БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЯНВАРЬ 2007 №12
В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «Economist», «New Scientist» и «The Week» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Max Planck Forschung» и «Der Spiegel» (Германия), «Engineering News-Record» и «Science News» (США), «La Recherche» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.
Светодиоды стали известны широкому потребителю в 70-х годах прошлого века, когда в продаже появились первые карманные калькуляторы и электронные наручные часы. Тогда они светили только красным светом и могли применяться лишь для индикации. Сейчас развитие этих миниатюрных светоизлучающих приборов дошло до того, что их начинают применять в уличных фонарях. Светодиоды экономичны (см. «Наука и жизнь» № 6, 2006 г.), долговечны, в отличие от применяемых сейчас уличных ламп, не содержат ртути, не боятся ударов и не взрываются.
Манчестерский университет (Англия) и фирма, основанная одним из его студентов, разрабатывают особо яркие светодиоды для уличного освещения. Они будут служить не менее 10 лет, после чего яркость уменьшится лишь на 30%, что позволит не менять лампу еще года два-три (человеческий глаз улавливает уменьшение яркости только вдвое). Экспериментальные фонари на светодиодах (см. фото) уже стоят на одной из улиц немецкого города Регенсбурга.
ПЕРВЫЙ СКИПЕТР
Историкам Рима давно известны изображения такого символа императорской власти, как скипетр. Его можно видеть на статуях, монетах, камеях, на различных изображениях правителей Римской империи. Но только недавно итальянские археологи под руководством Клементины Панеллы из университета «Ла Сапиенца» нашли неплохо сохранившийся скипетр под остатками дворца Нерона. Скипетр, изготовленный из железа и латуни, завершался шаром из непрозрачного стекла и был укреплен на деревянной рукоятке (см. фото). По-видимому, он принадлежал императору Максенцию, правившему с 307 по 312 год н.э. После свержения Максенция его сторонники, видимо, спрятали символ его власти под фундаментом дворца Нерона, чтобы скипетр не попал в руки врагов.
КУРЫ РАССКАЗЫВАЮТ О ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЯХ
Полинезийцы открыли Америку задолго до Колумба. Таков результат изучения полуистлевших куриных костей, найденных в остатках человеческого поселения на южном побережье Чили. Углеродное датирование показало, что кости относятся к 1321 —1407 годам, по меньшей мере за 85 лет до открытия Колумба. Анализ ДНК из костей показал, что куры были не европейских пород, а полинезийских. Наиболее близки к чилийским курам птицы с островов Пасхи, Тонга и Самоа. До сих пор считалось, что куры впервые были завезены в Америку испанскими поселенцами около 1500 года.
КОМПАС ГОЛУБЯ
Магнитная стрелка, помогающая голубю возвращаться в родной дом, находится в его клюве. Ее обнаружили исследователи из университета Франкфурта-на-Майне (Германия). В разветвленных отростках нейронов, расположенных по краю верхней половинки клюва голубя, найдены частицы магнитных окислов железа. Нервные волокна сплетены в сложную объемную сеть, что позволяет птице анализировать отдельно характеристики магнитного поля Земли по трем пространственным осям.
На рентгеновском снимке клюва голубя (см. фото) красными точками показано расположение окислов железа.
ТУННЕЛЬ ПОД ЯНЦЗЫ
К очередной всемирной выставке, которая должна открыться в Шанхае в 2010 году, под устьем Янцзы строится двойной автомобильный туннель длиной 9 километров и диаметром более 15 метров. Здесь работают два немецких проходческих щита диаметром по 15,43 метра — самые большие в мире. В сравнительно мягком грунте из речных отложений (ил, песок и глина) щиты проходят по 400 метров в месяц.
Бурное развитие дорожной сети в Китае потребовало прокладки множества туннелей. В 2006 году страна закупила у разных производителей, в основном немецких, более полусотни проходческих щитов.
КАК АНГЛИЯ СТАЛА ОСТРОВОМ
Полмиллиона лет назад Англия была связана с материком Европы широким известняковым «мостом» на том месте, где сейчас пролив Па-де-Кале. Как доказывают геологи из Имперского колледжа в Лондоне, 200—450 тысяч лет назад этот «мост» был разрушен колоссальным потоком воды. Такой вывод им позволила сделать новая карта дна пролива Ла-Манш, составленная с помощью эхолота высокого разрешения. Несколько месяцев через этот район протекал в древности поток мощностью миллион кубометров в секунду. Это прорвалась вода от таяния ледников, накопившаяся в огромном озере, которое находилось на месте теперешней южной части Северного моря. Озеро пополнялось водами впадавших в него рек, самые крупные из которых Рейн и Темза. Но, когда началось таяние ледников, подпиравших озеро с севера, известняковый хребет не выдержал. Прорвавшийся поток снес преграду и прорыл в морском дне желоба шириной до 10 километров и глубиной до 50 метров. С тех пор Англия стала островом.
РОБОТ-ПАУК
Французские и испанские инженеры создали прототип промышленного робота-манипулятора, отличающегося от обычных высокой скоростью и точностью перемещений. Дело в том, что у нового робота четыре руки и каждая движется отдельным электромотором. Все руки координированно управляются одним компьютером, выполняющим 10 тысяч вычислений в секунду. Информацию о положении рук и переносимого ими предмета он получает от видеокамеры. Робот способен с большой точностью перемещать в минуту до 240 деталей весом до двух килограммов.
Выпуск роботов новой системы намечается в США.
КОРАЛЛЫ РАЗДВИНУТ ГРАНИЦЫ ЯПОНИИ
Каменистые островки Окинотори, лежащие в 1700 километрах к югу от Токио, позволяют Японии удерживать за собой в этом районе двухсотмильную экономическую зону. В 200 морских милях от крайней точки своей суши любая приморская страна имеет право вести хозяйственную деятельность. Но поднимающийся из-за глобального потепления уровень океана может вскоре скрыть эти клочки суши под волнами, и тогда весь район перейдет во владение Китая. Чтобы избежать такой неприятной перспективы, японцы недавно «засеяли» берега островков Окинотори личинками кораллов. Когда кораллы вырастут, они образуют риф, который останется на месте островков, даже если сами эти скалы утонут.
ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЛЛАРЫ
Недавно по требованию мэра Нью-Йорка в этом городе проведена перепись деревьев. Оказалось, что в городе их почти 600 тысяч. Общая стоимость услуг, которые они оказывают городу, оценена в 122 миллиона долларов: 11 миллионов деревья зарабатывают, фильтруя загрязнения воздуха, 28 миллионов — затеняя летом дома и уменьшая необходимость в работе кондиционеров, 36 миллионов деревья экономят городу, впитывая часть дождевой воды и уменьшая этим нагрузку на канализацию, и в 47 миллионов оценивается «эстетическая» стоимость зеленых насаждений, украшающих город. Общая стоимость городских древесных насаждений США по тому же методу оценивается в 14,3 миллиарда долларов.
Некоторые из зеленых насаждений, украшающих города США, являются сугубо временными. Так, на лето в Чикаго высаживают на газоны в центре города бананы (см. фото), а осенью их убирают в теплицу.
КИПАРИСЫ ПОД ПЕСКОМ
У венгерского городка Бюккабрань на северо-востоке страны, где открытым способом добывают бурый уголь, экскаваторы вскрыли стволы кипарисов, которые росли здесь около восьми миллионов лет назад. Сильнейшая песчаная буря внезапно засыпала лес слоем песка толщиной шесть метров. Но за прошедшие миллионы лет 16 деревьев не превратились ни в уголь, ни в камень, стволы сохранили структуру древесины. Остались, правда, только пни толщиной два-три метра и высотой около шести метров. При жизни высота кипарисов составляла 30—40 метров, а их возраст в момент гибели оценивают примерно в 300—400 лет.
Оказавшись на воздухе, древесина стала хрупкой, поэтому доступ к месту находки закрыт для всех, кроме ученых. Они надеются найти способ укрепить ткани деревьев и по годовым кольцам узнать, каков был климат в этой части Европы восемь миллионов лет назад.
ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ В САМОЛЕТЕ
Как обнаружили австралийские исследователи из университета Нового Южного Уэльса, выхлопные газы самолетных двигателей могут проникать в салон авиалайнера. Дело в том, что у многих самолетов нормальное давление воздуха в кабине поддерживается нагнетающей крыльчаткой, которая вращается от вала турбины двигателя и сжимает разреженный воздух больших высот, чтобы пилоты и пассажиры могли дышать. Если уплотнители между турбиной и насосом не герметичны, в кабину может попасть какая-то часть газов, возникающих при работе турбореактивного двигателя. Особенно опасно это для пилотов, которые проводят в рейсах больше времени, чем самый часто летающий пассажир. Обследование 250 пилотов показало, что 85% из них замечали неприятный запах в кабине, 57% плохо себя чувствовали из-за этого, а 8% даже были вынуждены оставить службу из-за хронического отравления.
МИКРООРИГАМИ
Группа французских ученых из Высшей школы промышленной физики и химии провела любопытные опыты. На плоские геометрические фигуры, вырезанные из тонкой (40—80 микрометров) пленки полидиметилсилоксана, помещают каплю воды объемом от 1 до 80 микролитров. Сила поверхностного натяжения сворачивает пленку вокруг капельки, образуя объемную фигуру (см. фото), вид которой зависит от формы кусочка пленки. Можно получить пирамиду, куб, тетраэдр, сферу... Когда вода высыхает, фигура остается сложенной.
Этот трюк может найти применение при изготовлении наномеханизмов.
КАТАЛИЗАТОР ИЗ ВУЛКАНА
Немецкие ученые разработали новый метод получения углеродных нанотрубок и нановолокон с использованием в качестве катализатора застывшей лавы из вулкана Этна. Лаву размололи в тонкий порошок, нагрели его до 700 градусов Цельсия и пропустили над порошком смесь водорода с этиленом. На частицах лавы отложились крошечные трубочки и волокна из упорядоченных атомов углерода. Этот способ получения нанотехнологических материалов дешевле и проще других.
Читайте в любое время