МАЛЕНЬКИЕ НАХОДЧИВЫЕ

Мир науки должен быть открыт детям. И то, что детям есть что показать и даже чем удивить взрослых, наглядно продемонстрирует Всемирный интеллектуальный фестиваль "Научно-технический досуг - поколению ХХI века". Пройдет он в июле на ВВЦ в Москве. Международная ассоциация "Маленькие Находчивые" - МИЛСЕТ - примет активное участие в фестивале. Сегодня это движение объединяет более тридцати стран, регулярно проводит международные выставки детского творчества. Наш корреспондент Н.Умеренкова беседует с президентом МИЛСЕТа Жан-Клодом Гиродоном и представителем "Маленьких Находчивых" в России Т. В. Шматковой.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Чешские, словацкие и французские (как и многие другие) "Маленькие Находчивые" и их руководители встречаются на международных выставках научно-технического творчества молодежи.
Московская "Школа бизнеса для молодежи" совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи правительства Москвы и Международной ассоциацией "Маленькие Находчивые" (МИЛСЕТ) организовала подготовку аниматоров - руководителей детских и подростковых клубов.
На Всемирной выставке детского творчества в Праге приз получает российская участница.
Юным биологам из разных стран языковой барьер не помеха.

Корреспондент. Господин Гиродон, "Маленькие Находчивые" - это дети от семи до четырнадцати лет, которых вы с помощью простых опытов, забавных и игровых, знакомите с миром физики и биологии, химии и ботаники, учите конструированию и моделированию. Но ведь это тот самый возраст, когда дети ходят в школу, призванную ввести их в мир наук.

Ж.-К. Гиродон. В любой стране мира, абсолютно в любой, я знаю это совершенно точно, школа закована в рамки учебных программ, выходить за которые не позволяется, да и нет возможности. Я сам по профессии учитель естествознания и, работая в школе, в свое время столкнулся с тем, что не могу шагу ступить в сторону. Хочу задержаться на какой-то теме, провести интересные опыты - и тут же возникает конфликт: программа не проходится, времени на освоение других тем не остается. Во внешкольных занятиях таких проблем нет: можно заниматься всем, что тебе (и самое главное - детям) интересно, и столько времени, сколько интерес держится. Но то, что подобные занятия помогают школе, бесспорно.

Корреспондент. Где они проходят? Какое оборудование ребята используют?

Ж.-К. Гиродон. В Канаде, например, клубы "Маленьких Находчивых" работают в школах во внеурочное время и пользуются школьными лабораториями и приборами. В Испании - на базе университетов и других высших учебных заведений. Во Франции есть специальные научные клубы, где в течение года ребята занимаются каким-нибудь проектом. Эти центры детского творчества - самостоятельные организации, как правило, хорошо оснащенные. И во всех странах обязательно проходят итоговые выставки, фестивали, где ребята демонстрируют свои успехи.

Т. Шматкова. Мы помним, что в нашей стране была довольно разветвленная сеть детских домов творчества, станций юных техников, кружков, клубов научно-технического творчества молодежи (НТТМ). К сожалению, сегодня она разрушена. Для фестиваля мы буквально по крупинкам собирали экспонаты, искали энтузиастов, которые занимаются с детьми. Но наша жизнь понемногу налаживается. Думаю, оживится и эта работа с детьми. Помощь МИЛСЕТа, его опыт, методические разработки в этой связи будут очень кстати.

Корреспондент . Почему вы уделяете такое большое внимание выставкам и фестивалям?

Ж.-К. Гиродон. Конечно, это важно и полезно, когда ребенок занят какой-то научной или технической деятельностью. Она развивает его интеллект, способности, помогает в профессиональной ориентации. Но если мы признаем, что эта деятельность творческая, значит, она должна иметь какой-то презентативный выход. Художник выставляет свои картины, писатель публикует книги. А юные мастера ракетостроения, например, собираются летом, запускают свои ракеты, что-то сравнивают, чем-то делятся, даже хвастаются - ведь это дети. А для детей, пожалуй, больше, чем для взрослых, важны признание их труда, похвала и восхищение. В том числе, а может быть, и в первую очередь - родителей. Вот пример. Ребята долгое время в кружке естествоиспытателей занимаются изучением воды, ее химических и физических свойств, ставят опыты и проводят эксперименты. Потом они устраивают праздник - День воды. Приходят их друзья, учителя, родители - и все вовлечены в конкурсы, соревнования, викторины. Уверяю вас, дома потом эксперименты с водой будут продолжать и взрослые, и дети.

Т. Шматкова. В нашей ситуации выставки и фестивали - это еще и возможность привлечь внимание к развитию детского творчества. МИЛСЕТ за десять лет своего существования провел шесть международных выставок в разных странах мира. Наши ребята участвовали во многих из них и получали призы.

Ж.-К. Гиродон. Космический клуб, которым руководил космонавт Серебров, мне был хорошо известен, и я всегда восхищался его работой. Думаю, что сейчас в России период какого-то ожидания, но он должен пройти. Точнее сказать, уже проходит - предстоящий фестиваль тому свидетельство.

Т. Шматкова. В сущности, у нас, в России, есть все, чтобы не только возродить детское техническое и научное творчество, но поднять его на новую ступень. Есть пытливые ребятишки, есть техническая база в школах, в бывших домах и дворцах пионеров, клубах, есть взрослые, которые умеют и любят заниматься с ребятами. Или хотят этому научиться.

Корреспондент. Я знаю, что подготовке руководителей детских кружков в МИЛСЕТе придают большое значение. Называют их аниматорами, это имя вводится и в России. Но последнее время анимационным мы стали называть мультипликационное кино, а аниматором - того, кто его делает.

Т. Шматкова. Дословный перевод на русский язык звучал бы так - "оживитель". Применительно к "Маленьким Находчивым" - это человек, который оживляет перед детьми законы науки или природы. Согласитесь, что у нас это слово приобретает и второй смысл - оживить надо всю работу с юными техниками и натуралистами. Мы, как представители МИЛСЕТа, находимся сейчас в поиске. Центры и клубы научно-технического творчества молодежи очень хорошо работали в свое время. Куда ушли из них люди? Возможно, где-то есть энтузиасты, которые занимаются с ребятами, но мы о них не знаем. Вернее - знаем о многих, но определенно не обо всех. В Министерстве образования просто нет точных сведений о клубах НТТМ. Поэтому я пользуюсь возможностью и через ваш журнал обращаюсь ко всем энтузиастам детского творчества с призывом откликнуться, заявить о себе. Это может быть школьный кружок, центр по организации досуга - форма организации совершенно не важна в данном случае. Важно то, что мы можем оказать помощь в налаживании связей, в том числе и международных, в подготовке выставок, в обучении аниматоров.

Ж.-К. Гиродон. Подготовка аниматоров, то есть руководителей детских клубов, действительно очень ответственное дело. Но прежде всего о требованиях к людям этой профессии. Во Франции - это именно профессия, специальность с дипломом, ее подтверждающим, со своими разрядами и уровнями. Аниматор должен обладать педагогическими способностями, уметь увлечь ребят, даже петь и плясать, разыграть представление на "научную" тему. Кроме того, требуется понимание детской психологии и, конечно, основательные знания по предмету, который он ведет. Словом, аниматоров надо готовить так же, как и школьных педагогов.

Корреспондент. В русском языке есть слово "затейник". На мой взгляд, оно точнее передает смысл этой деятельности. Какое детское открытие, изобретение, конструкция

произвели на вас наибольшее впечатление?

Ж.-К. Гиродон. Мы не ставим цель, чтобы ребенок совершил научное открытие, правильнее сказать, что мы его к этому готовим. Меня поразила, например, работа группы бельгийских школьников. Из очень простых приспособлений они сконструировали прибор для наблюдения за полетом космического корабля. И ведь увидели-таки газовое облачко, которое выбрасывал корабль! Меня восхитили именно настойчивость, упорство и любопытство этих ребят.

Т. Шматкова. Среди тех работ, которые мы отбираем для участия в выставке, преобладают, к сожалению, модели кораблей, самолетов и так далее. Ни в коем случае не хочу сказать, что моделирование - это плохо. Конечно, оно прививает многие навыки. Но такой вот упор исключительно на копирование недостаточно развивает творческие стороны души ребенка, его фантазию, скажем. Мое любопытство вызвала работа московских школьников, создавших проект лунной станции. Самое интересное, что они сделали физическое (теоретическое) обоснование конструкции, исходя из лунных условий.

Корреспондент. За десять лет уже сменилось поколение детей в МИЛСЕТе. Как сложилась судьба первых маленьких находчивых, стали ли они большими находчивыми?

Ж.-К. Гиродон. Мы не ведем подобную статистику, потому что никаких честолюбивых целей перед собой не ставим. Но, например, в 1999 году будем проводить Международную выставку МИЛСЕТа в Мексике. Представитель нашей организации в этой стране ребенком занимался в техническом кружке, потом стал аниматором. Кстати, поскольку всемирные выставки проводятся через год, чешская ассоциация АМАВЕТ выступила с инициативой в промежутках проводить европейские. В 1996 году такая выставка состоялась в Праге, в этом году планируется в Португалии.

Корреспондент. Не считаете ли вы, что появление домашних компьютеров охладило влечение детей к научно-техническому творчеству, и они прилипли к экранам мониторов?

Ж.-К. Гиродон. Я полагаю, что компьютер не отдаляет малышей от науки так, как это делает телевизор, который уже существует столько лет. Компьютер - это изумительный инструмент для учебы, способ войти в профессиональную жизнь, познакомиться с миром. Но если он для ребенка только игрушка, необходимо вмешательство взрослых - родителей, педагогов. Ведь это тоже самое, что использовать в качестве погремушки сотовый телефон.

Корреспондент. Чтобы вы посоветовали ребятам, которые хотят заниматься научным или техническим творчеством, но не знают, какие шаги для этого надо совершить?

Ж.-К. Гиродон. В городах, особенно в больших, достаточно просто проявить немного активности и навести справки. Если не в вашей школе, то в соседней, не в школе, так в клубе, музее можно найти сторонников по увлечению. Сложнее обстоит дело в селе. Деревенским ребятам я бы посоветовал прежде всего обратить внимание на литературу, например занимательную, по тому предмету, который пришелся им по душе. Надо искать сверстников, агитировать их, убеждать, чтобы создать клуб по интересам. Школы есть везде, и они просто обязаны предоставить детям помещение и даже найти руководителя.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки