БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. АВГУСТ 1998 №8

ТРЕНИЕ И СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ

ДЛЯ ТЕЛЕСКОПА-БИНОКЛЯ.
ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБОВ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАЗАД.
МИКРОСПУТНИКИ.
ВЕСЫ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОЦЕНТ ЖИРА.
МАСЛИНЫ ПОД ВОДОЙ.

Исследователи из Северо-Восточного университета в Бостоне (США) измеряли трение при скольжении "пластинки" из твердого азота толщиной всего в несколько молекул по поверхности свинца. Оказалось, что, если понизить температуру свинца до 7,3 кельвин, когда он становится сверхпроводником, трение резко падает.

Причина этого явления неясна. Предполагают, что при переходе к сверхпроводимости изменяется состояние свободных электронов свинца, они объединяются в пары, которые легко скользят между атомами.

Science News vol.153, № 11, 1998.

ДЛЯ ТЕЛЕСКОПА-БИНОКЛЯ

Консорциум американских, итальянских и немецких астрономов сооружает сейчас в Аризоне (США) бинокулярный телескоп-рефлектор с самыми большими в мире зеркалами. Пока готова отливка для одного из зеркал. Это блок оптического стекла диаметром 8,4 метра (см. фото). Астрономы надеются, что такой двойной телескоп, работающий как интерферометр, позволит находить крупные планеты и облака пыли вокруг ближайших к нам звезд.

Scientific American Quarterly № 1, 1998.

МАРГАРИН ПРОТИВ ИНФАРКТА

Возможно, уже через год вы сможете намазать на хлеб маргарин, специально разработанный для снижения смертности от инфаркта. Англо-голландская фирма "Юнилевер" начнет в 1999 году выпуск маргарина, обогащенного веществами, которые препятствуют всасыванию в кровь холестерина.

Эти вещества, получаемые из соевого масла, - кампестерол, бета-ситостерол и стигмастерол, по строению молекулы похожи на холестерин. Сами они не усваиваются человеком и мешают усваиваться холестерину, который, как известно, откладывается на стенках сосудов и закупоривает их. Опыты на ста добровольцах с нормальным или слегка повышенным содержанием холестерина в крови, которые на протяжении 24 дней съедали по 30 граммов нового маргарина, показали, что содержание холестерина у них снизилось на 8,3 процента. Это при условии, что до начала эксперимента они использовали в питании простой маргарин. А у тех, кто раньше предпочитал сливочное масло, содержание холестерина снизилось на 10 с лишним процентов.

Подобный маргарин, блокирующий поступление холестерина, уже выпускается в Финляндии. Добавки, введенные в него, получают из сосновых опилок.

New Scientist № 2132, 1998.

БАССЕЙН В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

Как показали исследователи из Крэнфильдского университета (Англия), хлор значительно легче убивает микроорганизмы в воде плавательного бассейна, если вода предварительно обработана магнитным полем.

Взяли два аквариума емкостью по 25 литров, налили туда воду, причем вода одного из аквариумов была предварительно пропущена через трубу с прикрепленными к ней тремя постоянными магнитами. Потом в воду добавили органические составы, имитирующие человеческий пот, попадающий в бассейн с тел пловцов, и внесли типичные для бассейнов микробы. Магнитная вода сама по себе не оказала на микроорганизмы никакого действия. Но когда в воду добавили хлор в концентрации, обычной для плавательных бассейнов, оказалось, что в омагниченной воде хлор убил на треть больше кишечных палочек, чем в простой. Кроме того, уровень содержания хлора падает в обычной воде на 20 процентов быстрее, чем в омагниченной.

Сейчас выясняется причина этих явлений.

New Scientist № 2131, 1998.

КОГДА ВАМ МЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ - МОЛЧИТЕ

Группа французских врачей проверяла влияние поведения пациента во время измерения кровяного давления на показания тонометра. У трех групп добровольцев измеряли давление, причем одна группа сидела просто так, ничего не делая, вторая читала, а третья разговаривала с врачом, проводившим измерения. Оказалось, что чтение понижает показатели давления, а разговор повышает их. Вывод врачей: если не хотите получить ненужное вам лекарство против гипертонии, при измерении давления помалкивайте.

New Scientist № 2129, 1998.

ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБОВ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАЗАД

Французский археолог Луи Жерар раскопал в ста километрах к югу от Парижа древнее кладбище, относящееся к временам римской колонизации Франции - 1900 лет назад. Поскольку римляне обычно кремировали своих умерших, здесь захоронены, видимо, местные жители - галлы, они же кельты.

Один из 500 найденных скелетов имеет в верхней челюсти железный зуб (на снимке он справа от двух настоящих). Рентген показал, что корень искусственного зуба точно смоделирован по форме настоящего и прочно сросся с костью. Предполагают, что первые два-три месяца протез удерживался на месте кожаным ремешком, пока кость не обросла корень протеза.

Скорее всего, мы никогда не узнаем, как стоматолог железного века мог достигать такой точности работы и как он предотвращал инфекцию при имплантации протеза в челюстную кость. Римские врачи этого периода умели делать только косметические зубные протезы из рога или дерева, но жевать такими зубами было невозможно, они лишь закрывали некрасивую "дырку" в челюсти.

Discover № 4, 1998.

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЫЩИК

По заказу американской армии и в сотрудничестве со специалистами по искусственному интеллекту из США Рурский университет в Бохуме (Германия) создал компьютерную программу для распознавания лиц. Компьютер, снабженный телекамерой и этой программой, может узнавать в толпе, идущей по улице, разыскиваемых преступников.

Программа работает аналогично тем участкам мозга человека, которые отвечают за узнавание знакомых лиц. На каждом лице, мелькнувшем в толпе, промеряются 70 определенных точек, главным образом в районе глаз, носа и рта, причем по каждой точке получается 80 числовых данных. Тут же они сравниваются с соответствующими цифрами по разыскиваемым лицам. Компьютер (обычный "Пентиум") обрабатывает по 12 телекадров в секунду и может распознать до восьми человек в минуту, даже если они отпустили трехдневную щетину или нацепили очки.

Правда, сложность в том, что только в США защитники закона разыскивают около 40 тысяч человек, и база данных для поиска через телекамеры должна быть очень объемистой. Но уже сейчас система распознавания лиц может быть использована, например, в проходной завода вместо вахтера.

VDI-Nachrichten № 10, 1998.

ПРОПАВШАЯ МЕДЬ

Археологи знают, что несколько тысяч лет назад североамериканские индейцы добывали на северном берегу озера Верхнее медную руду и выплавляли медь. От тех времен остались обширные разработки.

Химик Джеймс Гатри собрал данные о всех археологических находках медных и бронзовых предметов, изготовленных в древности индейцами , - оружия, украшений, домашней утвари, суммировал их вес и пришел к выводу, что 99 процентов меди, добытой у Великих озер, куда-то пропали. Даже учитывая, что ранние исследователи этого района преувеличивали богатство залежей в восемь раз, а добычу руды - в шесть раз, получается, что порядка десяти тысяч тонн меди пропали бесследно. Индейцы добыли в свое время примерно в 2000 раз больше меди, чем хранится сейчас их медных изделий в музеях и научных коллекциях.

Так куда же пропала эта медь? Один из возможных ответов прост: археологи не нашли ее. Но если так, говорит Гатри, археология должна быть очень неэффективной наукой, раз ей удается обнаруживать менее одной двухтысячной доли предметов материальной культуры, да еще таких прочных, как медные изделия. Другой вариант: индейцы выбирали богатую руду с поверхности и продолжали углублять разработки в надежде снова наткнуться на богатые залежи, но не находили их, а работу тем не менее почему-то продолжали. Теперь по объему прорытых шахт нам кажется, что меди добыли много, а на самом деле добыча состояла главным образом из пустой породы. Но это маловероятно. Наконец, третья возможность: медные изделия куда-то экспортировали из Северной Америки. Возможно, в Европу - за тысячи лет до Колумба. Именно эту гипотезу выдвигает Гатри.

Для ее проверки, видимо, можно сравнить микроэлементный состав североамериканской меди и европейских медных и бронзовых изделий. А если результат будет отрицательным, то наверняка кто-нибудь захочет предположить, что индейцы торговали с легендарной Атлантидой.

МИКРОСПУТНИКИ

По оценкам, вокруг нашей планеты вращаются сейчас около 2500 искусственных спутников. Даже самые легкие из них весят несколько десятков килограммов, а запуск каждого обошелся в миллионы долларов. Сложная электроника спутника может быть повреждена случайной заряженной частицей или просто метеоритной песчинкой, несущейся с большой скоростью.

Группа американских ученых из Лос-Аламосской национальной лаборатории предлагает запускать микроспутники поперечником в десяток-другой сантиметров и массой менее ста граммов. Такой спутник настолько прост, что может быть изготовлен любителем мастерить за выходной день из купленных в радиомагазине деталей. Вместо компьютера с микропроцессором спутник снабжен простой управляющей системой, устроенной по принципу нервной системы насекомых, но еще более упрощенной. Ее разработал и многократно испытал на земных микророботах сотрудник лаборатории Марк Тилден. Искусственная нервная система оказалась чрезвычайно устойчивой к помехам.

Показанный на снимке микроспутник имеет "нервную систему" всего из шести искусственных нейронов. Используя простой фотодетектор и чувствительные к магнитному полю катушки, спутник может самостоятельно ориентироваться по Солнцу. Другие измерительные приборы и радиопередатчик позволят ему собирать научные данные и передавать их на Землю. Поскольку такие устройства очень дешевы (сборка и запуск одного экземпляра может обойтись всего в тысячу долларов), их можно запускать большими группами, охватывая сбором данных обширные области околоземного пространства.

American Scientist March-April 1998.

ВЕСЫ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОЦЕНТ ЖИРА

Напольные весы японской фирмы "Танита" показывают не только вес вставшего на них человека, но и содержание жира в теле. Здесь использована низкая проводимость жира для высокочастотного переменного тока по сравнению с другими тканями тела, содержащими много воды.

Неощутимый ток частотой 50 килогерц и силой 200 микроампер пропускается от одной до другой подошвы человека, вставшего на весы. Через несколько секунд на циферблате появляется вес и процент жира. К весам прилагается таблица безопасного для здоровья содержания жира для мужчин и женщин разного возраста.

Величина, показываемая весами, несколько колеблется на протяжении суток вместе с колебаниями содержания воды в человеческом теле.

Bild der Wissenschaft № 5, 1998.

ПЕРВЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Австралийские археологи нашли на острове Флорес (к востоку от Явы и Бали) две стоянки нашего далекого предка - человека прямоходящего. Его каменные орудия лежат в слоях вулканического пепла, возраст которого удалось определить - от 800 до 900 тысяч лет назад. Рядом найдены обглоданные кости животных, распространенных тогда в Юго-Восточной Азии, - гигантских крыс, крокодилов, предка современных слонов. Очевидно, охотники прибыли на остров с Явы, для чего им пришлось преодолеть три пролива, каждый шириной не менее 20 километров. В группе мореплавателей явно было несколько десятков человек, и можно предположить, что они уже умели разговаривать - иначе трудно было бы организовать такое путешествие.

До сих пор считалось, что плавать по морю начал только человек разумный и произошло это всего 40-60 тысяч лет назад.

Science News vol.153, № 11, 1998.

РЕМОНТ ПИЗАНСКОЙ БАШНИ

После семи лет бюрократических проволочек итальянские инженеры приступают к спасению Пизанской падающей башни. Сейчас ее отклонение от вертикали составляет 520 сантиметров, и с 1990 года на башню запрещено подниматься. Выпрямлять ее до конца никто не собирается: прямых башен в мире и без того достаточно, но остановить падение необходимо.

Под основание наклонной звонницы уже подведена бетонная плита со свинцовым противовесом на одном конце. На высоте 20 метров над землей на башню наденут пояс из стальных тросов в пластиковой оболочке, а к поясу прикрепят два троса длиной по 103 метра, которые будут заякорены в землю в стороне от башни. Из-под фундамента колокольни с той стороны, где он приподнят, начнут постепенно вынимать грунт, а опущенную сторону фундамента укрепят. После этого пояс с тросами можно будет удалить. Работы должны начаться в феврале будущего года.

Любопытно, что жители соседнего города Ливорно предпочли бы, чтобы знаменитая башня упала: они считают, что Пиза незаслуженно отвлекает поток туристов от их города.

Popular Mechanics № 5, 1998.

МАСЛИНЫ ПОД ВОДОЙ

Израильские археологи нашли под водой у северного побережья Израиля давильню, в которой более шести тысяч лет назад получали оливковое масло. Уровень моря был тогда ниже современного. В ходе таяния ледников вода поднялась, и местное население было вынуждено передвинуться в глубь континента, а давильню оставили на берегу моря.

Под водой найдены каменные чаши (см. фото), в которых давили маслины, множество косточек маслин, целых и давленых, плетеные из тростника корзины ... Углеродное датирование показало возраст этих остатков в 6500 лет. Косточки очень похожи на косточки современных диких маслин, так что выращивать культурные оливковые деревья люди тогда, видимо, не умели, а собирали дикорастущий урожай.

Примерно в десяти километрах к югу обнаружены остатки неолитического поселения, в котором не найдено ни одной маслинной косточки. Возраст поселения - 8000 лет. Отсюда археологи делают вывод, что человек познакомился с оливой и научился извлекать из ее плодов масло между шестым и пятым тысячелетиями до нашей эры.

Discover № 5, 1998.

ВИНТЫ СПЕРЕДИ

С тех пор как в сороковых годах прошлого века гребные колеса на пароходах заменил гребной винт, его ставят на корме. Создаваемой струей воды он действует на руль и тем увеличивает его эффективность, а значит, и маневренность судна.

Но такое решение, считают финские судостроители, не единственно возможное. Ведь пропеллеры у самолета, как правило, находятся спереди, и никто этому не удивляется. Сейчас на верфи в Хельсинки строят два туристских лайнера водоизмещением по 70 тысяч тонн с винтами, размещенными впереди. Каждый винт укреплен на поворотной гондоле, в которой скрыт электродвигатель мощностью 14 мегаватт, питаемый от дизель-генераторов. Гондола может поворачиваться на 360 градусов, что увеличивает маневренность.

В планах финских судостроителей - судно водоизмещением 130 тысяч тонн с тремя передними винтами: один будет укреплен неподвижно и два - поворотные.

Eureka № 2, 1998.

САМОЕ СКОЛЬЗКОЕ ВЕЩЕСТВО

В Аргоннской национальной лаборатории (США) получено сверхскользкое вещество на основе углерода. Пленка этого соединения, осаждаемая на различных поверхностях, в том числе на пластмассах, из смеси газов, превращенной в плазму, имеет коэффициент трения 0,001. Это в двадцать раз меньше, чем у дисульфида молибдена, считавшегося до сих пор самым скользким веществом.

Новое покрытие отличается также высокой износоустойчивостью. При испытаниях по нему пять миллионов раз проехал сапфировый шарик, давление на котором составляло десять тысяч атмосфер. После этого пленка стала тоньше всего на один микрон.

Новое соединение предполагают применять в подшипниках и различных трущихся узлах, особенно в космической технике.

Popular Science № 4, 1998.