Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЫБОР МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

До середины двадцатых годов в системе смазки автомобильного двигателя вообще не было фильтров и неочищенное масло приходилось менять через каждые 700-800 километров пробега. Ресурс моторов, снабженных фильтрами, сразу увеличился почти втрое, а потребность в масле сократилась в десятки раз.

Ассортимент масляных фильтров велик, и цены на них доступны. Но не всякий фильтр подходит для вашей машины, надо уметь не только сделать правильный выбор, но и отличить настоящую деталь от подделки.
Фильтрующий элемент масляного фильтра представляет собой цилиндр из сложенного гармошкой, пропитанного специальным составом материала на основе целлюлозных, синтетических и стекловолокон.
Схема работы фильтра с нижним расположением перепускного клапана: в нормальном режиме (слева) и в режиме "грязный фильтр, холодное масло, высокие обороты двигателя" (справа).
Схема работы фильтра с верхним расположением перепускного клапана: в нормальном режиме (слева) и в режиме "грязный фильтр, холодное масло, высокие обороты двигателя" (справа).

Основное назначение масляного фильтра - очистка моторного масла от механических примесей, которые превращают его в абразивную смесь, постепенно съедающую поверхность цилиндров, поршневых колец, подшипников. С очисткой масла справляется фильтрующий элемент (его еще называют "шторой"), изготовленный обычно из специальной толстой фильтровальной бумаги - смеси целлюлозных, синтетических и стеклянных волокон. Чтобы придать материалу жесткость, механическую прочность и необходимые физико-химические свойства, его пропитывают сложным составом, чаще всего на основе фенолформальдегидных смол. Подготовленную таким образом бумагу складывают гармошкой и оборачивают вокруг металлической перфорированной трубки. Получается гофрированный цилиндр с торцами в виде многолучевой звезды. При помощи специального бензомаслостойкого клея на каждый торец наклеивается тонкое металлическое кольцо, которое плотно облегает цилиндр фильтра. Фирмы - производители масляных фильтров самым тщательным образом контролируют качество склейки бумаги с кольцами, ведь достаточно небольшого отверстия в этом соединении, чтобы фильтр начал пропускать нефильтрованное масло.

Фильтр задерживает не все механические примеси, да это и не нужно, потому что фильтрующий материал с очень мелкими порами быстро забивается, его пропускная способность снижается, и давление масла после фильтра резко падает. Для легковых автомобилей считается нормальным, если масляный фильтр задерживает около половины твердых частиц размером более 45 микрон, то есть примерно 0,05 миллиметра.

Второе назначение фильтра - сохранить некоторое количество масла в масляных магистралях после остановки двигателя. Для этой цели в фильтрах устанавливают так называемый противодренажный клапан - чаще всего это широкая резиновая манжета сложной формы. Во время работы двигателя мягкие края манжеты легко отжимаются потоком масла, а после остановки двигателя стекающее в фильтр масло поджимает манжету и остается в магистрали. В некоторых случаях, чтобы лучше поджать клапан, используют специальные пружины, но чаще делают на манжетах небольшие ребра жесткости (разумеется, из резины).

Далеко не во всех фильтрах противодренажные клапаны работают надежно. Хорошими считаются фильтры Purolator, Champion, MANN, недавно появившиеся на российском рынке фильтры СНАМР американской фирмы "Champion Laboratories" (не путайте с европейской компанией "Champion") и отечественные фильтры Ливенского и Куйбышевского (Новосибирская область) заводов.

Недостаток многих отечественных и импортных фильтров - потеря упругости резины противодренажного клапана. К сожалению, выявить это при покупке фильтра практически невозможно. И все же, если вы поменяли фильтр, запустили двигатель, а давление масла некоторое время (10-30 секунд) не поднимается, очень вероятно, что это происходит из-за неработоспособности противодренажного клапана: датчик давления срабатывает только тогда, когда вся магистраль заполнится маслом. Конечно, давление масла падает и по другим причинам, но часто бывает достаточно заменить масляный фильтр.

В "жигулевском" масляном фильтре есть еще и перепускной клапан. Его назначение - пропускать масло в масляную магистраль, минуя фильтрующий элемент, при запуске холодного двигателя, когда вязкость масла на морозе почти в сто раз выше, чем при рабочей температуре (90-100оС), и прокачать его через фильтрующий материал практически невозможно. Жесткость пружины перепускного клапана подбирается так, чтобы он срабатывал только при давлении масла не ниже номинального для данного типа двигателя.

Традиционно перепускной клапан располагается в нижней части фильтра. Ничего хорошего в этом нет. Во многих современных фильтрах перепускной клапан устанавливают в верхней части около крышки с резьбой, с тем чтобы холодное масло не омывало наиболее грязную нижнюю часть фильтрующего элемента.

Нетрудно определить, какой фильтр вы покупаете, заглянув внутрь через резьбовое отверстие: в фильтрах с нижним расположением клапана он хорошо виден на донце фильтрующего элемента. Если же клапан расположен в верхней части, то под крышкой внутри фильтрующего элемента можно увидеть витую пружину блока клапанов. В фильтрах завода "Кинап" верхний перепускной клапан не виден.

Наиболее распространенные у нас "жигулевские" фильтры бывают двух размеров. Они отличаются площадью фильтрующей поверхности, но эффективность их практически одинакова, поскольку в "маленьких" фильтрах используется более толстая фильтровальная бумага.

Не все фильтры имеют противодренажные и перепускные клапаны. У автомобилей высокого класса клапаны уже установлены в системе смазки, встроены в масляный насос или в масляные магистрали. На таких автомобилях противопоказано использовать фильтры с клапанами. Напротив, фильтры без клапанов ни в коем случае нельзя устанавливать на "Жигули" или "Москвичи".

Покупая фильтр даже известной, авторитетной фирмы, нужно быть тем не менее осторожным, поскольку часто встречаются подделки. Испытания, проведенные в НАМИ, показали, что среди фильтров, не имеющих четкой маркировки с указанием завода-изготовителя, фильтров турецкого производства марки LADA, фильтров неизвестного происхождения с этикеткой с надписью арабскими буквами, сплошь и рядом попадаются некачественные. Они не выдерживают испытаний давлением, не отвечают требованиям стандартов. Попадаются среди них и фильтры с негерметичным противодренажным клапаном, с плохо склеенными или целиком сделанными из картона фильтрующими элементами. Такие фильтры не отрабатывают положенного им ресурса - 10 тысяч километров пробега.

Цены на масляные фильтры на протяжении последнего года держатся стабильными. Так называемые дешевые стоят от 10 до 20 рублей, дорогие - от 22 до 30. В разряд дешевых попали фильтры турецкого производства, импортные фильтры неизвестного происхождения, на этикетках которых нет ни фирмы, ни страны-изготовителя, и отечественные. Из них без большого риска можно покупать только те, что сделаны в России.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки