Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭТИМ ЛЕТОМ В ЖУКОВСКОМ

А. ДУБРОВСКИЙ. Фото автора.

Этим летом в подмосковном городе Жуковском на территории Летно-исследовательского института им. М. М. Громова прошел восьмой Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. На бетонном поле аэродрома выстроились сотни самолетов, вертолетов, автожиров (автожир — это гибрид самолета и вертолета, у которого вместо крыла установлен свободно вращающийся несущий воздушный винт), дирижаблей и экранопланов.

Особенно разнообразна была экспозиция средств малой авиации. Хотя на фоне исполинских транспортных Илов и американского “Геркулеса” легкомоторная техника выглядела “мошкарой”, публика проявляла к ней живейший интерес. Кстати, на автомобильных выставках посетители тоже дольше задерживаются у легковых машин, чем у грузовиков и автобусов, оценивая транспортное средство с точки зрения его возможной покупки.

Купить сейчас можно и легкий самолет — цена ненамного выше, чем “лексуса” или “мерседеса”. Освоить профессию пилота также не проблема. Одно- и двухместные самолеты и автожиры позволяют энтузиастам успешно осваивать летное дело. Поэтому многие посетители выставки залезали в кабины экспонатов, примеривались к ручке и педалям управления.

Малая авиация предназначена не только для экстремального времяпрепровождения. Так, экраноплан ЭК-12П “Иволга” может догнать самый быстроходный катер браконьеров ил и нарушителей морской границы, а самолет “Фермер-2” за день способен обработать жидкими удобрениями или пестицидами до 1000 га полей. О некоторых других разработках, представленных в Жуковском, читайте в рубрике БНТИ.

Но салон не только красочная выставка. Это напряженные переговоры, это миллиардные контракты, это общение специалистов. Один из дней был посвящен авиационной науке. В его рамках с журналистами встретились руководители крупнейших государственных научных авиационных центров. Они рассказали, над чем работают их коллективы. Теперь наряду с выполнением задач, которые ставит перед авиационной наукой государство, у ученых появилась возможность выполнять заказы частных предприятий, в том числе зарубежных, накоплен опыт работы по коммерческим контрактам. В последнее время увеличилось и государственное финансирование. Однако важно грамотно и правильно этими средствами распорядиться.

Академик Е. Н. Каблов, генеральный директор ВИАМа, считает, что для этого в условиях острейшей конкуренции мировых авиационных держав на рынке как гражданской, так и военной техники всю государственную авиационную науку следует сосредоточить в единой структуре — Национальном авиационном научном центре. Предполагается, что в него войдут Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова, ГосНИИ авиационных систем, Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова и Обнинское научно-производственное предприятие “Технология”.

У центра будет общий бюджет, и руководители входящих в него институтов смогут сами гибко распределять его, концентрируя материальные средства и кадры на “направлении главного удара”.

Инициатива Е. Н. Каблова почти сразу получила поддержку его коллег — ученых-авиаторов, а теперь с ней согласились и руководители государства.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Экраноплан ЭК-12П летает на высоте от 0,3 до 0,8 м над поверхностью воды со скоростью 180 км/ч, на короткое время может “подскакивать” на высоту 3 м.
Созданный в Иркутске легкий многоцелевой автожир А002М взлетает и садится почти с нулевой горизонтальной скоростью.
Корпус самолета “Фермер-2” выполнен из современных композиционных материалов, не боящихся коррозии.
В Самаре строят самолеты-амфибии ЛА-8.
Легкий двухместный самолет “Сигма-4” оригинального дизайна построили в подмосковном Жуковском.
Универсальный самолет ЧЕ-27 может стартовать как с суши, так и с воды с пилотом и тремя пассажирами на борту.
Зарубежные экспонаты выделялись элегантным и изысканным внешним видом, иногда совершенно неожиданным.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки