О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БАНКНОТА
Кандидат исторических наук С. САВЧЕНКО, заведующий отделом современной истории Хабаровского краеведческого музея им. Н. И. Гродекова.
«ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО» ТРАНССИБИРСкОЙ МАГИСТРАЛИ
Первые изыскания на месте будущего железнодорожного моста через Амур у города Хабаровска начались еще в 1895 году, а в 1906 году после десятилетнего перерыва были продолжены. Задача связать воедино транссибирскую магистраль была очень трудной: Амур здесь разливается почти на 3 км и, несмотря на большую глубину (до 14 м), отличается быстрым течением.
Из нескольких проектов моста и проекта туннеля под Амуром был выбран вариант выдающихся российских инженеров Лавра Дмитриевича Проскурякова, создателя моста через Енисей в районе Красноярска, и будущего академика Григория Петровича Передерия. Они предложили построить мост с 18 пролетами общей высотой 45,75 м и длиной 127 м каждый. Вместе с 200-метровой левобережной эстакадой длина моста составила 2,6 км, или, как было написано в проекте: «отверстием 1141,41 саж., общей длиной 1217,81 саж.». Кстати, спроектированная Г. П. Передерием эстакада стала первым железобетонным сооружением на азиатском континенте.
Закладка моста, которому предложили присвоить имя наследника цесаревича Алексея Николаевича, состоялась 12 августа (30 июля) 1913 года. Планировали построить его за 26 месяцев и сдать в эксплуатацию в октябре 1915 года. Руководил работами инженер путей сообщения Б.И. Хлебников.
Металлические фермы для моста изготовляли в Варшаве на заводе акционерного общества «К. Рудзский и Ко». В разобранном виде их доставляли в Одессу, оттуда — морем во Владивосток, а затем — по железной дороге в Хабаровск и здесь, на месте, собирали. Гранит для опор добывали в карьерах недалеко от Хабаровска.
Через год после начала строительства разразилась Первая мировая война. Осенью 1914 года немецкий крейсер потопил в Индийском океане пароход с двумя последними фермами. Новые пришлось заказывать в Канаде.
Все это не могло не сказаться на сроках работ, и строительство растянулось еще на год. Мост, на сооружение которого было потрачено 13,5 млн руб. (в современных ценах 1 млрд руб.), был введен в эксплуатацию 5 (18) октября 1916 года.
Во время Гражданской войны Дальний Восток заняли японские интервенты. Чтобы не дать им переправиться на левый берег Амура, 5 апреля 1920 года партизаны взорвали две фермы моста.
Мост не работал пять лет. Все это время грузы через Амур перевозились зимой по ледовой переправе, а с весны по осень — на баржах и паромах.
Работы по восстановлению Амурского моста начались в ноябре 1922 года, сразу же после окончания Гражданской войны. За организацию работ отвечало управление Уссурийской железной дороги. К марту 1924 года во Владивостоке на Дальзаводе была собрана ферма № 13, а в марте 1925 года — ферма № 12. Восстановленный Амурский мост сдали в эксплуатацию 22 марта 1925 года.
В 1980-х годах мост, построенный в начале ХХ века, оставался единственным однопутным отрезком на всём протяжении магистрали от Москвы до Владивостока и уже не мог справляться с возросшим объёмом перевозок. Мало того, в связи с ветхостью пролётных строений скорость движения поездов по мосту пришлось ограничить до 40 км/ч.
Над проектом реконструкции Амурского моста работали специалисты трех институтов: хабаровского «Дальгипротранса», ленинградского «Трансмоста» и московского «Гипростроймоста». По замыслу инженеров мост должен был стать двухъярусным: на нижнем ярусе предполагалось разместить две железнодорожные колеи, а на верхнем проложить четырехполосную автомобильную дорогу.
Реконструкция началась в 1992 году силами акционерного общества «Дальмостострой». Из-за сложной экономической ситуации работы пришлось проводить в две очереди.
С опор моста со стороны течения сняли гранитную облицовку, расширили их и проложили одноколейный рельсовый путь и двухполосное шоссе. Поезда начали ходить по новому пути с июля 1998 года, а автомобильное движение открыли в октябре 1999 года. Общая стоимость строительства составила около 800 млн долларов.
Сейчас, после разборки старых пролетных строений, ведутся работы по строительству второй очереди. Их планируется завершить к лету 2008 года, а полностью пустить мост в эксплуатацию - в 2009 году.
ПАМЯТНИк, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЛИ ДВАЖДЫ
В 1891 году в Хабаровске поставили памятник выдающемуся государственному деятелю России Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому (1809—1881). Генерал Муравьев с 1847 по 1861 год был губернатором Восточной Сибири. На этой должности он проявил себя отменным организатором и искусным дипломатом. В 1858 году ему удалось заключить Айгунский договор, по которому Китай вернул России огромные территории, потерянные еще в 1689 году. Благодаря энергии Н. Н. Муравьева на Дальнем Востоке были заложены военные поселения Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск, ставшие впоследствии крупными городами.
Автором памятника Муравьеву был А. М. Опекушин, известный памятником А. С. Пушкину в Москве. Пятиметровая бронзовая скульптура создавалась в Санкт-Петербурге. После отливки ее разделили на части, погрузили в ящики и отправили в Одессу, а оттуда — на пароходе во Владивосток. В Хабаровск детали статуи везли на подводах.
Для постамента пришлось искать местный материал. После долгих поисков обнаружили подходящее месторождение светло-серого минерала — сиенита. Из него вырубили пьедестал высотой более 11 метров. Памятник открыли 30 (17) мая 1891 года.
На высоком берегу над Амуром он простоял три с половиной десятка лет, но в 1925 году памятник «царскому генералу» по приказу Дальневосточного ревкома уничтожили.
Лишь в ноябре 1991 года по модели, хранившейся в Русском музее в Ленинграде, Л. В. Аристовым была изготовлена новая скульптура, и в апреле следующего года контейнеры с ее элементами прибыли в Хабаровск. Во второй раз памятник открыли 30 мая 1992 года.
Читайте в любое время