Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СОБРАНИЕ, ЗАВЕЩАННОЕ ПОТОМКАМ

Н. ПОЛУНИНА, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея.

В одной из статей о Москве упоминалась Солдатенковская больница, названная в честь ее основателя - купца Солдатенкова. По семейному преданию, купцы Солдатенковы, выходцы из Тверской губернии, - наши родственники. До сих пор в Тверской области живет мой дядя Солдатенков Василий Иванович. Мне хотелось бы, если это возможно, поподробнее узнать о деятельности купца Козьмы Терентьевича Солдатенкова.

Илл. 1. Коллекция Солдатенкова находилась в этом особняке (ул. Мясницкая, 37).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Илл. 2. По духовному завещанию Козьмы Терентьевича Солдатенкова на его деньги построена в 1908-1911 годах городская больница для бедных "без различия званий, сословий и религий".

А. ГОЛУБОВ (г. Тверь).

Купец и предприниматель, издатель, меценат и благотворитель Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) оставил о себе добрую память. Он занимался торговлей, был акционером компаний по строительству железных дорог, пайщиком Цинделевской, Даниловской, Кренгольмской мануфактур, Трехгорного пивоваренного товарищества, Московского учетного банка, Московского страхового от огня общества. Обладатель крупного состояния, оценивавшегося примерно в 8 млн рублей, Солдатенков значительные средства выделял на благотворительные цели.

В 1866-м он основал так называемую Солдатенковскую богадельню ("Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатенкова в память 19 февраля 1861 года"), рассчитанную на сто постоянных жителей Москвы и заезжих "всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей". Для богадельни было выделено двухэтажное кирпичное здание (Мещанская улица, 15), капитал в 15 тыс. рублей и ежегодное дополнительное финансирование. В 1870-1882 годах Солдатенков передал средства Московскому купеческому обществу на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. В 1889 году Козьма Терентьевич внес деньги в Московское городское общественное управление на призрение душевнобольных, в 1900-м - на постройку богадельни Яузского попечительства о бедных.

"Солдатенков, - вспоминал близко знавший его артист театра М. С. Щепкин, - родился и вырос в очень грубой и невежественной среде Рогожской окраины Москвы, не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в "мальчиках" за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах". В зрелом возрасте в 1853-1854 годах вместе с известным исследователем русского быта И. Е. Забелиным прослушал краткий курс западной литературы Т. Н. Грановского.

Всю жизнь стремившийся к знаниям, которые в его представлении были неотделимы от книг, Козьма Терентьевич много сил и средств отдавал издательской деятельности: выпускал популярную и научную литературу; сочинения крупнейших писателей, поэтов и ученых того времени.

Солдатенков стал коллекционировать живопись. Считается, что первой приобретенной им картиной была "Вирсавия" К. Брюллова, купленная у автора в 1852 году. После смерти отца Солдатенков становится владельцем крупного состояния, значительную часть которого тратит на приобретение произведений искусства и на благотворительность. Во время заграничной поездки (1852) начинающий коллекционер близко познакомился с русской художественной колонией в Риме и приступил к созданию русской картинной галереи.

Он часто советовался с художниками и опытными коллекционерами, особенно внимательно прислушивался к суждениям А. А. Иванова, с которым познакомился в Риме, и приобрел у прославленного мастера несколько произведений. В собрание Солдатенкова входили картины многих русских авторов: "Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль" В. А. Тропинина, "Завтрак аристократа" П. А. Федотова, "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" и "Проводы покойника" В. Г. Перова, "Весна - большая вода" И. И. Левитана и другие. Все эти картины сейчас украшают Третьяковскую галерею.

Приобретал Козьма Терентьевич и скульптуры отечественных мастеров: "Крестьянские дети" и "Погорелец" М. А. Чижова, "Христос и Мефистофель" М. М. Антокольского, "Дети" Н. А. Лаверецкого, бюсты русских писателей - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, выполненные Н. А. Рамазановым. У него находилась и повторенная в серебре скульптур а М. М. Антокольского "Иван Грозный" работы Гальярди.

Высокими художественными достоинствами отличалось собрание икон. Особенно много было икон строгановской школы, к примеру подписная работа Никифора Савина конца XVI века "Погребение Иоанна Богослова". К числу ценнейших относилась подписная работа конца XVI века мастера Истомы Савина "Неделя шестая о слепом". Жемчужиной собрания стал рублевский "Спас", приобретенный коллекционером в Саввино-Сторожевском монастыре. Как и большинство старообрядцев, Солдатенков не выставлял иконы напоказ и не размещал их среди картин. Они находились в домашней молельне.

"Но есть еще весьма интересный уголок дома, особенно для любителей византийского искусства, - отмечал писатель П. Д. Боборыкин. - Это - домашняя молельня, помещающаяся у площадки, откуда идет лестница в мезонин. Единственное окно, все в цветных стеклах, оставляет молельню в полутьме. Сводчатый потолок и стены расписаны в старом византийском стиле. Одна из икон - Божия Матерь - вывезена хозяином из Италии, где куплена у антиквария за очень дешевую цену. Эта молельня, с характером "древнего благочестия", составляет своеобразный контраст с остальными комнатами, где западное и русское искусство чередуются в ярких образцах. Только она и говорит, собственно, про коренную старую Москву с ее древними религиозными идеями; все же остальное - Европа и европейско-русское искусство, начиная с фасада дома, с его греческими линиями и размерами".

Коллекция Солдатенкова считалась одной из художественных достопримечательностей Москвы.

Козьма Терентьевич умер в Кунцеве, под Москвой, похоронен на Рогожском кладбище.

Собрание икон было завещано Покровскому собору Рогожского кладбища, остальная часть коллекции отошла Румянцевскому музею. Здесь она располагалась в именных солдатенковских залах. После расформирования музея картины переданы в Третьяковскую галерею и в Русский музей, книги - в Румянцевскую библиотеку (ныне Российская государственная библиотека).

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. "В половине пятидесятых годов, - отмечал П. Д. Боборыкин, - куплен был им дом у старой дворянской фамилии, на Мясницкой, и талантом тогда уже известного молодого архитектора Резанова превращен в чрезвычайно благообразное снаружи здание в греческом стиле, с большим мезонином. Этот дом и снаружи, и внутри был так отделан, что напрашивался на то, чтобы в нем приютились произведения искусства".

Илл. 2. Больницу назвали Солдатенковской; с 1920 года - Городская клиническая больница имени С. П. Боткина. В 1990 году на территории больницы сооружен памятник К. Т. Солдатенкову работы скульптора В. Н. Малышкина.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки