БОДРЯЩАЯ ГИПОКСИЯ
Кандидат биологических наук Н. РЕЗНИК. Фото Н. Домриной.
Если у вас депрессия, но при этом хватит сил три раза подряд залезть на "пятитысячник", то от болезни не останется и следа. А если нет возможности совершить настоящее восхождение, его можно заменить пребыванием в барокамере. Кратковременное кислородное голодание повышает устойчивость к психоэмоциональным стрессам и подавляет развитие депрессии. Сотрудники Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, обнаружившие этот феномен, полагают, что гипоксические (гипоксия - от греч. hypo - под, внизу и лат. oxygenium - кислород - пониженное содержание кислорода в тканях организма, наблюдаемое при недостатке кислорода в воздухе и некоторых заболеваниях) процедуры могут стать эффективным немедикаментозным способом коррекции депрессивных состояний.
Депрессия в последнее время вышла на первое место в мире среди нервно-психических заболеваний. По прогнозам специалистов, к 2010 году она станет второй причиной потери трудоспособности и ухудшения качества жизни, уступив только ишемическим болезням сердца. К развитию депрессии чаще всего приводят острые и хронические психоэмоциональные стрессы, количество которых в современном мире неуклонно растет. Поэтому поиск профилактических средств и способов лечения депрессии - актуальнейшая задача современной медицины. Возможно, одним из решений этой задачи станет дозированная гипоксия. Санкт-Петербургские физиологи исследуют профилактическое действие гипоксии не первый год. Они обнаружили, что мозг, перенесший гипоксию, приобретает повышенную устойчивость не только к кислородному голоданию, но и к другим повреждающим факторам, в частности к психоэмоциональным стрессам. Традиционный объект для изучения стресса - крысы. На сей раз некоторым испытуемым животным пришлось посидеть в барокамере, в которой давление постепенно снижали до 320 мм рт. ст., что соответствует высоте 5 км. Процедуру повторяли трижды через каждые 24 часа. Спустя сутки после третьего сеанса всех крыс, и обычных, и тех, кто сидел в барокамере, начали подвергать стрессу - в течение часа каждая крыса получала 60 слабых ударов током, проходящим через пол клетки. Неудивительно, что от таких испытаний у обычных крыс в конце концов развилась депрессия, которую зафиксировали бесстрастные поведенческие тесты и анализы крови (в крови увеличилось содержание гормона надпочечников кортикостерона). Аналогичные гормональные отклонения и психомоторная заторможенность служат основными признаками эндогенной депрессии у человека (нарушения в эмоциональной сфере человека, возникающие без видимых внешних причин, как правило, протекают в тяжелой форме, практически парализуя социальную активность). Но крысы, которые предварительно перенесли три сеанса гипоксии, вели себя так, будто их не запирали в тесной электрифицированной клетке. Исследователи подчеркивают, что сеансы гипоксии не оказывали нежелательных побочных эффектов.
Антидепрессивный эффект гипоксии ученые объясняют тем, что кислородное голодание оказывает общее адаптогенное (приспособительное) действие на мозг. Оно запускает работу нескольких генов, белки которых защищают нейроны от повреждений. Кроме того, гипоксия повышает устойчивость к стрессу гипофизарно-адренокортикальной системы (вырабатывающей важнейшие гормоны). То, что справедливо для крыс, может оказаться таковым и для людей. Возможно, страдающим депрессией, будут прописывать сеансы гипоксии.
Работы российских ученых в этой области поддерживают ИНТАС, РФФИ и Фонд содействия отечественной науке.
Рыбникова Е. А., Миронова В. И., Пивина С. Г., Ордян Н. Э., Тюлькова Е. И., Самойлов М. О. Гипоксическое прекондиционирование предотвращает развитие постстрессорных депрессивных состояний у крыс: Доклады Академии наук 2006, том 411, № 1.
Читайте в любое время