КЫЗЫЛАГАЧ - ПТИЧЬЕ ПРИСТАНИЩЕ
Доктор биологических наук В. БАБЕНКО. Фото И. КОНСТАНТИНОВА.
Кызылагачский заповедник, расположенный на юге Азербайджана, в Ленкоранской низменности, знаменит тем, что там находится крупнейшая в Европе зимовка водоплавающих и околоводных птиц. Во времена Советского Союза заповедник был самым популярным местом зимней полевой практики студентов-биологов.
В заповеднике ежегодно зимует огромное число водоплавающих и околоводных птиц: лысух - до 3 миллионов, речных уток - до 4 миллионов, нырковых уток - до 900 тысяч, лебедей (большая часть из них - шипуны) - до 6,5 тысячи, гусей (серых, белолобых, пискулек и самых красивых - краснозобых казарок) - до 70 тысяч, несколько тысяч фламинго.
Судьба Кызылагачского заповедника непростая. В 1926 году акватория Большого и части Малого Кызылагачских заливов, а также участки суши, прилегающие к этим районам, были объявлены заказником, а в 1929 году - заповедником. Но реального хозяина у заповедника не было. Кроме того, в 1929-1939 годах, после падения уровня Каспия, значительные площади заповедника высохли и были переданы совхозам и распаханы. В 1951 году площадь заповедника сократили вдвое, а в 1961 году от него отрезали еще 4600 га. В настоящее время его площадь составляет 88 360 га. Но и в таком урезанном виде заповедник в 1975 году включен в число угодий, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих и околоводных птиц.
Пейзажи Кызылагачского заповедника довольно однообразны - ведь он расположен на приморской низменности, плоской равнине с разницей высот всего 4,5 м. Берега заливов заняты тростником, на равнинах встречаются злаки, заросли ежевики, на солончаках растут галофиты (растения-"солелю бы") - солерос, солянка, бескильница, сведа, на мелководьях - зостера, руппия, рдесты.
Хотя в заповеднике и летом обитает масса птиц, он создан для того, чтобы охранять и изучать колоссальные скопления зимующих пернатых.
Мелководные, не замерзающие зимой заливы Каспия испещрены стаями тявкающих лысух и крякающих уток, среди которых белыми облаками плавают лебеди и пеликаны, бродят розовые стаи фламинго, а у самых берегов одиноко стоят белые цапли. Заросшие тростниками каналы были буквально набиты камышницами, пастушками, султанскими курицами, выпями и кваквами.
Одна из зимних визитных карточек заповедника - лысуха. Русское название этой черной птицы - как бы "говорящее": у нее на голове действительно видна "лысина" - белая кожистая бляшка. Плавая, лысуха забавно покачивает головой в такт движению корпуса. В случае опасности птица бежит по воде, размахивая крыльями. Ныряет лысуха вертикально вниз, скрываясь под водой после небольшого прыжка. И с суши и с воды птица взлетает тяжело, с разбега, а с воды, кроме того, всегда против ветра. В полете роль руля выполняют вытянутые назад ноги. Лысухи питаются в основном проростками, корневищами и семенами водных и околоводных растений. Корм лысухи добывают разными способами: склевывают его с поверхности воды или ныряют, чтобы добраться до подводных частей растений; могут также подпрыгивать вверх, чтобы схватить семена растений, склонившихся над водой.
В Кызылагачском заповеднике обитает и родственница лысухи - султанская курица, очень красивый и редкий, внесенный в Красную книгу представитель подотряда пастушковых. Зимой их увидеть гораздо легче, чем летом. Иногда они группами кормятся на пригорках у тростников. Шея и часть груди султанки - голубовато-зеленоватые, брюхо и спина - фиолетовые, лапы и клюв - красные. Эти красивые, броские птицы на разных языках называются королевскими, императорскими, султанскими. Султанка - птица южного происхождения и сильно страдает в морозные снежные зимы. Случается, в это время гибнет до 90% всех птиц.
Зимним вечером над степными и полупустынными угодьями Кызылагачского заповедника слышен несмолкаемый гогот тысячных стай гусей. Если повезет, можно уловить и другой звук, легкий, похожий на посвист вертолетного винта. Это пролетает стая стрепетов, родственников султанской курицы и лысухи по отряду журавлеобразных. Кызылагачский заповедник - одно из немногих мест, где стрепеты собираются на зимовку, образуя сотенные стаи. На земле стрепетов приметить трудно: они окрашены под цвет песка и жухлой травы. Но иногда, когда неподалеку взлетает тысячная стая, кажется, что неожиданно разыгралась жестокая февральская метель - так бело становится вокруг от мелькающих крыльев.
Хорош Кызылагачский заповедник зимой, но и летом там есть на что посмотреть. Самое интересное место - прибрежные заросли тамарикса. На сухих равнинах заповедника этот кустарник редко превышает 1,5 м, а на берегу высота его достигает 3,5-4 м.
В тамариксовых зарослях находятся огромные колонии веслоногих и голенастых птиц - здесь гнездятся около 60 тысяч птичьих пар. Колонии представляют собой живописное зрелище. Чернеют сидящие "столбиками" бакланы. Виднеются цапли: чисто-белые и с желтыми лапами - малые белые цапли; белые, но с желтым верхом головы и желтой спиной - египетские цапли; полностью желтые (только крылья белого цвета) так и называются желтыми цаплями.
В колонии шумно, как на базаре: хрипло каркают бакланы (недаром их называют морскими воронами), на разные лады кричат голенастые птицы: "орк-орк" - малые белые цапли, "курр"- египетские цапли, "карр" - желтые цапли.
Все кусты тамарикса - в птичьих гнездах. Гнезда бакланов - большие, массивные. А гнезда цапель представляют собой конусовидное сооружение, которое настолько неряшливо сделано, что находящиеся в нем яйца видны и снизу и с боков.
Жизнь в колонии отнюдь не мирная: соседи постоянно ссорятся и воруют друг у друга из гнезд веточки, чтобы укрепить собственное жилище. Удивительно, как в этой сумятице родители находят своих птенцов. У цапель полуоперившиеся, не умеющие летать птенцы вылезают из гнезд и путешествуют по соседним ветвям. Иногда они падают вниз, но, цепляясь лапами за ветки и помогая себе крыльями, забираются обратно - поближе к гнезду, куда обязательно прилетят родители с кормом.
Цапли разных видов отличаются друг от друга не только по внешнему облику, но и по поведению. Малые белые цапли охотятся не мелководных участках. Орнитологи считают, что своими ярко-желтыми лапами эти цапли вспугивают мелкую рыбешку и та становится легкой добычей пернатых рыболовов. Кормятся они также мелкими насекомыми, которых собирают не только в воде, но и на суше. Насекомыми на лугах питаются египетские и желтые цапли (прихватывая и лягушек), причем египетские цапли иногда охотятся большими скоплениями - до 300 птиц.
У белых цапель на спине есть чрезвычайно красивые нежные перья, которые получили особое название - "эгретки". Эти перья в свое время использовали для украшения женских шляпок, и на несчастных цапель велась интенсивная охота. К счастью, мода на эгретки прошла, и цапель оставили в покое.
Среди светлых цапель выделяются темными пятнами каравайки. У них красновато-бурое оперение с зеленоватым металлическим отливом и характерный для всех представителей семейства ибисовых облик: длинные ноги и шея, вытянутый, загнутый вниз клюв.
Большие бакланы хорошо заметны в колониях своим угольно-черным оперением и массивными гнездами. Бакланы - прекрасные рыболовы. Они превосходно плавают и ныряют и способны оставаться под водой более минуты, погружаясь на глубину до 25 м. Под водой птицы гребут лапами с широкими перепонками. Однако для маневров используют и крылья. Парадокс заключается в том, что у этих водных птиц, прекрасных пловцов и ныряльщиков, перья намокают! Поэтому бакланы вынуждены после рыбалки сушить оперение, сидя на прибрежных камнях или деревьях и помахивая полураскрытыми крыльями.
В Кызылагачском заповеднике бакланы охотятся как в одиночку, так и крупными стаями, иногда совместно с пеликанами. Такая коллективная охота обычно происходит на мелководьях. Здесь птицы, выстроившись цепью или кругом, шумно гоняют рыбу. Родители бакланы выкармливают птенцов отрыгиваемой рыбой. Они прилетают с добычей к гнезду 2-5 раз в день. На место ловли рыбы (оно может располагаться за несколько километров от колонии) бакланы вылетают рано утром - около 5-7 часов, а возвращаются через 1,5-2 часа.
