СТАРЫЕ МОДЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ
Ю. ПРОКОПЦЕВ.
Тяжелые годы войны. В военном городке под Свердловском, где мы тогда жили, почти единственной радостью бывало кино. Гарнизонный клуб не вмещал всех желающих; нам, ребятне, случалось уговорить военного «дяденьку» провести с собой в зал или пробраться темными переходами, чтобы постоять позади просвечивающего экрана. Как-то я попросился в аппаратную будку, и киномеханик пустил меня в свое царство. Фильма я в этот раз не посмотрел: меня заворожила проекционная техника. В будке стояли, как аисты на одной ноге, невиданные аппараты. С бобины на бобину, со стрекотанием текла лента, механик открывал какие-то дверцы, регулировал угли дугового фонаря, смазывал механизмы. Он что-то объяснял мне, сказав, что аппараты называются «ТОМП-4».
Обычно сидящие в кинозале не ведают, что происходит сзади, за стеной с четырьмя окошками. Зритель видит только «конечный продукт» кино, развивавшийся от «великого немого» к звуковому, потом широкоэкранному, панорамному и т. д. Но ведь само развитие искусства кино обязано совершенствованию киноаппаратуры, скрытому от глаз зрителя. На пути этого процесса были и свои сложности, и свои находки — приходилось одновременно решать задачи оптики, светотехники, точной механики, электрики и много другого.
Рассказать об интересной, непростой истории кинематографической техники лучше всего могла бы общедоступная музейная экспозиция. В нашей стране ее пока нет, но Госудорственный Политехнический музей уже ведет кропотливую работу по поиску образцов киноаппаратуры разных времен; настанет время, и любители кино смогут ознакомиться с такой экспозицией.
После революции в стране сохранился сравнительно малочисленный парк изношенной зарубежной аппаратуры, сосредоточенной главным образом в крупных городах. Нужно было наладить производство своих кинопроекторов, способных не только обслуживать стационарные городские залы, но и использоваться в передвижных киноустановках на селе.
В 1918 году инженер А. Павский сконструировал первый «немой» проектор «Русь». Аппарат, прототипом которому послужил французский «Патэ № 2», начал осваиваться на петроградском заводе, впоследствии вошедшем в состав известного ныне ЛОМО. Не хватало материалов для изготовления деталей, приходилось самим разыскивать нужные сорта стали где придется. К первой годовщине революции удалось выпустить партию из заказанной московским комитетом по кинематографии и Нарком-просом тысячи проекторов. Часть из них поставили на деревянные основания и приспособили для работы в передвижках.
Аналогичную конструкцию взялись осваивать фактически безработные сотрудники киномастерской, находившейся в Одессе на Греческой площади.
На первых порах не получался механизм прерывистого движения ленты, так называемый мальтийский крест, его приходилось приобретать у искусного одесского кустаря. Продукция будущего «Кина-па» позднее попадала и к немногим тогда кинолюбителям. Автор помнит, как до войны в семье имелся такой проектор. Родные и знакомые по многу раз с удовольствием смотрели «Броненосец «Потемкин», «Пышку», любительские ленты, снятые отцом. Ручной привод, ненадежная светозащитная заслонка, горючая пленка однажды чуть не привели к беде.
Следующим шагом истории нашей кинотехники 20-х годов стала ленинградская модель «ГОЗ». Построенная специально в качестве передвижки, она имела максимально упрощенную и облегченную конструкцию, при перевозке размещалась в чемодане. Создавая ее, авторы А. Павский и А. Шелашев учитывали, что в то время рассчитывать на электроэнергию в деревнях, небольших городках не приходилось. Аппарат снабдили маленькой динамомашиной; киномеханик сам приводил ее в действие совместно с лентопротяжным механизмом. Динамо питало лампочку проекционного фонаря. Шло время, оживала промышленность, росли требования к киноаппаратуре. Маленькие экраны уже не удовлетворяли запросам. В 1923 году ленинградский оптический завод выпустил новую модель стационарного проектора «ТОМП-3». Этот аппарат имел более совершенную схему, его ремонт и наладка сделались проще, что облегчало разборку и сборку. Кроме того, установка кадра в рамку производилась перемещением ленты и не требовала дополнительной регулировки источника света — довольно мощной электродуговой лампы. Вскоре завод перешел к массовому выпуску более совершенной модели «ТОМП-4» с мощной зеркальной дуговой лампой, улучшенной системой смазки, с упрощенной зарядкой. Впоследствии эти проекторы были оборудованы звуковыми приставками, долго и успешно работали в киносети предвоенных и военных лет. Зрители старшего поколения помнят популярные прежде фильмы «Аринка», «Петер», «Маленькая мама», но мало кто знает, что удовольствие смотреть их доставляли им проекционные установки «ТОМП-4» и последняя предвоенная модель «КЗС-22». В ней конструкторы объединили звуковую часть с проекционной, закрыли все движущиеся части механизма, увеличили отражательное зеркало, повысили мощность фонаря и светосилу оптики. В результате выросло качество проекции, работать с аппаратом стало удобнее и безопаснее.
А кинопередвижка «К-25», разработанная также ленин-градцами, могла бы рассказать об участии, которое принимал в организации ее выпуска, незадолго до гибели, нарком Г. К. Орджоникидзе.
Когда в начале 30-х годов в стране впервые приступили к выпуску негорючей 16-миллиметровой кинопленки, открылась перспектива широкой кинофикации школ, небольших клубов, воинских учебных подразделений, а также развития кинолюбительства. Поэтому достойное место в исторической экспозиции принадлежит первым нашим узкопленочным проекторам — «немому» «УП-2» и звуковому «16-ЗП», появившемуся несколько позже, когда освоили технологию звуковых фильмов на узкой пленке. Особенностью аппарата «УП-2» было размещение на общих осях зубчатых барабанов и бобин с пленкой. Конструкция позволяла регулировать в широких пределах скорость протяжки пленки, производить неподвижную проекцию — качество, полезное при просмотре учебных фильмов. Имелась и моторная обратная перемотка ленты после демонстрации. Весь лентопротяжный механизм был заключен в масляный картер, что снижало уровень шума и износ деталей.
Узкопленочное кино быстро развивалось. Уже в середине 30-х годов кинопрокатная организация «Союзэкран» располагала для этой цели немыми фильмами 86 наименований. В их число входили кинокартины художественные, хроникальные, детские. Немало фильмов выпускалось военно-учебного назначения. Помнится, один из них посвящался гуманному обращению с военнопленными.
В те же годы сделана попытка дать кинолюбителям портативную узкопленочную съемочную камеру. Научно-исследовательский кинофотоинститут разработал такой аппарат под маркой «НИКФИКСК-16-15».
Камера имела пружинный привод, два зубчатых барабана, заряжалась на свету кассетой с пятнадцатью метрами пленки. В окне видоискателя виднелась шкала расхода пленки. По техническому уровню изделие примерно соответствовало популярной в Германии тех лет модели «Кинамо-10». Массовый выпуск любительских киносъемочных камер перед войной не состоялся, но эта камера как первая отечественная разработка такого рода по праву должна занять почетное место в летописи нашей кинотехники.
Читайте в любое время