ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 2007 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

В июле, особенно в его середине, белые ночи уже не столь светлы, как в начале лета, и любителям астрономии скоро можно будет приступать к "настоящим" наблюдениям. А пока мы советуем сконцентрировать внимание на Солнце, Луне и планетах. Светлый фон неба не мешает вести наблюдения за ними. Вы увидите много прекрасного и интересного.

Звезды, планеты и Луна в первой декаде августа 2007 года.

Вечером 1 июля, незадолго до захода Солнца, на небе появится ярко сверкающая Венера. Когда немного стемнеет, рядом с ней будет еще одна достаточно яркая "звездочка". Те, кто ведет наблюдения за планетами регулярно, конечно же знают, что это Сатурн. Любопытно и необычно здесь то, что почти в одной точке сошлись самая ближняя к Земле и самая дальняя (из видимых невооруженным глазом) планеты Солнечной системы. В телескопе они обе окажутся в одном поле зрения. Венера появится в виде тонкого серпика (фаза 35%). Думается, что вы не упустите возможность сделать такой редкий снимок.

В последующие дни Венера и Сатурн начнут расходиться: видимое расстояние между ними увеличится, и к середине июля оно составит около 7°. К тому же планеты окажутся на фоне зари, значит, видимость ухудшится. Еще через пару недель даже сверкающую Венеру почти невозможно будет разглядеть.

Царственный Юпитер - самая крупная из планет Солнечной системы - находится сейчас очень низко на юге, в созвездии Змееносца (в той его части, которая вклинивается между Скорпионом и Стрельцом). Поэтому даже в кульминации Юпитер не поднимается выше 15°. В августе в сумерках он виден уже склоняющимся на юго-западе, а с наступлением темноты практически зайдет за горизонт.

В начале июля на востоке станет появляться Марс. Красная планета восходит вскоре после 1 ч ночи (по местному времени), в конце июля - до полуночи, в середине августа она покажется на небе примерно в 22 ч 30 мин, а в конце - около 22 ч. Марс движется сначала по созвездиям Овна (до 26 июля) и Тельца. В середине августа он виден как раз между Гиадами и Плеядами, звездными скоплениями, которые хорошо знакомы любителям астрономии. Все эти два месяца Марс перемещается по небу прямым движением, то есть от запада к востоку. А Юпитер, перемещавшийся до сих пор попятным движением, с 7 августа изменит его тоже на прямое. Если станете регулярно отмечать на звездной карте расположение Юпитера среди окружающих его звезд, то своими глазами увидите интереснейшее явление, которое заметили много-много веков назад наши далекие предки. Они не могли понять, почему планеты (для них это были "блуждающие звезды") прочерчивают на небе какие-то загадочные петли, останавливаются, начинают движение в обратную сторону... Решить эту загадку люди смогли, только когда узнали, как устроена Солнечная система.

То же самое сейчас происходит и с Венерой. Путь, который она за июль и август прочерчивает на небе, напоминает петлю. Именно так наблюдателю с Земли представляется ее истинное движение: сначала планета, расположенная к Солнцу ближе, чем мы, как бы отходит от него, после чего вроде бы снова устремляется к нему. На самом же деле она проходит между светилом и Землей. В это время она окажется на достаточно близком расстоянии от Земли, и мы увидим ее значительно большей по размеру, чем обычно. И это чрезвычайно удачное время для наблюдений. Так, в первых числах августа видимый диаметр Венеры превысит 50" - по этому показателю она превзойдет все планеты Солнечной системы, даже гигантский Юпитер, хотя на самом деле она меньше его в 12 раз. Расстояние между Землей и Венерой составит 0,3 а.е. (около 45 млн километров - очень немного по космическим меркам). Фаза Венеры при этом окажется меньше 10%. Для земного наблюдателя планета будет выглядеть тоненьким серпиком, прекрасно различимым в бинокль. Особо зоркие люди в это время смогут увидеть серпик даже невооруженным глазом. Еще через неделю, когда размер серпа Венеры достигнет почти 1' (серпик при этом станет еще тоньше, фаза - порядка 0,3%), его уже должен видеть любой человек с нормальным зрением. Однако, к сожалению, на этот раз в средних широтах Венера поднимется довольно низко над горизонтом и наблюдения ее могут быть затруднены.

Вновь "Вечерняя звезда" появится на небе (только теперь уже в качестве "Утренней звезды") в последних числах августа, незадолго до восхода Солнца. Ее значительный блеск (-4,3m - почти максимально возможный) позволяет легко найти Венеру на небе. В это время условия видимости ее диска такие же, как были в начале месяца, только все изменения будут происходить как бы в обратной последовательности.

В первых числах июля Луна, практически полная (полнолуние произошло 30 июня), видна в созвездии Стрельца, то есть очень низко на юге. Через несколько дней, пройдя по созвездиям Козерога и Водолея, она в виде "половинки" будет подниматься уже достаточно высоко для наблюдения в телескоп. Последняя четверть наступит 7 июля в созвездии Овна. В последующие ночи убывающая Луна встает день ото дня все позже и к началу рассвета успевает подняться все меньше и меньше. После 13 июля она скроется в лучах утренней зари, и мы не увидим новолуние, которое произойдет 14-го числа.

Вновь Луна появится перед нами, теперь уже на западном небе, 17 или 18 июля. 17-го числа ее можно найти еще на фоне вечерней зари примерно в 5° левее Венеры: тонкий, почти исчезающий на светлом небе серпик (фаза 12%) станет достойной фотомоделью даже для опытных наблюдателей. Те, кто сумеет найти Луну за сутки до этого (в созвездии Льва), могут гордо считать себя искушенными в астрономических наблюдениях, потому что эта задача совсем не из легких.

Первая четверть (фаза 50%) произойдет 22 июля; Луна в эту ночь будет видна немного ниже звезды Спика, самой яркой в созвездии Девы. Однако вплоть до полнолуния 30 июля наша спутница проходит по южным созвездиям и найти ее на небе, тем более наблюдать, отнюдь непросто.

После полнолуния путь Луны и условия ее видимости напоминают те, что были месяц назад. Пройдя по Водолею (до 1 августа), Рыбам (до 3 августа), Овну (до 5 августа), утром 7-го числа она окажется в Тельце. И на сей раз очень удачно. В эту ночь внимание наблюдателей будет приковано именно к ней. Направьте на Луну свой бинокль или телескоп, и вы увидите ее в окружении россыпи звезд: она проецируется прямо на известное звездное скопление Плеяды. Для наблюдателей Москвы и Подмосковья в центре скопления она окажется около часа ночи. Не слишком большой блеск Луны (фаза ее составит около 37%) позволит получить хорошие фотографии. Правда, для этого потребуется довольно мощный телеобъектив или телескоп. В последующие дни, постепенно убывая и становясь все более тонким серпиком, Луна вскоре вновь спрячется от нас.

Новый лунный месяц начнется 13 августа. Однако увидеть Луну мы не сможем практически до наступления первой четверти, которая произойдет 21 августа в созвездии Скорпиона. В последующие ночи она будет видна очень низко на юге в созвездии Стрельца, затем - Козерога. В это время она станет предметом любования отдыхающих на берегах южных морей. Поднимаясь невысоко над горизонтом, она отбрасывает красивую лунную дорожку на поверхности моря. Полнолуние наступит 28 августа, Луна будет располагаться в созвездии Водолея, а затем - в Рыбах.

И, наконец, хочется напомнить о том, что 11-13 августа, как обычно, нас ждет метеорный поток Персеид, "августовский звездопад". В этом году его пик приходится на безлунное время и при удачном стечении обстоятельств любой наблюдатель сможет насчитать до 100 метеоров за час, а то и больше.

Другое интересное небесное событие - полное лунное затмение. Оно произойдет 28 августа. К сожалению, увидеть его можно будет только в самых восточных областях нашей страны. Лишь окончательные фазы этого затмения смогут наблюдать жители Восточной Сибири.