ИЗБЫ ИЗ БЕЛЫХ ДУБОВ
Ю. БОДАНОВ, архитектор. Рисунки автора.
Ценился на Руси лес издавна. Много сил было положено нашими предками, чтобы сохранить его. Но еще пуще берегли водные источники - родники, ключи. Из-за недостатка воды приходилось менять место поселения и искать новое. Именно те места, где были густые лесные дубравы, журчали ключи и били родники, питали своей живительной влагой окружающую местность. Чтобы сохранить леса, придумывали своеобразные охранные грамоты-легенды, а дубравы и рощи становились заповедными, волшебными и тайными...
Вспоминается история одной заповедной дубравы в Цивильском районе Чувашии. Дубравы этого обширного лесного края привлекали людей с давних времен. Высоко ценился корабельный лес, хорошо оплачиваемый закупщиками и перекупщиками. Особенно бойкая торговля началась во времена Екатерины II. Но заповедная дубрава долго сохранялась нетронутой. И оберегалась она не вооруженной охраной, не забором и законом, а легендой о лесном духе - Киремети.
Дубрава располагалась на возвышенности, на левом берегу реки Шумаш. Отсюда берут начало родники, используемые жителями деревень, расположенных вокруг, - Вторые Тойзи, Имбюрть-Тойзи и Обнер-Тойзи. В материалах по истории этой дубравы, собранных краеведом И. Вдовиной, рассказывается о том, что всего столетие назад люди со страхом проходили мимо этого места, стараясь остаться незамеченными злым духом - Киремети. Нельзя было оборачиваться на лесной шорох, произносить имя Киремети, нельзя было сорвать ни листочка в этой роще, сломать ни единой веточки. Напротив, злого духа старались задобрить дарами. Люди побогаче приводили овец, коз, а бедняки приносили кто курочку, кто петуха. Принесенные в дар весною животные бродили по роще все лето. Куры выводили цыплят. Петухи громко распевали.
Лес был густой, огромные дубы-великаны с серебристой белой корой образовывали верхний ярус, ниже росли яблони, которые прекрасно цвели и плодоносили, а еще ниже был ярус лесного орешника. Весною лес казался цветущим садом.
Вокруг этой рощи, по склону к реке Шумаш, тянулись заповедные леса, рубить деревья в которых также было грешно и строго-настрого запрещено.
Один из старожилов здешних мест С. Борисов, проживший до 114 лет и умерший в 1942 году, рассказывал: "Дубы с белой корой были очень крепкие и дорогие. Рубили их зимой, на санях вывозили, шесть-семь пар лошадей тянули один дуб".
Но постепенно, после революции 1917 года, в лесного духа перестали верить. А уже в 1918 году разрешили рубить заповедный лес, и все окрестные деревни поделили его на участки, а потом и каждое дерево было поделено между домами. Все разом бросились рубить и вывозить. В такой спешке один огромный спиленный под корень дуб задавил лошадь, но при этом никто не вспомнил о Киремети...
Дубовые бревна и жерди до сих пор служат в приусадебных хозяйствах и домах местных селян. Часть раскорчеванного леса отвели под выселки, куда сразу же переселилось 17 дворов. При этом орешник и яблони не рубили. Яблони цвели и плодоносили до морозов 1940-х годов, когда они вымерзли и были вырублены.
Сейчас на месте рощи Киремети - голая вершина. Никого уже не пугает это колдовское место. Бесследно исчезли белые дубы. Люди нарушили табу - режим заповедности, в который, кстати, входила и разная живность. Обилие птиц спасало дубы от их главных врагов - непарного и кольчатого шелкопряда, узкотелой златки, короедов, усачей, поэтому кора этих дубов долгое время оставалась серебристой, белой. К сожалению, сейчас кора дубов к тридцати годам уже теряет свою "зеркальность".
Читайте в любое время