РУССКИЕ ВАЛЕНКИ

Кандидат исторических наук Д. ОСИПОВ. Фото И. Константинова.

В течение нынешнего года историк и археолог Дмитрий Осипов несколько раз выступал на страницах журнала “Наука и жизнь” с сюжетами, посвященными некоторым аспектам истории обуви на Руси, — как относящейся к раннему Средневековью, так и бывшей в ходу еще относительно недавно (см. “Наука и жизнь” №№ 2, 3, 8, 2007 г.). Именно о такой обуви идет речь и в предлагаемой публикации.

“Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром — немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.

Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для

валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки — как и прежде, в ходу.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду — вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома — юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.

При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки — причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” — добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви — катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием — для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников — валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.

Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Бурки мужские и женские на каблуке, справа — валяные женские ботики.
В этом доме по 2-му Кожевническому переулку расположен Музей валенок.
Инструменты валяльщика — скалки, разборные деревянные колодки, гребни. Внизу — валенки, украшенные на современный лад: вышивкой и стразами.
Чесальная машина, с помощью которой овечью шерсть готовят к процессу изготовления валенок.
Внешний вид этих валенок говорит о невероятной изобретательности мастера. Вышивка и яркая аппликация делают их очень нарядными.
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай).
Обувная лавка, предлагающая сапоги да туфли. Рисунок Адама Олеария, немецкого ученого и путешественника, трижды побывавшего в России в 1630—1640 годах.
Традиционные валенки, отличающиеся лишь размером да цветом.
Так валенки расшивают узором.
Перед вами — плод богатейшей фантазии мастера: например, валенки в виде часов и паровозика (фото внизу).

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки