ЭТЮДНЫЕ КВАРТЕТЫ

Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

Шахматные этюды любят решать все — и гроссмейстеры и любители. Особой популярностью пользуются миниатюры — в них число фигур не превышает семи. В этюдах-малютках на доске всего пять фигур, а минимальное число фигур, позволяющих создать достойное шахматное произведение, — четыре. Такие этюды мы называем квартетами. Предлагаемые позиции, несмотря на их внешнюю простоту и ограниченность средств, как правило, содержат тонкий замысел и отличаются остроумным решением. Всего в нашей коллекции собрано пять десятков квартетов. В них представлены все возможные сочетания четырёх фигур.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл.4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 12.
Илл. 13.
Илл. 14.
Илл. 15.
Илл. 16.

Пешка против пешки

Взгляните на первую диаграмму. Этот этюд поражает каждого, кто знакомится с ним впервые. Придумал его выдающийся чешский гроссмейстер и шахматный композитор Рихард Рети. Испытанное выражение «Всё гениальное просто» как нельзя лучше подходит к этому уникальному творению.

Р. Рети, 1921

(Иллюстрация 1)

Ничья

В реальность задания невозможно поверить. Чёрный король находится в двух шагах от неприятельской пешки, а его собственная пешка как будто неудержимо мчится вперёд. И всё же белые догоняют её! Разумеется, если король изберёт прямолинейный маршрут: 1. Крh7 h4 2. Крh6 h3 и т. д., толку будет мало. Но он совершает неожиданный и парадоксальный манёвр.

1. Крg7! h4 2. Крf6! Крb6. После 2...h3 3. Кре7 h2 4. с7 Крb7 5. Крd7 пешки становятся ферзями одновременно.

3. Кре5! Кр:с6. Вновь 3...h3 4. Крd6 h2 5. c7 Крb7 6. Крd7 ведёт к появлению на доске двух ферзей.

4. Крf4 h3 5. Крg3 h2 6. Кр:h2. Ничья. Король догнал пешку на пороге её превращения. Невероятное стало очевидным!

Как же произошло это чудесное спасение? Всё дело в необычных свойствах шахматной доски. Мы привыкли к тому, что кратчайший путь между двумя пунктами измеряется по прямой, однако в шахматах это не обязательно. Так, в нашем примере король может преодолеть путь между полями h8 и h2 за шесть ходов как при прямолинейном, так и при зигзагообразном движении. Выбирая самый хитрый маршрут, белые выиграли время, вынуждая предводителя чёрных сделать два лишних хода, в результате чего неприятельская пешка потеряла скорость. Любопытно, что из 51 шестиходового маршрута короля с h8 до h2 спасает только один! С точки зрения короля сумма катетов прямоугольного треугольника h8-е5-h2 равна его гипотенузе! Пешечный квартет Рети в своё время произвёл настоящую сенсацию и вызвал многочисленные отклики. Идея этюда, которую называют манёвр Рети, в дальнейшем неоднократно совершенствовалась, но по чистоте формы и лаконичности материала оригинал превзойти невозможно, ведь на доске присутствуют всего два короля и две пешки.

Вот ещё несколько квартетов на эту тему.

К. Фейтер, 1939

(Иллюстрация 2)

Ничья

1. Крb7! а5 2. Крс7 Крс5 3. Крd7. Белый король приближается к своей пешке, но не забывает о неприятельской. 3...Крd5 4. Кре7 Кре4 5. Кре6! а4 6. f5 а3 7. f6 с ничьей.

И. Майзелис, 1921

(Иллюстрация 3)

Выигрыш

Пешка а7 беззащитна, и единственный шанс чёрных заключается в том, чтобы на неизбежное Кр:а7 прижать неприятельского короля к краю доски — Крс7. Скорейшая дорога белого короля на а7 занимает пять ходов, но из 30 маршрутов цели достигает единственный.

1. Кре6! Крс3 2. Крd5! Этот стандартный манёвр называется «отталкивание плечом». Чёрного короля слегка оттолкнули, он вынужден сделать лишний шаг и уже не поспевает вовремя к месту событий. 2...Крb4 3. Крс6 Кра5 4. Крb7 Крb5 5. Кр:а7 Крс6 6. Крb8, и пешка становится ферзём.

Интересен следующий классический этюд, где хитрое перемещение одного из королей связано с несколько другой идеей.

О. Дурас, 1905

(Иллюстрация 4)

Выигрыш

Обе пешки проходные и находятся на одинаковом расстоянии от полей превращения. Но белый король активнее, что позволяет ему в момент превращения своей пешки завлечь оппонента под шах.

1. Крс5! g5 2. b4 g4 3. Крd4 Крg5 4. b5 g3 5. Кре3 Крg4 6. b6 Крh3 7. b7 g2 8. Крf2 Крh2 9. b8Ф+.

Или 1...Крg6 2. b4 Крf7 (2...Крf6 3. Крd6!) 3. b5 Крe7 4. Крc6! Крd8 5. Крb7 g5 6. b6 g4 7. Кра7, и пешка становится ферзём с шахом.

Надо признать, что надежды на манёвр Рети не всегда оправдываются. Идея помешать этому называется анти-Рети.

А. Ринк, 1922

(Иллюстрация 5)

Выигрыш

1. а4 Крb3! 2. а5 Крс3! Чёрный король перемещается в духе Рети — направляется к своей пешке, но приглядывается к чужой (2...Крс4 3. а6 Крd3 4. а7 f2 5. а8Ф f1I 6. Фа6+). 3. Крg1! Замысел противника удаётся разрушить, не годится 3. а6? Крd2! или 3. Крg3? Крd4! 3...Крd4 4. а6 Кре3 5. Крf1 с победой.

Если не спасает манёвр Рети, можно попробовать и другие способы…

Э. Ириарте, 1968

(Иллюстрация 6)

Ничья

Белым не повезло — их король оказался на диагонали b1-h7, иначе ферзи появились бы одновременно. Ближайшая цель — покинуть её.

1. Крf5! Крc5 2. Крf4! Но не 2. Кре4? Крс4 3. Кре3 Крс3 4. Крf2 b4 и т. д. 2…b4 3. Крe3 Крc4 4. Крd2 Крb3 5. e4 Крa2 6. e5 b3 7. e6 b2 8. e7 b1Ф 9. e8Ф. Ничья.

Ф. Закман, 1923

(Иллюстрация 7)

Ничья

Выбор у белых невелик, но легко ошибиться и пойти в другую сторону:1. Крf8? Крf6 2. Крg8 Крe5 3. Крg7 Крd4 4. Крf6 Крc3 5. Крe5 Крb2 6. Крd4 Кр:a2 7. Крc3 Крb1.

1. Крh8! Теперь преследование заканчивается успешнее. 1…Крf6 2. Крh7! Крe5 3. Крg6 Крd4 4. Крf5 Крc3 5. Крe4 Крb2 6. Крd3 Кр:a2 7. Крc2. Ничья.

Гораздо чаще встречаются этюды, где белым надо проявить изобретательность, чтобы взять верх. Вот один старинный пример.

Л. Болдинг, 1852

(Иллюстрация 8)

Выигрыш

1. g7 h3 2. g8Ф h2. Белый король далеко от неприятельской пешки, и, похоже, шансов на успех нет. 3. Крg6! Но, ликвидируя патовую угрозу, он приближается к месту главных событий. 3…Крg2 4. Крf5+ Крf1 5. Фh8 Крg1 6. Фa1+ Крg2 7. Фa2+ Крg1 8. Крg4! h1Ф 9. Крg3!, и мат неизбежен.

Вот ещё два этюда, в которых чёрные хотя и ставят ферзя, но слишком поздно…

Н. Григорьев, 1933

(Иллюстрация 9)

Выигрыш

1. Крf6. После 1. b4 h5 2. b5 h4 3. b6 h3 4. b7 h2 5. b8Ф Крg2 белые, в отличие от предыдущего примера, не в состоянии соорудить матовую сеть.

1…Крg2 2 b4 h5! 3. Крg5 Крg3 4. b5! h4 5. b6 h3 6. b7 h2 7. b8Ф+ Крg2 8. Фb2+ Крg1 9. Крg4 h1Ф 10. Крg3 с матом.

Если белая пешка в этюде стала ферзём, а чёрной — ладейной или слоновой — остался шаг до превращения, дело обычно кончается миром. Как ни странно, сложности могут возникнуть и в том случае, если неприятельская пешка не достигнет предпоследней горизонтали.

Э. Погосянц, 1981

(Иллюстрация 10)

Выигрыш

1. h5! После 1. Крc6 f5 2. Крd5 чёрных спасает манёвр Рети — 2…Крg2! 3. Крe5 Крg3! 4. h5 f4 и т.д.

1…f5 2. h6 f4 3. h7 f3 4. h8Ф+ Крg1. Слоновая пешка на второй горизонтали гарантирует ничью, и надо помешать ей продвинуться. Без шаха не обойтись, но упускает победу 5. Фg7+ Крf1! или 5. Фa1+ Крg2 6. Фg7+ Крf1!, и ферзю не приблизиться к пешке. 5. Фg8+!! Крf1 6. Фc4+!, и цель достигнута.

И. Добиаш, 1926

(Иллюстрация 11)

Выигрыш

1. Крd4! Упускает победу как 1. Крd5? Крb4 2. Крd4 Крb3 3. f4 Крc2! 4. Крe5 Крd3 5. Крf6 Крe4, так и 1. f4? Крc4 2. Крe5 Крd3 3. Крf6 Крe4.

1…Крc6 2. Крe5! Крc5 3. f4! Но не 3. Крf6? Крd4 4. Кр:g6 Крe4 и не 3. f3? Крc4 4. Крe4 Крc5 5. f4 Крd6.

3...Крс4 4. Крf6 с выигрышем. На редкость тонкий и увлекательный этюд.

Н. Григорьев, 1928

(Иллюстрация 12)

Выигрыш

На 1. f4 следует 1…Крb5, и чёрные либо задерживают пешку противника, либо проводят свою.

1. Крd4! Крb5 2. Крd5! Крa6 3. f4 Крb7 4. f5 Крc7 5. Кре6 Крd8 6. Крf7! b5 7. f6 b4 8. Крg7, и белые берут верх. Странно, но чёрного короля удалось завлечь с четвёртой горизонтали на последнюю…

Другой вариант: 1…b5 2. f4 b4 3. f5 b3 4. Крc3 Крa3 5. f6 b2 6. f7 b1Ф 7. f8Ф+ с матом или выигрышем ферзя.

Если до сих пор ответственность лежала на одном белом короле, то в следующем квартете многое зависит и от пешки.

Г. Адамсон, 1915

(Иллюстрация 13)

Выигрыш

1. Крс7. Недостаточно 1. Крd7? Крb6 2. Крe6 Крc5 3. Крf5 Крd4 4. Крg6 Крe4 с ничьей.

1…Кра6 2. Крс6. Движение короля к чёрной пешке раньше времени ведёт только к ничьей. 2…Кра5 3. Крс5 Кра4 4. Крс4 Кра3 5. Крс3 Кра2 6. Крс2 Кра3! 7. g3! Блестящий и загадочный ход, пешка не спешит: 7. g4? Крb4 8. Крd3 Крc5 9. Крe4 Крd6 10. Крf5 h5!

7…Крb4 8. Крd3 Крc5 9. Кре4 Крd6 10. Крf5 Крd5 11. g4 и т.д.

К. Таттерсолл, 1910

(Иллюстрация 14)

Выигрыш

1. Крb1! Белый король избирает самый далёкий путь к пешке. На 1. Крс3? спасает 1…а3! 2. b3 Крe7 3. Крc2 Крd6 4. Крb1 Крc5 или 2. b4 a2 3. Крb2 a1Ф+ 4. Кр:a1 Крe7 5. Крb2 Крd7 6. Крc3 Крd6.

1…а3 2. b3! Но не 2. b4? Крe7 3. Крa2 Крd6 4. Кр:a3 Крc6 5. Крa4 Крb6.

2…Кре7 3. Крa2 Крd6 4. Кр:a3 Крc6 5. Крa4! Упускало победу 5. Крb4 — 5…Крb6.

5…Крb6 6. Крb4!, и оппозиция завоёвана.

А следующий квартет похож на предыдущий, но эффектнее его…

К. Моравец, 1952

(Иллюстрация 15)

Выигрыш

1. Крc2! Пешку двигать рано — 1. b3? Крe7 2. Крb2 a4! 3. b4 Крd6 4. Крa3 Крc6 5. Кр:a4 Крb6.

1...а4. Иначе следует Крb3-a4:a5, и белую пешку не остановить.

2. Крb1! Дальнейшее известно. Оба изящных этюда относятся к шахматной классике.

И в заключение ещё один ничейный этюд: суперминиатюрная иллюстрация теории оппозиции.

В. Кузьмичёв, 1998

(Иллюстрация 16)

Ничья

1. Крc1! (1. Крc2? Крc4!; 1. Крd2? Крb4!).

1…Крc5 (1…Крc4 2. Крc2!; 1…Крb4 2. Крb2!).

2. Крb1! Крd5 3. Крb2! Смешно — белый король сначала убегает от своей пешки, а чёрный приближается к ней, но именно такой парадоксальный манёвр спасает: белые держат оппозицию.

(Продолжение следует.)

Решить задачу или этюд мы вам сегодня не предлагаем: закройте листом бумаги решение любого из квартетов и думайте на здоровье!

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки