НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
На вопросы редакции отвечает научный сотрудник отделения проктологии Онкологического научного центра Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук Ю. М. ТИМОФЕЕВ. Беседу ведет специальный корреспондент журнала А. АЛЕКСАНДРОВА.
- В самом деле, врачей часто обвиняют в том, что они слишком консервативны, долго апробируют новые методы лечения и не торопятся их внедрять. Но ведь ни один врач не имеет права назначить больному лекарство, в безопасности которого он не уверен. Главное правило медицины со времен Гиппократа: "Не навреди". Его придерживаются врачи не только у нас, но и во всем мире. Консерватизм врачей - это качество, которое уберегает пациентов от роковых ошибок.
Сегодня весьма популярны нетрадиционные способы лечения рака: вакцина из печени черноморской акулы - катрекс, вакцина Воробьевой с использованием солей ртути, волшебные настои из трав, употребление мочи, нефтепродуктов, лечение у всевозможных экстрасенсов.
Целители, предлагающие эти методы, обычно агрессивно настроены по отношению к официальной медицине: их не поняли, "затирают", "преследуют". Есть и другая точка зрения: целители - это циничные коммерсанты, делающие свой бизнес на страданиях тяжелобольных людей, готовых на все ради любой, самой призрачной надежды. Я думаю, среди целителей есть и те и другие. Однако в последнее время среди них преобладает категория дельцов - медицина становится все более коммерческой. Большинство целителей не имеют врачебного диплома, они по профессии химики, биологи, физики или вообще люди без образования. Тем не менее им верят даже вполне образованные и интеллигентные больные.
При этом мало кто знает, что многие из предлагаемых целителями методов были испытаны медиками и не дали никакого результата. Например, разрекламированный когда-то в печати и на телевидении катрекс. Десятки тысяч людей бросились в Тбилиси, где местный целитель продавал этот чудо-препарат. Для его проверки в Онкологическом центре были выделены огромные средства. В результате выяснилось, что он неэффективен. А между тем для многих пациентов задержка с нужным, официально принятым лечением оказалась роковой.
Другой пример - лечение соком чистотела. В 1965 году был предложен способ лечения опухолей толстого кишечника с помощью клизм из сока растения чистотел. Метод был опробован в клинике, не оправдал себя и давно отвергнут проктологами. Однако среди больных по-прежнему бытует мнение, что сок чистотела не только помогает избавиться от полипов в толстом кишечнике, но и лечит рак. Пользуясь этим методом, они затягивают лечение, позволяют опухоли беспрепятственно расти, что иногда делает невозможным своевременное хирургическое вмешательство - единственно эффективный метод при лечении рака толстого кишечника.
- Может быть, в этом все дело: люди боятся операции, им хочется вылечиться каким-то более легким способом, "попить таблетки"?
- Операция необходима при лечении одних видов опухолей и совсем не обязательна при других. Да и техника операции в последнее время стала менее травматичной. Кроме традиционной хирургии в Онкологическом центре, например, с 1981 года широко применяется лазерная установка "Скальпель-1". Она позволяет во время операции уничтожать опухолевые клетки, свести до минимума кровопотери и значительно уменьшить омертвение тканей, некроз. Используют и операции "без разреза" - эндоскопию.
Для лечения опухолей толстого кишечника применяется и облучение, и химиотерапия, но они гораздо менее эффективны, чем операция. Иногда лучевую терапию применяют для подавления опухоли перед операцией, это дает хороший эффект. В некоторых случаях применяют прогревание опухолей с помощью СВЧ-аппаратов. В сочетании с облучением такой метод позволяет обойтись без операции 20 процентам больных, страдающих некоторыми видами опухолей.
- Если врачи все же определили, что опухоль злокачественная, сообщают ли об этом пациенту?
- Российская и европейская медицина однозначно отвечает на этот вопрос "нет". В Америке придерживаются другой традиции. Как известно, знаменитый венский врач-психиатр Зигмунд Фрейд в конце своей жизни, спасаясь от нацистов, оказался в США. При обследовании у него обнаружили рак желудка, и американский врач выложил пациенту всю правду. Возмущенный Фрейд воскликнул: "Да какое право вы имели говорить мне об этом!". В самом деле, американские врачи сообщают больным о всех возможных осложнениях, а в тяжелых случаях говорят пациентам, сколько месяцев им осталось жить.
В традициях европейской медицины беседа врача с пациентом строится по другому принципу. Во-первых, не исключены ошибки в диагнозе, которые редко, но случаются. Во-вторых, даже в случае смягченного прогноза заболевания пациент нередко переживает его очень остро. Знаменитый немецкий философ Шопенгауэр как-то сказал, что все люди, конечно, умрут, но нормальный человек никогда не думает об этой очевидной истине, а если бы он об этом думал, то его состояние мало чем отличалось бы от состояния узника, находящегося в тюремной камере в ожидании смертного приговора. Поэтому говорить человеку, не посвященному в тонкости онкологии, что у него рак - значит обречь его на состояние смертника.
В каждом конкретном случае следует искать свой подход. Эмоционально чувствительному, подавленному больному надо внушить веру в успех, успокоить, не заостряя внимания на грозных терминах и возможных тяжелых последствиях. Наоборот, излишне оптимистичному больному, который уверен, что "операция подождет", ничего плохого с ним не случится, надо открыть всю теневую сторону информации.
Ближайших родственников, разумеется, надо полностью ввести в курс дела, они должны знать о диагнозе, предстоящем лечении и прогнозе заболевания.
Сегодня вопросы деонтологии - науки о том, как должно обращаться с больными - широко обсуждаются непрофессионалами. Тележурналисты призывают экстраполировать опыт американской медицины на российскую почву и обвиняют врачей в том, что они скрывают от больных точный диагноз, требуют говорить больному "всю правду". Я не думаю, что американский опыт можно использовать так прямолинейно и некритически - у наших людей другая психология.
- Если все же страшный диагноз вынесен, означает ли это, что человек обречен?
- Если лечение или операция проведены своевременно, человек может избавиться от болезни, хотя постоянную проверку необходимо проводить. Существует двухлетний срок выживаемости онкологических больных, после которого вероятность рецидива значительно меньше. Через пять лет после операции считается, что болезнь уже не вернется.
- Не секрет, что во всем мире происходит рост числа онкологических заболеваний. Связано ли это только с ухудшением экологической обстановки, или сам человек может что-то предпринять для профилактики, изменить свой образ жизни?
- Конечно, уменьшение содержания в воздухе и воде канцерогенов, стимулирующих рост опухолей, - задача общенационального масштаба, ее может разрешить только государство. Однако человек и сам может изменить образ жизни, чтобы уменьшить риск возникновения опухолей. Канцерогенные факторы действуют не мгновенно, их эффект наступает иногда через много лет. Поэтому заявления типа: "Я курю - и никаких последствий" - очень опрометчивы. Канцерогенные вещества, которые попадают в организм при курении, сохраняются в нем десятки лет. Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла в 1986 году, а рост случаев рака щитовидной железы у детей происходит сейчас. Вот почему зачастую трудно определить для каждого человека вредность того или иного продукта или воздействия, однако целесообразность некоторых гигиенических рекомендаций проверена медициной на большом клиническом опыте.
Прежде всего, это касается питания. В последнее время медики наблюдают рост раковых заболеваний кишечника, причем особенно выражен этот процесс в развитых странах. Судите сами: в американском штате Коннектикут раком ободочной кишки заболевают примерно 58 человек из 100 тысяч населения, а, к примеру, в африканской стране Сенегале - всего 1-3 случая заболевания на 100 тысяч человек. Наша страна находится где-то посередине: заболеваемость раком кишечника достигает 8 человек на 100 тысяч населения. За последние годы число больных раком толстой кишки стремительно растет, примерно на 7 процентов в год. В чем причина? Специалистам она совершенно ясна - изменение стиля питания. Уменьшение в рационе растительной пищи и увеличение потребления животных жиров способствуют концентрации желчных кислот в содержимом кишечника. А это, как показали исследования, увеличивает риск развития как доброкачественных, так и злокачественных опухолей.
