ЭТИМ ЛЕТОМ В ЖУКОВСКОМ
А. ДУБРОВСКИЙ. Фото автора.
Этим летом в подмосковном городе Жуковском на территории Летно-исследовательского института им. М. М. Громова прошел восьмой Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. На бетонном поле аэродрома выстроились сотни самолетов, вертолетов, автожиров (автожир — это гибрид самолета и вертолета, у которого вместо крыла установлен свободно вращающийся несущий воздушный винт), дирижаблей и экранопланов.
Особенно разнообразна была экспозиция средств малой авиации. Хотя на фоне исполинских транспортных Илов и американского “Геркулеса” легкомоторная техника выглядела “мошкарой”, публика проявляла к ней живейший интерес. Кстати, на автомобильных выставках посетители тоже дольше задерживаются у легковых машин, чем у грузовиков и автобусов, оценивая транспортное средство с точки зрения его возможной покупки.
Купить сейчас можно и легкий самолет — цена ненамного выше, чем “лексуса” или “мерседеса”. Освоить профессию пилота также не проблема. Одно- и двухместные самолеты и автожиры позволяют энтузиастам успешно осваивать летное дело. Поэтому многие посетители выставки залезали в кабины экспонатов, примеривались к ручке и педалям управления.
Малая авиация предназначена не только для экстремального времяпрепровождения. Так, экраноплан ЭК-12П “Иволга” может догнать самый быстроходный катер браконьеров ил и нарушителей морской границы, а самолет “Фермер-2” за день способен обработать жидкими удобрениями или пестицидами до 1000 га полей. О некоторых других разработках, представленных в Жуковском, читайте в рубрике БНТИ.
Но салон не только красочная выставка. Это напряженные переговоры, это миллиардные контракты, это общение специалистов. Один из дней был посвящен авиационной науке. В его рамках с журналистами встретились руководители крупнейших государственных научных авиационных центров. Они рассказали, над чем работают их коллективы. Теперь наряду с выполнением задач, которые ставит перед авиационной наукой государство, у ученых появилась возможность выполнять заказы частных предприятий, в том числе зарубежных, накоплен опыт работы по коммерческим контрактам. В последнее время увеличилось и государственное финансирование. Однако важно грамотно и правильно этими средствами распорядиться.
Академик Е. Н. Каблов, генеральный директор ВИАМа, считает, что для этого в условиях острейшей конкуренции мировых авиационных держав на рынке как гражданской, так и военной техники всю государственную авиационную науку следует сосредоточить в единой структуре — Национальном авиационном научном центре. Предполагается, что в него войдут Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова, ГосНИИ авиационных систем, Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова и Обнинское научно-производственное предприятие “Технология”.
У центра будет общий бюджет, и руководители входящих в него институтов смогут сами гибко распределять его, концентрируя материальные средства и кадры на “направлении главного удара”.
Инициатива Е. Н. Каблова почти сразу получила поддержку его коллег — ученых-авиаторов, а теперь с ней согласились и руководители государства.
Читайте в любое время