НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ

Е. БАГАЕВ.

Суеверия, связанные с числами, пожалуй, одни из самых живучих и распространенных. Человек, не верящий ни в какие приметы, все-таки стукнет три раза по столу, "чтобы не сглазить", или трижды плюнет через плечо. Если у нас случается неприятность тринадцатого числа в понедельник, то мы быстро находим ей оправдание: чего хорошего ждать в такой день. Из-за страха перед числом 13 в Англии и США в некоторых гостиницах отсутствуют комнаты с номером 13, лифт не останавливается на 13-м этаже, потому что он в нумерации попросту пропущен; нет таких маршрутов городского транспорта, а на авиалиниях большинства зарубежных стран самолеты до недавнего времени не имели бортового номера 13. Спортсмены избегают ставить этот номер на своих футболках.

Великий ученый древности Пифагор.
Троица. Рисунок на крестьянском столе (около 1600 г.). Старинное изображение Бога в трех лицах запретил в 1628 году папа Урбан VIII, однако оно сохранилось во многих средневековых скульптурах.
А. Дюрер (1471-1528) "Четыре всадника". Гравюра из серии "Апокалипсис".
В средние века церемониальная магия - "искусство вызывания и контролирования духов" - использовала специальные формулы и знаки.
Софийский собор в Киеве (ХI век). Подобно первому деревянному собору святой Софии в Новгороде, построен "о тринадцати верхах". Никакого мистического страха перед числом 13 у наших предков не было.
Бисмарк (1815-1898), видный германский государственный деятель.
Сорок сороков - очень много.

У многих людей есть "свое", то есть любимое, счастливое число, и они почти серьезно верят, что это число приносит им удачу.

Нынешние наши суеверия - это отголоски древних представлений о мистической силе чисел. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три (один, два; один, два, три), все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию "много" или "тьма". То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума и было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным.

Суеверных взглядов на числа придерживались и ученые древности, оказавшие своими открытиями огромное влияние на развитие и становление современной науки. Так, Пифагор, знаменитый древнегреческий математик, живший в VI веке до нашей эры, придавал огромное значение магии чисел. Он утверждал, что числа лежат в основе всего существующего, что источником гармонии мира являются числовые соотношения, а мир построен на силе чисел. "Вещи - суть копии чисел, числа - начала вещей", - говорил Пифагор.

Приписывал загадочные свойства числам и другой математик Древней Греции - Никомах, живший в конце I века нашей эры. Он положил начало теории чисел, создал учение о простых, составных числах, о пропорциях. И в то же время был серьезно убежден, что единица - это разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос. Она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два - начало неравенства, противоречия, оно есть мнение, ибо во мнении встречается истина с ложью. Три - это первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец, и поэтому оно есть число "совершенное". И так далее.

Один из основателей алгебры Михаил Штифель (1486-1567) и изобретатель логарифмов Джон Непер (1550-1617) свято верили в числовую мистику. (Подробнее см. "Наука и жизнь" № 9, 1964 г., № 8, 1968 г.).

***

Каким же числам приписывалось "магическое" значение? Тот, кто решит перечислить все (и применительно ко всем мировым культурам), пожалуй, придет к выводу, что нет числа, за которым не тянулся бы шлейф предрассудков. Более того, в одних странах и в одно время некое число могло считаться "счастливым", а в других странах и в другое время - "роковым". Злополучная чертова дюжина - тринадцать - еще древними греками была "нелюбима". Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме "Труды и дни" - своеобразном наставлении по сельскому хозяйству - предостерегал крестьян начинать посев тринадцатого числа во избежание неурожая. В вавилонском високосном году был високосный месяц, которому присвоили знак "ворон несчастья".

Но в индийском Пантеоне насчитывается тринадцать Будд. Столько же мистических дисков на китайских и индийских пагодах. В Японии в храме Артеуса находится священная сабля с тринадцатью предметами таинств, образующими ее рукоятку.

В конце Х века в Новгороде был сооружен деревянный собор святой Софии "о тринадцати верхах". В первой половине ХI века храм сгорел. Но необычное "тринадцатиглавие" получило распространение и в каменных постройках позднейших времен. В частности - в киевской Софии. Как видим, наши предки не разделяли мистического страха перед числом тринадцать.

С точки зрения современного человека, числа возникли как единицы счета - в связи с необходимостью упорядочить окружающий мир. Для ученого древности или средневековья подобное высказывание прозвучало бы как тяжкое богохульство. Именно в религиях народов мира мы сталкиваемся с сакральной значимостью чисел. Например, со "священностью" числа три.

***

В христианстве возведено в догму представление о Пресвятой Троице - о едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях), и совершаются почти все церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, трехкратное целование при встречах и провожаниях. Чтобы защитить покойника от злых духов, у его изголовья зажигают три свечи.

В античном мире идей мы сталкиваемся с трехликостью или тремя ипостасями женских мифологических персонажей (три грации, горы, горгоны, эринии). В буддизме понимание познания воспринимается как трикайа ("трехтельность"). Кроме того, есть символ трех драгоценностей (тритарна) и три признака буддизма - трилакшна.

Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только в них. Число три - одно из самых "популярных" в фольклоре. Вспомните: три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три богатыря.

В народе говорят: "Бог Троицу любит", "Без Троицы дом не строится", "Троица перстов крест кладет". А "треклятым" называют человека, как бы проклятого всеми земными и небесными силами.

Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится.

Символика числа четыре почти не уступает числу три: четыре времени года, четыре реки рая, четыре темперамента, четыре части света, четыре евангелиста, четыре великих пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), четыре учителя церкви на Западе, четыре благородные истины в буддизме, четыре искусства в Древнем Китае символизировали книга, картина, гитара и шахматная доска. И так далее.

***

Все народы мира начинали считать на пальцах, поэтому понятно, почему числа пять и десять имели большой символический смысл.

Мистическое значение числа пять особенно подчеркивалось в пентаграмме - пятиконечной звезде. Ныне этот символ присутствует на флагах и гербах многих государств, а в средние века считался отпечатком копыта дьявола, стопы лешего, домового и прочей нечисти. Если одна из вершин звезды указывала вверх, то в ней усматривали человека (голова, ноги, руки). Перевернутая звезда считалась знаком черной магии.

Число пять значимо в христианстве: в Ветхом завете - Пятикнижие; Иисус накормил пятью хлебами 4000 человек; пять ран Христовых многократно запечатлены в живописи и скульптуре.

В Древнем Китае числом пять исчислялись страны света (включая середину или центр). Оно считалось особенно счастливым и священным.

Русская народная речь число пять чаще всего связывает с пальцами - с пятерней: "Знай свое дело, как свои пять пальцев", "Не хвались родней, а хвались пятерней". Но это же число мы употребляем для обозначения чего-то лишнего, ненужного: "пятое колесо к телеге", "собаке пятая нога".

Считать людей и дела десятками привыкли и мы: человек не трусливого, не робкого или, наоборот, не храброго десятка; не спешная работа - дело десятое. Добавим сюда производственные совещания, которые мы называем пятиминутками или десятиминутками, хотя длятся они порой часами.

***

Мистическими свойствами с древнейших времен наделяется число семь. Объясняется это тем, что в Древнем Вавилоне люди наблюдали на ночном небе семь подвижных планет (от греческого "планэтес" - блуждающий), которые якобы вращаются вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным.

Число семь часто встречается в Библии. В религии древних персов - парсизме - почитались семь "бессмертных святых", высших духов. В Древнем Китае жизнь женщины делилась на циклы по семь лет, а на седьмой день седьмого месяца устраивался большой праздник молодых женщин и девушек.

Семиричный ряд был важен и во времена средневековья: семь таинств, семь смертных грехов, семь недель Великого поста, семь просьб в "Отче наш". Поговорка "злая ведьма семерка" означала сварливую супругу. На старых игральных картах на семерке изображался черт, и эта карта могла побивать другие.

Для жителей США, Китая и некоторых стран Востока число семь считается счастливым, означает благосостояние, стабильность и благополучие. Поэтому там стремятся ездить на автомашинах, летать на самолетах, жить в домах, квартирах и на этажах, в номерах которых имеется цифра 7. Некоторые американские космонавты в качестве счастливых символов включали в название своих кораблей эту цифру ("Сигма-7", "Аврора-7", "Фейт-7" и др.). У французов есть клятва: "Крепко как семь".

Число семь мы сами часто употребляем в пословицах и поговорках. "Семь пядей во лбу" - скажем мы об умном человеке, о лодыре и необязательном человеке - "семь пятниц на неделе"; оправдаем себя: "и праведник семижды в день падает (или согрешает)"; возьмемся за рискованное мероприятие: "семь бед - один ответ"; а когда нам хорошо, находимся "на седьмом небе". Опытный человек из семи печей хлебы едал; у семи нянек дитя без глаза; кто каков, народ видит сквозь семь стен; лиса семерых волков проведет; чем семерых посылать, лучше самому побывать; при семи дорогах восемь улиц; семеро одного не ждут; дальний родственник - седьмая вода на киселе.

***

Среди однозначных чисел мы не найдем ни одного "просто числа", которому не приписывались бы магические свойства. Но многие двузначные, да и вообще многозначные числа тоже не обошла эта участь. Например, пятидесятница - Троица отмечается на 50-й день после Пасхи; семьдесят входит в понятие "Септуагинта" - древнейший перевод Ветхого завета на греческий язык.

У индусов была (воспринятая от халдеев) "особая любовь" к очень большим числам: в мифологии индусов говорится о существовании 24000 биллионов богов; Будда имел 600000 миллионов сыновей и мог перечислить все числа от 1 до 1054, то есть числа с 54 нулями.

***

Не только знание магических чисел, но и стремление вывести, рассчитать какое-то судьбоносное число (конец мира, например) было распространено в прежние времена, да и сейчас "кормит" астрологию и нумерологию.

Особое значение придается тайне дня рождения и тайне имени. Для этого составлены таблицы, где каждой букве имени и дню рождения соответствует определенное число. Сумма, полученная в результате сложения этих чисел, переводится в однозначное число от 1 до 9, которое и считается сущностью имени. То есть ему "соответствуют" какие-то свойства характера и им определяется судьба человека.

Конечно, ни гороскопы, ни тайны дня рождения и имени, ни злополучные числа три, семь и другие не могут оказать влияния на судьбу, характер и деятельность человека, верящего в свои способности. Но эти и подобные факторы у суеверного человека создают дополнительные эмоции, которые в одном случае прибавляют ему энергии и силы, придают большую уверенность в достижении поставленной цели, приносят некоторую радость, но в другом - подавляют волю, вызывают чувство страха, боязни, неуверенности и бесполезности борьбы с жизненными невзгодами. Широкая реклама астрологических прогнозов, услуг всяческих колдунов, чародеев, гадалок создает благодатную почву для "выращивания" суеверий.

Подробности для любознательных

СОРОК СОРОКОВ - ОЧЕНЬ МНОГО

В счете предметов в ряду числительных в русском языке число сорок стоит особняком. Десять, двадцать (от более древнего "два десять"), тридцать, и вдруг логический ряд нарушается, вместо "четырдесять" появляется сорок и снова: пятьдесят, шестьдесят и так далее. Почему? Дело в том, что на Руси когда-то число сорок было счетной единицей. Считали сороками дорогие звериные шкурки.

Царская казна была богата мехами, поступавшими в нее в виде "податей с сибирских и других инородцев". Первая оценка шкурок делалась в Сибири, в Москве их переоценивали и комплектовали в новые сорока. В подарки иностранным государям, а также при отправлении посольств в другие державы брались меха из лучших сороков.

Русские меховые сорока стали особенно знамениты после подарка царя Федора Иоанновича (1557-1598) цесарю Рудольфу. Щедрое пособие на ведение войны с турками удивило всю Вену и поставило в тупик при оценке присланных мехов.

Возможно, обычай

считать сороками возник оттого, что на кафтан шло четыре десятка полных шкур. В этимологических словарях указано, что слово "сорок" родственно "сорочке" и, видимо, означало мешок, куда помещалось 40 шкурок.

За верную службу в награду из царской казны выдавали шкуры сороками, полусороками, четвертьсороками. "Дороги твои сорок соболей, а на правду-матку и цены нет" - говорили в старину.

Таким образом, общеславянское числительное "четыре десяте" было вытеснено словом сорок, которое заняло прочное место в счете предметов.

Число сорок также обозначало "довольно много". Считалось, что в Москве сорок сороков церквей, то есть очень много. Говорят: "Продли ему век на сорок сороков", "Уж сорок лет, как правды нет", "Если сорок родов породнятся, им врагов не бояться", "Свой глаз зорок, не надо и сорок".

Число сорок особо выделяется в православном обряде погребения. По религиозным представлениям, два дня после смерти человека душа его находится около тела, на Земле, ищет себе место. На третий день она покидает тело и возносится на небеса и в течение шести дней наблюдает обители святых и красоту рая. Она созерцает жизнь и радости праведных, забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Затем тридцать дней душа подвергается мытарствам в аду, наблюдает за мучениями грешников. И на сороковой день предстает перед Всевышним Судьей, подвергается Божьему Суду, где подробно разбираются все ее грехи и определяется место ее вечного пребывания: в раю небесном или в аду. В глубокой древности плач по умершему продолжался в течение сорока дней (сорокоуст). На сороковой день справляются большие поминки. По поверью, душа покойника в этот день последний раз сидит за столом, поэтому на стол для нее выставляется тарелка с едой и кладется ложка.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки