КОСМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Доктор технических наук В. ЛЕБЕДЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, директор Научного геоинформационного центра РАН.

Вехи истории человечества известны каждому со школьной скамьи - каменный век, железный, век великих географических открытий... Наше время называют веком космическим. Прошли годы героической работы, настало время будничных дел - изучения Земли из космоса. И среди множества научных направлений появляется новое - космическая география. Взгляд из космоса вдохнул жизнь в географию, казалось бы уже вычерпанную до дна область знания.

Доктор технических В. В. Лебедев, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.
Аэрокосмические наблюдения дают возможность следить за динамикой географических объектов.
Карта оценки влияния геологической среды на подтопление и засоление почвы вдоль Кара-кумского канала. Более темными показаны участки с более высоким уровнем грунтовых вод (самые темные соответствуют уровню 0-2 м).
Земля (вид из космоса). Снимок выполнен со спутника по заказу отдела астрогеологии Геологической службы США.
Участок пустыни на Аравийском полуострове. Снимок сделан американскими астронавтами с космического челнока в ноябре 1994 года. Высота орбиты 291 километр. Хорошо видны песчаные дюны.
Из космоса видно, что облачность над каждым районом земного шара имеет свой неповторимый рисунок. На фотографии - явление, получившее название "глаз Циклопа". Фотография, сделана со станции "Салют-7". 1982 год.
Участок побережья Камчатки. Фотография, сделана со станции "Салют-7". 1982 год.
Вулканы на Камчатке. Фотография, сделана со станции "Салют-7". 1982 год.
Северное сияние. Фотография, сделана со станции "Салют-7". 1982 год.

Появилась возможность увидеть Землю со стороны, охватить взором огромные пространства. Этот взгляд дал целостное представление о ней как о планете, где водная поверхность - единый океан с большими и малыми водоемами на суше, разделенной водой на континенты и острова. Все остальные названия условны: их придумал человек по мере географических открытий и государственного деления. Человек увидел жизнь планеты с цивилизацией едино. И это не просто новый ракурс. Это иная точка отсчета - осознание взаимосвязей всего в целом. Эту географию - космическую - изучать по глобусу и контурным картам уже нельзя. Сегодня накоплен огромный объем материалов космической съемки на временном интервале, измеряемом десятками лет, и в разное время года, с разных высот, при разных условиях освещенности. Материала вполне достаточно, чтобы выстроить современную географию из панорам реального "глобуса" вращающейся Земли, где совершенно по-другому выглядят проливы, океаны, моря, острова, горы и пустыни, знакомые и малоузнаваемые при переносе взгляда с карты на виды планеты с высоты орбитального полета. Наблюдая Землю из космоса, мы идем в познании ее географии и проблем через интерес к ней, вначале в узнаваемом, обращая свой взгляд к местам, которые тебе близки, где ты родился, живешь, бывал или что-то связано с ними. Стараемся увидеть и понять особенности своей страны. И только затем, после двух-трех месяцев полета, разобравшись в космической географии и научившись ее читать, пытаемся разобраться, используя возможности современной техники, в природных процессах, геологическом строении, изменениях ландшафта, загрязнении природы, развитии стихийных бедствий. И такая возможность посмотреть на Землю со стороны сегодня есть не только у космонавтов, ведь человек уже давно и долго обживает космос, однако в школах продолжают изучать Землю и ее географию только по картам, не используя видеоматериал фото- и киносъемок с результатами их тематической обработки: выявлением геологических структур, рельефа, границ разных типов поверхности, характера ландшафта, снежного покрова и т. д. Это просто варварство по отношению к богатейшим архивным материалам из космоса, которыми располагает страна, и наше невежество - не пользоваться ими гораздо шире. Получается парадокс: по телевидению мы видим мир реальный, а изучаем его по карте, поэтому она не так интересна и не запоминается. А как можно обойтись без современной географии, без науки о своем большом доме? Нельзя без географической культуры формировать мировоззрение, видеть перспективу экономики, политики, общественных отношений, если ты собственный дом не представляешь в целом, изучая его частями. Не говоря уже о сложных связях разных слоев ноосферы - биосферы, атмосферы, гидросферы.

