А МЫ САМИ СОСТАВИЛИ КРОССЕНС...
Н. АНАШИНА, методист Центра внешкольной работы (Москва).
Журнал «Наука и жизнь» всегда служит источником самых интересных и разнообразных Жсведений. Когда я готовила со школьниками программы для игр «Что, где, когда?», нам даже удавалось сделать подборки исключительно по статьям, опубликованным в журнале (см. «Наука и жизнь» № 11, 2004 г.; № 2, 2006 г.).
Не так давно вы порадовали читателей новым изобретением постоянного автора Сергея Феди-на — «кроссенсами». Такого рода заданий не было до сих пор нигде. Это ваше, что называется, ноу-хау. Моим подопечным решать эти задания — изображения в таблице (3x3), связанные ассоциативными рядами, — было особенно интересно. Дело в том, что я много лет назад разработала игру, которую так и назвала «ассоциации». Быть может, психологи использовали нечто подобное для своих целей. Но я «изобрела велосипед» вполне самостоятельно.
Суть игры состоит в том, что дети получают две-три карточки с рисунками каких-либо предметов (наподобие карточек лото). И каждый участник по очереди придумывает несколько фраз, в которых обязательно используется нарисованный предмет. Эти фразы должны связать два предмета единым смысловым рядом, по ассоциации.
В психологии ассоциациями называют связь между двумя или более психическими образованиями — смыслообразами, при помощи которых человек «думает». Ассоциативные связки — пересечения — и дают возможность переходить от одной мысли к другой, вспоминать способом «кстати, о птичках» и вообще извлекать из памяти нечто нужное в данный момент. Даже если на первый взгляд эта связь не видна и кажется, что «мысли скачут хаотично», при более внимательном анализе можно проследить глубинную связь между «обрывками» мыслей.
Ассоциации — это удочка, крючок, которым мы можем выловить из памяти то, что, казалось бы, давно забыто. Писательница Александра Маринина даже ввела персонаж — детектива, который обладает замечательной способностью заставлять свидетелей вспоминать то, что произошло давным-давно. Он добивается этого путём «развёртывания» ассоциативной цепочки.
«Вспомните, что ещё произошло в тот день? (Это мог быть чей-то день рождения, спрашиваемый мог стать свидетелем уличного происшествия, у него болел зуб, остановил «гаишник», пришла в гости добрая знакомая, ему подарили цветы и т.д.) Что вы надевали в тот день? А на нём (о ком мы вспоминаем)? — На мне, кажется, был сарафан... А на нём... на нём, ах, да, на нём серые брюки с мятыми стрелками, а на них какое-то жирное пятно, я, помню, обратила внимание и ещё подумала: «Не следит за ним жена».. .И так далее. Вот это « я ещё подумала» — важная ассоциативная связка, которая помогла вспомнить деталь внешности случайного, однажды встреченного человека. Чем больше таких связок, тем легче извлечь из памяти нужную информацию. А количество связок, конечно, зависит от «количества знаний». Самое интересное, что смыслом любое новое понятие наполняется тогда, когда возникают связи с другими, уже известными смыслами: по форме, цвету, запаху, а также где это увидено, в какой ситуации и т.д. Самая наглядная модель ассоциативной памяти — сеть, паутина, где главное — нити, а сами понятия — ячейки.
Когда я предлагаю игры на ассоциации, детям легче сочинить рассказ, импровизируя на ходу. Довольно быстро они начинают придумывать сказки, короткие рассказики на заранее заданную тему: лето в деревне, поездка с родителями в отпуск, игры на дворовой площадке и т.д.
Такого рода игры — хороший способ тренировки памяти. И когда хочется понять, на каком уровне находится ребёнок, это задание помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать. Поэтому игру «ассоциации» я провожу на первом занятии, на котором по желанию присутствуют и родители.
Разгадыванием кроссенсов из «Науки и жизни» увлеклись все дети, независимо от возраста, что называется, от семи до семнадцати. Сначала мы просто работали с теми заданиями, что нам предоставил журнал, скачав их из электронной версии (см. «Наука и жизнь» №№ 5, 6, 8, 11, 2004 г.). Но... как всякое вкусное лакомство, готовые кроссенсы очень быстро закончились. И тогда мы решили попробовать своими силами сочинить такие же. Освоить обратный ход. Кто-то называл какой-либо предмет, это слово записывалось в левую верхнюю клетку таблицы 3x3, а потом мы начинали искать «ассоциацию», двигаясь «по кругу». Самый сложный момент наступал, когда игроки добирались до центра таблицы, где необходимо было найти такое слово, которое обеспечивало бы четыре ассоциативные связи! Приходилось возвращаться, что-то корректировать, заменять, переставлять... Но ведь это и есть умственная работа, ради которой ведутся наши занятия-игры!
Следующий сложный этап: сформулировать и записать ответы для каждой ассоциативной связки. А это, как оказалось, труд непростой, и не только для детей и подростков. Попробуйте сами, и вы поймёте. Потом дети — творческие натуры — предложили создавать кроссенсы на заранее заданную тему: из истории, физики, биологии, техники и т.д. Думаю, что они на этом не остановятся и какие-то новые варианты появятся в ближайшем будущем.
А пока... Пока предлагаем читателям журнала решить кроссенс, составленный ребятами, обучающимися в обычных общеобразовательных московских школах.
КРОССЕНС «Эрудит»
Задача: найти ассоциативные связи между соседними, то есть имеющими общие стороны, картинками по горизонтали и вертикали (1—2, 1—4, 2—3, 2—5 и т. д.).
Присылайте решение. Наш почтовый адрес: 101990, Москва, Центр, ул. Мясницкая, д. 24; электронный: mail@nkj.ru.
(Ответы в следующем номере.)
Читайте в любое время