В нашу страну сейчас хлынул поток импортных продуктов, среди которых много концентратов, подвергавшихся специальной переработке, чтобы они были вкуснее и удобнее для приготовления, среди обеспеченных людей увеличилось потребление колбас, сливочного масла, ветчины. В результате в рационе значительно сократилось количество клетчатки, которой много в черном хлебе, свежих овощах, рисе и других крупах. Употребление мясных консервов, концентрированных соков усугубляет вредность "современного" питания, характерного для регионов с высоким уровнем заболевания раком толстой кишки - США, Канады, Европы, Новой Зеландии. Недаром рак толстой кишки называют "раком богатых". Интересно, что японцы, даже живущие в Америке, если они придерживаются своей традиционной кухни (много риса, рыбы и овощей и совсем немного мяса и животных жиров), болеют раком толстого кишечника значительно реже. Если же они "перестроились" на американский тип питания, заболеваемость среди них так же высока, как среди американцев.
При производстве концентрированных, удобных для приготовления продуктов используются разнообразные консерванты и пищевые добавки, улучшающие вкус и цвет. Все это неизбежно приводит к накоплению в организме канцерогенов - вредных веществ, помогающих развитию рака. Нехватка грубой клетчатки способствует хроническим запорам, при которых все эти вредные вещества не выводятся из организма, а продолжают скапливаться в кишечнике и длительное время неблагоприятно влияют на его слизистую оболочку. Запоры усугубляются недостатком движения, от которого нередко страдают жители развитых стран с их культом автомобильного транспорта. Получается замкнутый круг.
Чтобы вырваться из него, прежде всего нужно сократить употребление мяса и животных жиров. Я не ратую за полный отказ от мясной пищи, мясо - ценный питательный продукт, который довольно трудно чем-то заменить без вреда для здоровья. Но мы, в основном, едим его очень много - достаточно 30-50 г в день. Не стоит заменять мясо колбасой, сосисками - пищевая ценность их невелика, а вредных добавок и красителей в них более чем достаточно.
Пусть на вашем столе как можно чаще появляются морковь, свекла, капуста, яблоки, кабачки, баклажаны, тыква, репа, брюква в самых разнообразных сочетаниях. Свежие овощи обеспечат вас необходимыми витаминами и микроэлементами, а также дадут хорошую работу кишечнику по перевариванию клетчатки. Витамины группы В, а также аскорбиновая кислота, витамины Е и А тормозят образование в организме веществ, способствующих росту опухолей. А вот алкогольные напитки, и в первую очередь пиво, увеличивают риск развития опухолей толстой кишки. Полезны различные растительные масла, от животных лучше отказаться совсем. Одним из главных блюд в вашем рационе должна стать каша - лучше всего овсяная, но можно чередовать ее с гречневой, рисовой, пшенной и другими. Обычная каша, не хлопья и мюсли, которые поджариваются для придания им вкуса. Именно каша, съеденная на завтрак, особенно овсянка, благоприятно действует на кишечник, способствует его правильному и регулярному опорожнению, препятствует развитию опухолей.
Если у вас есть предрасположенность к запорам, исключите из рациона крепкий чай, кофе, шоколад, отварной рис и манную кашу, белый сдобный хлеб. Весьма полезны винегрет с растительным маслом, салаты из сырой капусты, моркови и яблок, кисломолочные продукты, зелень, укроп.
Не следует забывать и о хорошей физической нагрузке, которая помогает сохранять тонус кишечника, повышает иммунитет и сопротивляемость организма инфекциям. Все это вместе с отказом от курения и алкоголя и есть надежная основа для профилактики возникновения опухолей.
Читайте в любое время