Люди могут быть высокообразованными в своей области, но когда, бывает, их спросишь о любом месте на Земле, например, где Магелланов пролив, остров Тасмания, где находится то или иное море или даже ненароком спросишь: "А сколько континентов на земном шаре?" - то многие нередко теряются, и даже в крупных представлениях плохо ориентируются.

В космической географии на видеосюжеты можно увлекательно наложить исторический материал, давая сведения о мореплавателях, землепроходцах, их маршрутах и открытиях, о том, как произошли названия проливов, островов, морей и разных уголков Земли, о происхождении тех или иных природных образований, пустынь, вулканов, ледников, природных явлений: циклонов, песчаных бурь, полярных сияний. Такая география с привязкой к реальной картине мира в красках, динамике событий и явлений, вместе со знаниями наук о Земле запомнится на всю жизнь, и сознание будет развиваться в представлениях о всей планете, а не только в пределах одного государства или места проживания.

Мечтаю, когда в школах страны будет идти урок космической географии, и уже создал для него фильм. Основная идея - все в природе находится во взаимосвязи: облака, суша, ландшафт и так далее, и только изучая их закономерности, можно в полной мере познавать Землю. Также и народы, их культуры, традиции необходимо рассматривать в единстве цивилизации, изучать их связи друг с другом. Это путь объединения помыслов, а не размежевания на индивидуалистические позиции, исходящие из того, что можно благополучие создать и мир сохранить в одной или нескольких отдельно взятых странах, подчас за счет других.

Здесь понимаешь, что надо вновь учить географию, но живую, в сложной мозаике ландшафта, узорах рисунков горных пород, поверхности морей, океанов со множеством сочетаний цвета, оттенков красок, вызываемых Солнцем на Земле и в ее атмосфере. Это удивительная география, когда ощущаешь себя частью мира, который наблюдаешь, узнаешь его через иное видение и мироощущение.

Поражает, когда над огромной сферой земного шара видишь тонкий слой голубизны атмосферы, который обеспечивает нам жизнь. Представьте для наглядности метровый глобус, опоясанный голубой нитью в несколько миллиметров, и сразу станет понятна хрупкость жизни на Земле. Тут задумаешься: если мы не будем все вместе беречь этот слой, то разрушить его несложно. Человечеству это по силам, если будем жить каждый сам по себе и кто во что горазд.

Земля - живое существо, это оазис во Вселенной и пока единственный, насколько нам известно. Она дышит, и у нее есть свои легкие, которые можно увидеть только из космоса в виде бескрайних лесов Сибири и Амазонии, увидеть реки, озера, моря.

Кроме этого, сам по себе вид Земли из космоса оказывает сильное эстетическое воздействие. Это настолько затягивает и гипнотизирует, что все невзгоды уходят в сторону, наступает душевное облегчение, и воздействие только усиливается с глубиной понимания наблюдаемой картины.

Когда смотришь из космоса, то видишь, что все в природе не случайно, а живет и развивается по своим законам. Например, вдруг замечаешь, что облачность - это не бесформенные массы облаков, она имеет рисунок, и над каждым районом земного шара - свой, особый. И наконец, ты открываешь для себя, что облачность - это карта и по ее рисунку можно определять даже место на земном шаре, над которым летишь. Начинаешь понимать, что облачные образования являются отражением чего-то.

Спросите сегодня любого человека, как выглядит океан сверху, и он ответит: огромная водная поверхность и все. Оказывается, когда смотришь на поверхность Мирового океана из космоса, то видишь мозаику в сплетении узоров, разных по рисунку и цвету, структуру и даже рельеф. Это тоже карта, которая от положения Солнца в разное время года меняется в зависимости от прозрачности воды, солености, взвесей, от сложных процессов, которые происходят в океане. И это карта не только процессов, происходящих в океане, но и состояния поверхности воды, температуры, течений, которые копируются даже в рисунке ледяных полей. Океан формирует свою облачность соответствующей структуры, протяженности и мощности, со своей композицией орнаментов в сплетении узоров. И везде она разная.

Когда смотришь на земной шар и видишь на двух его полушариях изменение окраски ландшафта, одновременно осеннего с весенним, зимнего с летним, охватывая их взором благодаря уникальной возможности перемещаться вокруг Земли с космической скоростью и объединив их в пространстве и времени длительным полетом, вдруг начинаешь замечать, что это тоже карта и необходимо учиться ее читать, тогда, может быть, не придется спешить с бурением, чтобы заглянуть внутрь Земли.

Для этого надо понять закономерности изменения растительного покрова, его сезонной окраски, с учетом климатических условий, от типа поверхности, геологии. Тогда можно научиться выявлять и оконтуривать новые образования и выходить на структуры, аналогичные разведанным месторождениям полезных ископаемых, нефти и газа, совершенствовать перспективу их поиска.

Космическая география по-другому высвечивает и экологию планеты. С борта корабля хорошо видно, что дымящаяся труба не собственность того или иного завода или государства. Человек выезжает отдохнуть на дачу за 20-40 км от города, оценивая состояние природы расстоянием. Это глубокое заблуждение. Оказывается, все это может быть накрыто шлейфом из труб промышленных гигантов и вокруг тебя невидимый смог.

У нас многие руководители, директора заводов так мыслят не потому, что они плохие. Ну что особенного, думают они, если мой один завод дымит? Ну что особенного, считает капитан, проводя промывку танкера в океане, - ведь океан огромен. Но след небольшой белой полосы - нефтяной пленки - расплывается на десятки километров по поверхности огромного океана. Когда во время полета смотришь, как таких пятен-полос становится все больше и больше, то понимаешь, что океан не безграничен. Сегодня водная гладь любого мирового порта бликует в лучах Солнца, как копировальная бумага.

Если бы директору завода или капитану танкера с орбиты показать плоды их деятельности, я не сомневаюсь, в следующий раз кольнуло бы - промывать танкер в океане или нет.

Экологические проблемы могут быть большие или маленькие и даже локальные, но они все равно связываются в единую проблему нашего обитания в гармонии с природой. Такие, например, проблемы, как война Кувейта с Ираком. Смотришь на пожары нефтяных скважин маленькой страны и видишь, как пожары отдельных очагов, соединяясь, превращаются в огромное пожарище, шлейф которого, распространяясь, принадлежит уже не Кувейту и не Ираку. Замкнуть его, ограничив собственностью тех, у кого беда, никакими границами нельзя, ничем его не локализуешь. Это беда общая и "расплывается", накрывая другие государства и другие народы. В конечном счете это проблема Земли.

Недостаточное понимание истинных причин процессов в природе приводит нередко к поспешным научным выводам, замешанным на политике. Нам говорят: озоновый слой разрушается. Еще однозначно неизвестно отчего. Одни заявляют - за счет выбрасываемого в атмосферу фреона и накопления его там, другие считают, что это происходит за счет разрывных процессов в земной коре и повышения активности вулканов.

Также не совсем понятна природа климатической и тектонической цикличности, результатом которой является, например, изменение уровня воды в Каспии. До 1977 года уровень понижался, а сейчас, в связи с подъемом воды в нем на 2,5 метра, уже возникла другая опасность - затопление сложившейся инфраструктуры вдоль ранее обезвоженного побережья. Поделив территорию Земли государственными и административными границами, мы тем самым разбили природные комплексы по ответственности за культуру хозяйствования. А проблемы таких природных образований, как Каспий, Арал, Великие озера, Байкал, нельзя рассматривать раздельно. Земля - единый организм.

Через знания космической географии человек должен прозреть и увидеть, что нельзя в своих деяниях изолироваться друг от друга.

Прошло много времени прежде, чем люди разных стран, религий, культур осознали себя как единое человечество. Взгляд из космоса - это уже взгляд, устремленный за пределы планеты одного народа, одной Земли, который должен привести всех нас к стиранию сложившихся веками границ.

А. ОСТАШЕВ - Наука, родившаяся на орбите.