечную звезду и тут же просил нарисовать ее. Такие задания всегда доставляли большое удовольствие малышам.
Обязательно на каждом из занятий мы знакомились с каким-либо новым понятием, способствующим развитию абстрактного мышления, углублению мировоззрения. Так, на одном из них мы коснулись темы "бесконечность". Начав с конкурса "кто назовет самое большое число" (попутно мы поговорили о миллионах, миллиардах, дойдя даже до гугола), я объяснил своим ученикам, что самого большого числа не существует, поскольку к любому числу можно прибавить единицу. Поэтому чисел бесконечно много. Так же, как звезд на небе, песчинок, микробов, километров, на которые можно улететь от Земли. Когда мы не можем пересчитать какие-то предметы или величины, то мы говорим, что их бесконечно много. После этого ребята сами стали приводить мне подобные примеры. А затем я сказал им, что "бесконечность" может возникать (пусть и неявно) не только при счете, но даже... в стихах. Рассказав несколько "бесконечных" (то есть циклических) стихотворений вроде "У попа была собака" или "Чучело-мяучело на трубе сидело", я попросил их самих попытаться придумать к следующему занятию бесконечное стихотворение. И некоторые придумали!
Я твердо убежден, что детям в 5-7-летнем возрасте можно и нужно говорить (занимательно и на элементарном уровне) об очень многих серьезных вещах, не дожидаясь, пока их природная любознательность угаснет ("с единственной надеждой на постепенное угасание воображения, которое зовется взрослением" - Стивен Кинг).
Почти на каждом занятии мы изучали что-нибудь занимательное из мира слов. Так мы познакомились с перевертышами и анаграммами, синонимами и антонимами, освоили различные игры со словами.
Но я старался занять не только головы своих подопечных, но и руки. Каждый раз я показывал им какой-нибудь простой, но интересный фокус (с обязательным разоблачением и объяснением, как его повторить) или полезную поделку из бумаги (самолетик, хлопушку, пилотку, стаканчик и так далее). Все это они должны были повторить за мной и в конце концов научиться делать самостоятельно.
Такого рода упражнения пробуждают в детях тягу к конструированию и изобретательности, развивают ловкость и гибкость рук и пальцев, подготавливая их, в частности, к письму, которое требует тренировки мелких мышц кисти.
В конце каждого занятия я раздавал всем заранее отпечатанные задания, выполнение которых было исключительно добровольным делом. Каждое задание состояло из 4-6 пунктов, охватывающих основные темы прошедшего занятия. В качестве примера приведу одно из заданий.
1. Жители города Запузыринска ходят на руках и говорят все наоборот. Например, вместо "здравствуйте" они говорят "до свидания", вместо "заходите в гости" - "катись отсюда", а вместо "вышел зайчик погулять" - "зашел волчище посидеть".
а) А вот какие задачи дают там на уроках математики: "В первый день заяц выплюнул 100 волков, а во второй - на 5 волков больше. Сколько волков выплюнул заяц во второй день?" Попробуйте перевести эту задачу на русский язык и дайте ответ.
б) А теперь переведите строчку из популярной запузыринской песни: "Огромной березе жарко летом".
2. Освоить фокус с "магнитным" карандашом. Подготовить какой-нибудь свой фокус.
3. Готовиться к чемпионату по игре в "Козу и волков".
4. Продлить ряд, заметив закономерность:
а) 41→5, 24→6, 70→7, 31→?
б) Стас→4, Илюша→5, Миша→4, Алена→?
в)* (для родителей) О, Д, Т, Ч, П, Ш, ...?
5. Новая римская цифра С (сто). Решить примеры:
LX + XL = , C - XX = , LXXVII + XXIII =
6. Придумать сказку про свою любимую игрушку.
Веселые задачи на сообразительность типа той, что приведена в пункте 1 этого задания, назывались у нас "хитрыми задачами" и всегда с интересом решались как детьми, так и их родителями. Впоследствии немалая часть этих задач была опубликована в различных изданиях (в том числе в "Науке и жизни" № 2, 1998 г.); в настоящее время большая подборка "хитрых задач" готовится к печати в одном московском издательстве отдельным изданием.
Пункт 4 в)* (для родителей) появился в задании не случайно. Дело в том, что очень скоро я заметил неподдельный интерес к подобным заданиям (и особенно к задачам на сообразительность) у родителей своих учеников. Поэтому я стал добавлять задачу посложнее (но на ту же тему) и для взрослых.
Пункт 5, касающийся арифметических действий над двузначными числами, также появился не случайно. Это объясняется тем, что я старался по возможности оттенять проходимые на других занятиях темы.
Ну, а пункт 6 - исключительно творческий - был одним из самых важных в наших занятиях. На следующем занятии я обязательно прослушивал придуманные сказки на заданную тему и рассказывал свой вариант.
Творчеству мы старались вообще уделять как можно больше внимания. Таким образом, в течение двух лет подобного обучения в "Маленьком принце" ребенок учился не только читать, считать и писать (последнее было лишь экспериментом), но - что гораздо важнее - думать, фантазировать, изобретать.
Естественно, возникает вопрос, как сложилась дальнейшая школьная жизнь моих учеников. Трое из 10 малышей, занимавшихся по экспериментальной программе, пошли сразу во второй класс, еще двое поступили в специальные гимназические классы; при этом все десять легко и хорошо учатся. Те, кого я не потерял из виду, так или иначе проявляют свои творческие способности: двое пишут рукописные книги, один пытается придумывать музыку (недавно я слышал его пьесу под названием "Вор"), другой увлекся моделированием и уже имеет награды. Не прошла даром и веселая, игровая направленность многих наших бесед - один из наших учеников стал победителем конкурса "Детских смешилок", проводимого газетой "Вечерняя Москва".
И все-таки успехи наших малышей - это не цель, а следствие наших усилий. Целью было сделать их чуть-чуть умнее, изобретательнее, любознательнее и остроумнее.
Не случайно в рамках Всемирного интеллектуального фестиваля "Научно-технический досуг - поколению XXI века", проводимого на территории ВВЦ в июле этого года при участии Международной ассоциаци и "Маленькие Находчивые" (подробнее см. "Наука и жизнь" № 3, 1998 г. и интервью в этом номере журнала), ребятишки начиная с 7-летнего возраста продемонстрируют свои первые проекты и научные открытия. И это совершенно справедливо, ведь уже в этом возрасте при правильной педагогической корректировке взрослых у малышей появляется интерес к постижению знаний и творчеству.
Еще раз возвращаясь к спору о том, следует ли "загружать" детишек до школы, хочу привести одно сравнение. Чтобы вырастить красивый цветок, не нужно и просто опасно тянуть стебелек из земли, а вот поливать его, ухаживать за ним - необходимо.
Читайте в любое время