ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ. ИЮЛЬ 1998 №7
- Да, все это так, - улыбнулся инспектор, - тем более, что мне известно про вашу фотографическую память. Но вы не заметили одной маленькой детали.
- Что еще за деталь? - Глум был явно обескуражен.
- Посмотрите на вашу розу. Она только недавно раскрылась, цветок повернут не к солнцу, как должно быть, а к двери. Это значит, что кто-то переставлял его для того, чтобы порыться в моих записях, а потом аккуратно поставил обратно, но в спешке повернул другой стороной. Ну а кто это мог сделать, я уже сказал.
КАК ПРАВИЛЬНО? (№ 7, 1998 г.)
ОПАСНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1. В предках семьи Игнатьевых — генерал Преображенского полка при Николае II, министр просвещения России, известные дипломаты. Кстати, один из них добровольно пошел офицером на крейсер «Александр Третий» и погиб под Цусимой.
Остается непонятным, кто же стал офицером: генерал? министр? дипломат? Эта неопределенность возникает из-за местоимения один из них.
2. Через два года будет отмечаться 100-летие со дня рождения Екатерины Бекле-шовой, которая, к счастью, оставила нам не только своих кукол, но и учеников. Одна из них — Елена Колат — принимает участие в открывшейся в центре «Преодоление» выставке. «Кукольная болезнь» в прямом смысле заразила (?! — Н. М.) и ее. Елена продолжила гоголевскую тему и сделала серию по «Ревизору», «оживила» героев «Сказки о Золотом петушке», но и этого оказалось мало. С тех пор как Елена Колат всерьез занялась живописью, марионетки, пьеро и прочие петрушки и здесь никому не уступают места.
Когда мы читаем этот текст, то спотыкаемся на каждом предложении: сочетание одна из них чисто грамматически может относиться только к слову кукол, хотя затем становится понятно, что речь идет об ученике, точнее, ученице Екатерины Беклешовой; местоимение ее относится к Елене Колат, однако более сильной будет связь выставке — ее, а наречие здесь вообще ничем не поясняется.
3. Алексей Ильич устало откинулся на спинку неудобного жесткого стула. Он напоминал большой грузный мешок, я отложил протокол и внимательно его рассмотрел.
Из-за местоимения он, которое стоит рядом со словом стул, получается, что стул напоминал большой грузный мешок; а местоимение его теснее связано со словом мешок, чем с именем героя.
4. Что касается температуры воздуха и «духоты», то это нам только кажется.
Если духота действительно может нам казаться, то температура не может казаться, она есть. Другое дело — какой будет эта температура; «ложь» здесь возникает из-за того, что местоимение это втягивает смысл большего числа слов, чем думал пишущий.
5. За традиционной выпечкой и чайком гостеприимная хозяйка выложила перед журналисткой «Русский альбом» Михаила Игнатьева, англоамериканского писателя и богатого человека, живущего в Лондоне. Изданная на английском языке, она являет собой некую «Сагу о Форсайтах», но применительно к семье Игнатьевых.
Она, конечно же, не журналистка, не хозяйка и не выпечка, а «Русский альбом», но тогда следует написать он или лучше эта книга.
Почему же местоименные слова так часто делают текст непонятным? Потому, что в нашей языковой системе у таких слов нет самостоятельного, полнозначного значения, они становятся конкретными только в контексте. И когда мы используем в речи местоимение, необходимо особое внимание к тому, смысл каких слов или словосочетаний, а иногда и целых фраз оно «втягивает». Назовем основные ошибки, связанные с неточным употреблением местоимений:
местоимение относится к большему, чем это необходимо, числу слов в окружающем тексте;
в окружающем тексте нет слова или словосочетания, соотносимого с местоимением;
местоимение имеет точное соответствие в контексте, но из-за такой связи возникает неточный, искаженный смысл.
Н. МУРАВЬЕВА.
ПРОВЕРЬТЕ УДАРЕНИЕ
Вот как правильно произносятся эти слова:
проведён, проведенА, проведенЫ
внесенО, внесенА, внесённый
включАт, включИть, включенА
вручАт, вручИть, врученА
(вы) прАвы
новорождённый
проторённый, проторенА
оптОвый, оптовИк, оптовикА
принУдить, но принуждАть, принужденЫ
зубчАтый
озвУчение, озвУчить
издрЕвле
исконИ, искОнный
изЫск, изЫсканный
ПОХОД ЗА ПОКУПКАМИ (№ 5, 1998 г.)
Из условия следует, что в булочной побывали Рита, Люся и Лена. Так как Рита явно заходила в сбербанк, можно записать: Рита посетила булочную и сбербанк. Ясно также, что Лена покупала мясо и заходила в булочную. Отметим попутно, что Люся - не Петрова и не Тимофеева (см. условие), а Лена - не Воронина. Итак, Люся - Воронина или Миронова. Так как в хозяйственном магазине побывала лишь одна из подруг, то ни Люся, ни Тимофеева туда не заходили (см. условие). Не были там, как уже известно, Рита и Лена. Следовательно, единственной посетительницей хозяйственного магазина могла быть только Дина.
Учитывая уже добытые сведения, можно утверждать, что и Дина и Люся побывали либо в сбербанке, либо в мясной лавке. Допустим, что в сбербанке побывала Дина, а Люся соответственно - в мясной лавке. Следовательно, фамилия Люси - Воронина.
Посмотрим теперь на последнее из условий. Выполнить его можно лишь в том случае, если Люся и Тимофеева побывали в булочной и мясной лавке. Значит, Лена - Тимофеева, а Люся - Воронина. Петрова же, посетившая хозяйственный магазин и сбербанк, - Дина.
Итак, Дина Петрова - хозяйственный магазин и сбербанк.
Лена Тимофеева - булочная и мясная лавка.
Люся Воронина - булочная и мясная лавка.
Рита Миронова - булочная и сбербанк.
АХ, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС! (№ 6, 1998 г.)
№ 14
1.Лcc7! - 2.Kc3x, 1...K:b3 2.C:b3x, 1...Kb5 2.Лc5x, 1...Kc6 2.Лcd7x, 1...Ke6 2.Лed7x, 1...Kf5 2.Лe5x, 1...Kf3 2.Фe4x, 1...Ke2 2.Ф:h5x - восемь раз защищается черный конь, ходы которого образуют так называемое "коневое колесо".
№ 15
1.Ce6! - цугцванг, 1...fe 2.gf Kpf5 3.Фh5x, 1...f6 2.g4 - 3.Фh5x, 2...C:g4 3.f4x, 1...f5 2.gh! - новый цугцванг, 2...f4 3.h4x, 2...Cf- 3.f4x, 1...fg 2.g3 - 3.Фh4x, 2...Ch5 3.f4x. Четыре раза играет черная пешка (тема пикенинни - "негритенок"), а в ответ четырежды ходит белая пешка (тема альбино).
Читайте в любое время