Наверное, большой баклан - единственный вид птиц, который использует человек для рыбной ловли. В странах Юго-Восточной Азии и Китае бакланов держат в полудомашних условиях. Решивший порыбачить хозяин выезжает на лодке на озеро или на речную заводь и пускает туда на длинном поводке проголодавшегося баклана. А чтобы птица не съела рыбу, ей на шею надевает ошейник, мешающий проглатывать добычу. Рыба остается в зобу у баклана, хозяин подтягивает птицу к лодке, отбирает добычу и снова отправляет своего помощника на рыбалку.
Еще одна пернатая достопримечательность Кызылагачского заповедника - фламинго. Гнездование представителей этого вида птиц на территории заповедника - целое событие. Такое случалось, в частности, в 1982 и 1983 годах, когда гнездились около 200 пар фламинго.
Наиболее примечательная деталь во внешности фламинго - клюв. Он кажется непропорционально большим и уродливым для таких изящных и грациозных птиц. Клюв массивный и приблизительно посередине перегнут почти перпендикулярно вниз.
Обитают эти стройные длинноногие птицы на мелководье соленых озер, лагун и морских побережий. Гнездо представляет собой столбообразную постройку, на вершине которой самка откладывает яйца.
Птицы погружают голову в воду иногда по самые плечи. При таком положении надклювье оказывается внизу, а подклювье - вверху. Края верхней и нижней челюстей несут мелкие роговые пластинки и зубчики. Подобные пластинки имеются и по краям большого мясистого языка. Вместе они образуют цедильный аппарат. Пищей фламинго служат различные водные беспозвоночные, в основном ракообразные.
Конечно же в заповеднике и в летний период встречается большое число представителей отряда гусеобразных. Самые нарядные из них - лебеди.
Лебедь-шипун - крупная (больше гуся) птица. Шея у него длинная и тонкая, а крылья длинные и очень широкие. Оперение птиц чисто-белое, у молодых птиц - буровато-серое. Лапы черные. У взрослых птиц клюв красный, на надклювье черный нарост ("шишка"), который у самца значитель но массивнее, чем у самки.
Именно лебедь-шипун, плавая, изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит под наклоном к воде, при этом крылья несколько приподняты. Похож на огромный белый цветок. Не зря именно лебедь-шипун в Англии считается королевской птицей. Однако совершенство в природе встречается редко, и у этого лебедя есть один изъян - его голос. Он, к сожалению, совсем не мелодичный, а наоборот - низкий, хриплый и слегка дребезжащий. Чаще всего голоса лебедей слышатся в брачную пору, причем в это время самец издает звуки "кгиюрр", а самка "киорр". Будучи раздраженной, птица издает характерный шипящий звук, из-за которого этот вид лебедя и получил свое название.
Заповедник может похвастаться и очень редкими, занесенными в Красную книгу утками. Одна из них - мраморный чирок, названный так из-за своей беловатой с сероватыми разводами окраски оперения.
Еще один редкий вид - утка-савка. Ее можно сразу узнать по характерной посадке на воде: она держит хвост вертикально вверх. В спокойном плавании птица сидит на воде довольно высоко, но, испугавшись, погружается так, что спина скрывается под водой и на поверхности остаются торчать только голова и хвост.
Ноги у савок отнесены далеко назад, поэтому птицы ходят с большим трудом, почти никогда не выбираются на сушу. Летает савка тоже неохотно и плохо. Взлетает исключительно с воды и может сесть только на воду.
Савка устраивает плавучее гнездо среди зарослей тростников. Существует предположение, что кладку утка обогревает только первое время. Затем эмбрионы получают способность самостоятельно регулировать температуру, обеспечивая свое развитие. Известны случаи, когда взятые из гнезд яйца савки без всякого дополнительного подогрева развивались до вылупления птенцов в комнатных условиях.
Большое число гнездящихся в колониях пернатых привлекает хищников. Самый многочисленный среди них _ болотный, или камышовый, лунь. Этот хищник охотится на уток, лысух и на птенцов цапель. Гнездо болотные луни устраивают в заломах тростника.
Кызылагачский заповедник - крупный научный центр, где помимо охраны природы проводится и исследовательская работа. Орнитологи ежегодно кольцуют птиц, чтобы выяснить пути их миграции, а также получить данные о продолжительности жизни тех или иных птиц и о том, сколько выросших птенцов на следующий год прилетит в колонию, где они появились на свет.
Хотя Кызылагачский заповедник создавался специально в целях охраны водоплавающих и околоводных птиц, он может похвастаться и обилием млекопитающих. Здесь встречаются заяц-русак, кабан, барсук, каспийский тюлень, волк шакал, лисица, камышовый кот, выдра.
Читайте в любое время