ЕГОРЬЕВСКИЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Н. АРТЕМОВА, директор музея. Фото И. Константинова.

Город Егорьевск находится в ста километрах к востоку от столицы. Прежде здесь, на берегу реки Гуслицы, располагалось село Высокое, возведенное в статус города в 1778 году. Еще в XVII веке в дремучих лесах селились беглые староверы - поповцы, прославившие затем местность нарядным книжным орнаментом, медным литьем, прекрасной резьбой по дереву и иконописью.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

"Золотым" периодом в истории города принято считать время, когда городским головой был местный промышленник Никифор Михайлович Бардыгин (1830-1901). Никифор Михайлович управлял городом три десятилетия.

Музей в Егорьевске начал создаваться по инициативе и на средства сына Никифора Михайловича, егорьевского текстильного фабриканта Михаила Никифоровича Бардыгина (1864-1933).

Михаил Бардыгин получил высшее коммерческое образование в Москве, продолжил промышленное и торговое дело своего отца и стал известным меценатом. На его средства в городе открыто механико-электротехническое училище, закончено обустройство Свято-Троицкого монастыря, собран богатый музей.

Бардыгин женился на представительнице купеческой фамилии - Глафире Васильевне Постниковой. Ее брат, В. В. Постников, был известным коллекционером, владельцем антикварного магазина "Былое" на Тверском бульваре в Москве.

Под влиянием В. В. Постникова в Егорьевске возникло "Частное собрание русской старины" при фабричной библиотеке. Музей отделился от библиотеки в 1911 году.

Пополнялся музей за счет закупок в антикварных магазинах, в частных коллекциях, во время ежегодных поездок по России его первого директора А. А. Виталя. В музее представлены старинные головные уборы, одежды, деревянные резные и расписные изделия, медная и железная посуда, иконы, фарфор, стекло, собрание оружия. К 1913 году в фондах хранилось более 10 000 экспонатов (коллекция музея оценивалась в то время специалистами очень высоко - в 200 000 рублей). Вход в музей был бесплатным. Посещали его не только местные жители, но и приглашенные из Москвы.

Для размещения коллекций требовалось специальное здание, и его решили построить в стиле древней русской архитектуры. Проект выполнил архитектор А. В. Щусев. Многоэтажную круглую башню с бойницами должна была завершать конная статуя Георгия Победоносца (покровителя города Егорьевска). Однако осуществить это строительство не удалось.

В первые годы советской власти у города не оказалось средств и профессиональных кадров, чтобы сохранить коллекцию. Многие экспонаты были расхищены, испорчены из-за неправильного хранения, некоторые переданы в центральные музеи страны. Егорьевский музей перепрофилировали в краеведческий.

В 1989 году для размещения сохранившихся коллекций М. Н. Бардыгина музею передали полуразрушенный особняк в центре города - здание, выстроенное в 50-е годы XIX века егорьевским купцом второй гильдии А. Ф. Никитиным и представлявшее собой дом с лавками.

В 1999 году, благодаря постоянному вниманию и поддержке главы Егорьевского района М. Т. Лаврова, усилиями строителей и сотрудников музея завершилась реставрация здания и состоялось открытие музея. Художественный проект экспозиции выполнен московским художником академиком Е. А. Розенблюмом. Воссозданы элементы интерьеров XIX - начала ХХ века.

С самого начала предполагалось, что музей будет не только выставкой старинных вещей, но и местом, привлекательным для общения людей. Экспозиционные залы, общей площадью полторы тысячи квадратных метров, построены в виде анфилады. Каждый зал отведен под определенную коллекцию. Многочисленные диванчики и банкетки позволяют долго находиться в музее, созерцать старинные вещи, погружаясь в ушедшую эпоху, слушать музыку, тихо беседовать. Залы расписаны нарядными орнаментами, которые перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Самобытные и красочные росписи создают праздничную атмосферу. В драпировках окон и витрин использованы сочные, насыщенные цвета. Большую роль играет световое оформление экспозиции.

Бывшая усадьба купца Никитина - ныне своеобразный городской салон с библиотекой, выставочным залом, сувенирной лавкой, уютным внутренним двориком. Каминный и парадный залы музея время от времени превращаются то в театр, то в концертный зал с эстрадой и белым роялем, то в зал для балов, приемов и торжественных актов.

Украшением музейной коллекции стали лучшие образцы изделий стекольных заводов России XVIII - начала ХХ века.

Дятьковский хрустальный завод выпускал в XIX веке посуду с алмазной гранью, гравировкой из цветного и бесцветного стекла. Забавны предметы, расписанные известной художницей Елизаветой Бем: зеленый штоф и стаканчики с резвящимися чертями и поучительными надписями.

Никольско-Пестровский завод Бахметьевых художественным качеством своих изделий соревновался с Императорским заводом. Мастер Александр Вершинин прославил завод стаканами-сувенира ми, меж двойных стенок которых помещались миниатюрные пейзажи. В коллекции музея есть такой стакан и две рюмки Бахметьевского Дворцового сервиза.

Полувековая деятельность Милятинского завода графа Орлова оставила яркий след. Здесь производили стеклянные изделия различных цветов. В собрании музея - предметы из синего и фиолетового стекла с узором из белой эмали. Шедевр работы стеклодува - четырехчастный штоф, предназначенный для подачи на стол сразу нескольких напитков: водки, травянки, виноградного вина, ликера.

Венчают экспозицию изделия Императорского завода. Роскошные, яркие орнаменты, нанесенные полупрозрачными многоцветными эмалями, украшают "вазу с опахалами", светильники для мечети, штоф в виде слона с вензелем Александра III.

Гордость музейного собрания - гжельская керамика XVIII-XIX веков. Роспись на этих изделиях отличается яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов. Кумганы, кувшины, квасники изобилуют самобытными лепными скульптурками. В коллекции есть изделия из всех видов материалов, с которыми когда-либо работали в Гжели: майолика, полуфаянс, фарфор и тонкий фаянс, в том числе знаменитый "бронзовый товар" фабрики Тереховых и Киселева, покрытый золотистым люстром. В зале представлены изделия наиболее значительных производств России: заводов Афанасия Гребенщикова, братьев Корниловых, Ф. Герднера, фарфоровой "империи" М. С. Кузнецова.

Художественная обработка металла - древнейшая отрасль декоративно-прикладного искусства. Пластичность и упругость металлов, хорошие литейные свойства, благородный блеск предопредели ли их широкое использование. В коллекции музея есть медная посуда с чеканным орнаментом, изготовленная на уральских заводах Демидовых и Осокиных, первые русские самовары, скульптура Каслинского чугунолитейного завода XVIII-XIX веков.

Большая редкость в музейных собраниях - оловянная посуда, которой, наряду с золотой и серебряной, сервировали в XVIII веке стол для парадных царских и патриарших приемов. Серебристый мягкий металл легко поддавался гравировке и чеканке, что позволяло создавать вещи, гармоничные по форме и декору.

Изделия из стали, выполненные тульскими мастерами-оружейниками в XVIII-XIX веках, встречались в убранстве многих дворцов. Светильники, швейки, шкатулки из полированной стали с тончайшей позолоченной насечкой-инкрустацией отличает утонченность отделки. Многие изделия тульских умельцев приобретались для Кабинета редких вещей Эрмитажа. Весьма причудливые крошечные замочки для шкатулок в виде лошадок и скоморохов делали русские "левши" в селе Павлово-на-Оке. Они смогли выковать цепочку, состоящую из едва различимых глазом замочков и ключиков.

В коллекции музея можно увидеть вещи из Великого Устюга и Сольвычегодска: ларцы, шкатулки, обитые просечным железом, эмалированную посуду с металлическими накладками (завод Попова), а также расписные подносы из Нижнего Тагила.

Многочисленные культовые предметы - кресты, образки, брачные венцы, дарохранительницы - украшены миниатюрами на эмали. Московские и ростовские живописцы писали эмалевыми красками наподобие акварельных, смешивая их и добиваясь тончайших цветовых нюансов.

В коллекции мелкой пластики сохранились некоторые образки и кресты, отлитые с матриц XII-XVII веков в Новгороде, Москве и на севере России. Большой интерес представляет трехстворчатый складень "Спас Смоленский и избранные святые" работы местных гуслицких старообрядцев.

Особое место в русском культовом искусстве занимают рельефные и объемные изображения из дерева, восходящие к временам язычества. Произведений деревянной скульптуры сохранилось немного. Причиной их исчезновения были не только частые пожары, но и запреты на использование скульптур ных изображений святых в православных храмах. В музее сохранились фигуры Иоанна Богослова и сотника Лонгина, выполненные в XVIII веке, - часть композиции "Распятие с предстоящими".

Разнообразна коллекция резных икон и крестов, относящихся к малоизвестному пласту народной религиозной культуры.

Рядом с паломническими иконами из Киево-Печерского монастыря находятся резные предметы из Троице-Сергиевой лавры, выполненные в мастерской И. С. Хрустачева.

Богата и интересна иконопись. Самый ранний экспонат датируется XVII веком. Это икона "Алексий, человек Божий" из деисусного чина иконостаса.

Неизгладимое впечатление оставляет многокомпозиционное изображение Страшного суда. Перед зрителем возникают картины конца света: последний суд над всем человечеством, воскресение мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.

Приковывает взор икона "Святой Христофор с песьей головой". Такое изображение святого существовало до начала XVIII века, а затем было запрещено церковью, и многие иконы были записаны новыми сюжетами или смыты. Легенда рассказывает, что святой Христофор обладал прекрасной внешностью и, чтобы не смущать верующих, попросил Господа наградить его безобразным лицом.

Очень редкий экспонат - походная церковь XVIII века. Это складень-полиптих, состоящий из 15 частей, для свершения богослужения вне церкви.

Большая часть живописных работ, хранящихся в музее, написана неизвестными провинциальными художниками. На полотнах предстают образы России XIX века: виды Рязани, Великого Устюга, Вышнего Волочка, уголки Москвы, жанровые сценки из жизни купцов, помещиков, их жен и детей.

Галерея портретов русских царей и князей, правивших в X-XVII веках, - редкий образец примитивной живописи конца XVIII столетия. Неизвестный художник придавал царственным особам черты реально живших людей, наряжал в одежды, созданные собственным воображением.

Не менее удивительны живописные полотна с историческими и нравоучительными сюжетами, рисованные лубки, акварели и гравюры работы русских художников XIX века. Две гравюры, посвященные покорению Новошамоханского царства, и вид города Еревана выполнены по рисункам известного военного топографа и художника Гавриила Сергеева.

Шитье золотой и серебряной нитью - один из наиболее древних видов вышивки. Мастерицы, располагая незначительным числом приспособлений и приемов, добивались высокого художественного эффекта. Например, для получения выпуклого узора под нити подкладывали маленькие кусочки бересты или шнурок. Такая техника имела название "шитье по карте" и рождала игру светотени. Золотым шитьем, цветной фольгой, стразами и речным жемчугом отделывали головные уборы, платки, кошельки, а также культовые вещи.

Кроме золотого шитья в экспозиции представлен еще один замечательный вид прикладного искусства - бисерная вышивка. Богато отделанные бисером и стеклярусом оклады икон, народные украшения, сумочки и детские рожки не блекнут от времени. Различное гранение стекла, тысячи оттенков бисера придают вещам вид драгоценностей.

Изыскано выглядят изделия из резной кости работы мастеров русского Севера. Коробочки, шкатулки разных форм, ларчики украшались резьбой "на проем", подобно кружеву, или рельефной "глухой" резьбой. Часто под ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу или слюду. Иногда кость окрашивали в зеленый или красно-коричневый цвета с помощью природных красителей: шафрана, коры дуба, щавеля. Орнамент вырезался в виде цветов, зверей, птиц или солярного круга. Примером такой отделки кости служит комодик второй половины XVIII века с множеством отделений и потайных ящичков. Сочетание белых и цветных пластинок, гравированный и ажурный орнамент придают особую красоту и нарядность.

Издавна любимыми изделиями из кости были гребни. Их делали разных размеров, с дарственными или памятными надписями, символическими рисунками. Специально для свадебных подарков заказывались гребни с инициалами супругов и свадебными сюжетами.

Для изготовления культовых предметов кость стали использовать с XV века. Иконы музейной коллекции относятся к XIX столетию. Они многоплановы, со сложной композицией, обилием мелких деталей. Фоном для фигур, вырезанных в технике высокого рельефа, служит бархат, шелк или фольга.

К Пасхе делали традиционные яйца с библейскими сюжетами. Порой образцами работ резчиков служили гравюры.

Вершиной косторезного мастерства считались портреты. За них брались лишь немногие. Когда-то два молодых холмогорских костореза - братья Шубные похвалились, что смогут вырезать "Царское родословие". Через много лет Федот Иванович Шубин (Шубной) окончил Петербургскую академию художеств по классу скульптуры. В 1770-х годах он изваял в мраморе 58 медальонов великих князей и царей российских - от Рюрика до Елизаветы Петровны. Медальоны можно увидеть на стенах Оружейной палаты в Кремле. А Яков Шубной в далеких Холмогорах вырезал такие же портреты на моржовых пластинках. Раритеты нашей музейной коллекции - 45 резных портретов русских князей и царей.

Круглой скульптуры, - работы холмогорских резчиков, - сохранилось очень немного. Известно изображение Петра I на коне, а также модель памятника Минину и Пожарскому (работы Козьмы Заозерского), существующая в нескольких экземплярах. В собрании музея хранятся постамент к памятнику и печать с костяной ручкой в виде бюста императора Александра II.

Экспозицию дополняют подчасники работы холмогорских и якутских мастеров, кольца для салфеток китайской работы и миниатюрные разборные модели человека, выполненные западноевропейскими мастерами.

Дерево издавна было главным материалом, используемым в крестьянском быту. Из дерева строили жилища, мастерили утварь, детские игрушки, орудия труда, сани и возки. Декоративные формы, изобилие резных мотивов и разноцветная роспись делали эти предметы настоящими произведениями искусства. Шедевры, рожденные народом, в большинстве своем безымянны. Редким авторским именам посчастливилось сохраниться. Среди немногих - имя Василия Тимофеевича Савинова. Он жил в начале ХХ века в деревне Тимирево Егорьевского уезда. Среди изделий, вышедших из рук мастера, - солоницы, скульптуры царя и городского головы, массивный посох.

Это традиционная экспозиция. Музей стал еще более привлекательным после того, как был осуществлен проект "Феерия света", отмеченный грантом Благотворительного фонда В. Потанина.

См. в номере на ту же тему

Возможность творчества.

А. КОЧУРКИН - Феерия света.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки