ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАПА И СВИЛИ

Наросты на деревьях с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. Известный историк Н. И. Костомаров писал: «Как посуда для пищи — мисы, торели, солоницы, так и питейные сосуды — братины, ковши, корцы делались из дерева в разных местах по селам и продавались на рынках... Эти деревянные изделия украшались резьбою, которая издавна составляла любимое украшение вещей для небогатого класса. Не гнушались деревянною посудою и дворяне, а каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Традиционный промысел не утрачивает своего значения и сегодня. Особо его почитают северные народы, в частности умельцы Республики Коми. В Сыктывкаре в 1993 году был образован Союз мастеров традиционных народных ремесел и художественных промыслов. Он объединил профессиональных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих техникой художественной обработки дерева, капа и бересты, кости, камня, кожи и меха. Как древесина в виде нароста превращается в изящное изделие? С этим вопросом редакция обратилась к профессиональному резчику по дереву, члену Союза мастеров Республики Коми Василию Васильевичу ПОПОВУ (г. Сыктывкар).

Солонка «Утки» (свиль). Автор — А. Смирнов.
Скульптура «Гордый» (кап). Автор — С. Чупров.
Чаша с медвежонком (кап). Автор — В. Попов.
Солонка «Утки с утей» (кап). Автор — В. Попов.
Скульптура «Глухарь» (кап ). Автор — В. Кустов.
Братина «Утиная семья» (кап). Автор — В. Попов.

Нарост — резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Он состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура.

Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения.

Есть более ценные наросты, такие, как кап, с изысканной, оригинальной текстурой, и менее ценные — свиль — у них рисунок расположения волокон беднее, чем у капа.

Технология изготовления изделий из капа и свили довольно трудоемка, требует усидчивости. Решая композицию будущего изделия, резчик определяет, каким должен быть основной тон. В зависимости от этого выбирает породу и цвет древесины. Каждая порода древесины имеет множество оттенков.

Чтобы изобразить животное, резчик-анималист должен хорошо знать его повадки, движения, анатомию, должен уметь зарисовать характерные позы этого животного и потом выбрать наиболее точную и выразительную.

Когда цель ясна — работа спорится.

Снимать нарост лучше с частью стволовой древесины. Делать это лучше на лесозаготовках.

Свежеспиленный нарост сначала очищают от коры, затем выдалбливают полукруглыми стамесками и клюкарзами. В местах перехода нароста к стволу вырезают ручки в виде головы и хвоста какой-либо птицы, или скульптурку животного, или целую композицию. Но все это должно быть увязано с чашей или шкатулкой в единое целое. Тогда художественное изделие будет иметь ясные, законченные формы и обладать динамичностью движения.

Когда заготовка высохнет, ее окончательно обрабатывают: стенки сосуда депают тоньше, доводят линии до совершенства.

Чтобы лучше выявить текстуру древесины, подать красоту материала, требуется хорошая отделка. Шлифовку проводят сначала грубой, затем средней и, наконец, самой мелкой наждачной бумагой (или тканью). Внутренние полости шлифуют приспособлением типа «грибок», наружные — подобным «грибком», но плоским, грубо. Фасонные детали—фа-сонным бруском, имеющим контрпрофиль детали. Низ такого фасонного бруска, как и низ «грибка», обкладывают шкуркой. Окончательную шлифовку на этом этапе проводят кусочком пористой резины.

Затем изделие окунают в воду, чтобы поднялся ворс, подсушивают и снова шлифуют мелкой наждачной бумагой.

Следующий процесс — тонировка морилкой. Глубину тона делают такой, чтобы ни в коем случае не уничтожить рисунок текстуры. Цвет морилки подбирают на кусочке древесины подобного оттенка и плотности или на отходах от этого изделия.

После сушки изделие слегка дошлифовывают затертой наждачной бумагой, причем самой мелкозернистой.

Последний процесс — вощение. Изделие натирают тканью, смоченной натуральной олифой или растительным маслом. Излишки олифы вытирают сухой тканью. Затем сушат изделие не менее суток. Эту операцию повторяют несколько раз — до появления мягкого матового блеска.

Может показаться, что все довольно просто, но тут есть свои маленькие секреты. Чтобы стать профессиональным резчиком, нужно иметь тонкий вкус, чувство динамики, пластики формы и огромное терпение. Если у вас все это есть, то наверняка вы не испортите то, что природа растила десятилетиями.

Художественные изделия из капа и свили, представленные на иллюстрациях, сделаны профессиональными резчиками по дереву из Союза мастеров традиционных народных ремесел и художественных промыслов Республики Коми.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки