ПУТЬ КОЛЕСА
С. ТРАНКОВСКИЙ.
Несколько тысяч лет назад безвестный гений понял: катить круглое удобнее, чем тащить плоское. Был он, конечно, не один — в разных странах люди сообразили, что под тяжёлый груз, который перемещали волоком, есть смысл подкладывать куски ровных древесных стволов. Эти катки стали прообразом колёс. Однако настоящее колесо, по-видимому, изобрели египтяне. Это они в XV или XIV веке до нашей эры вначале просто насадили каток на неподвижную ось, затем стали делать составные колёса из досок, скреплённых гвоздями. Примерно к пятому тысячелетию до нашей эры египетское колесо приобрело знакомую нам конструкцию — тонкий обод, прикреплённый к ступице системой деревянных спиц. Именно такие колёса для повозок и колесниц были найдены в гробнице Тутанхамона.
Книгу «35 столетий в истории колёс» (Днепропетровск: Арт-пресс, 2006) написал лауреат Государственной премии Михаил Юльевич Шифрин, авторитетный специалист в области производства вагонных колёс. Из книги читатель узнает много интересного. Например, знаменитые наёмные экипажи, существовавшие во Франции ещё в 1930-х годах, своим названием «фиакр» обязаны хозяину парижской гостиницы «Святой Фиакр». В начале XVII века он построил несколько наёмных двухместных экипажей с закрытой кабиной и снабдил их изображением святого. Его имя сразу стало нарицательным.
Уж на что, казалось бы, неприятен скрип несмазанных колёс — этот звук даже стал нарицательным. А вот в Коста-Рике колёса издают не скрип, а музыкальные звуки. Секрет «поющих колёс» кроется в особом сорте дерева и в артистическом мастерстве плотников, которое зародилось много столетий назад и с тех пор передаётся от отца к сыну.
Примеры из книги можно продолжить, но лучше прочитать её и узнать много интересного о непростой истории возникновения и совершенствования привычных всем колёс.
Читайте в любое время