ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ АБИССИНИИ — ПОЧТИ СТО ЛЕТ СПУСТЯ
Доктор исторических наук Ю. ЧИСТОВ, руководитель экспедиции, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
В начале апреля завершилась экспедиция в Юго-Восточную Эфиопию, предпринятая петербургским Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, в ходе которой её участники проехали на джипах 5500 км по высокогорным районам страны. Основная задача двенадцатидневной полевой работы экспедиции — сбор видео- и фотоматериалов для осенней выставки 2008 года «Николай Гумилёв в Абиссинии. 1913 г.» и приобретение новых коллекций для музея. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы посетить бóльшую часть населённых пунктов, упомянутых в полевых дневниках Н. Гумилёва. Особое внимание было уделено работе в двух ключевых пунктах экспедиции 1913 года — Хараре и Шейх-Гуссейне. Полевые исследования и видео- и фотосъёмка также проведены в Дыре-Дауа, Гинире, на станциях железной дороги Джибути — Аддис-Абеба.
В ходе экспедиции отсняты более 5 тыс. цифровых фотографий и видеоматериалы для двух документальных фильмов общим хронометражем около 9 часов с рабочими названиями «Африканский дневник Николая Гумилёва» и «Ислам в Восточной Африке». Собранные материалы позволяют подробно познакомиться с частично описанными Гумилёвым и его спутником религиозными обрядами в святилищах Харара и Шейх-Гуссейна. Учёным удалось собрать большую и чрезвычайно ценную этнографическую коллекцию, характеризующую традиционный быт и культуру народов харари и орома (128 экспонатов). Многие фото- и видеоматериалы сюжетно и композиционно повторяют чёрно-белые снимки Н. Гумилёва и Н. Сверчкова, ряд приобретённых для музея экспонатов также предметно повторяют сборы экспедиции 1913 года. Это даёт возможность проследить сохранение традиций в занятиях и быте населения городских и сельских районов Эфиопии.
В ходе экспедиции отсняты интервью с двумя крупнейшими лидерами мусульман Восточной Африки — шейхом Ибрагимом Шарифом, главой Высшего духовного совета провинции Харар, и шейхом Омаром Гаради, потомственным главой мусульман города Шейх-Гуссейн, о котором Гумилёв писал в своих стихах:
И таинственный город,
тропический Рим,
Шейх-Гуссейн
я увидел высокий,
Поклонился мечети
и пальмам святым,
Был допущен пред
очи пророка.
Идея экспедиции в Абиссинию (современная Эфиопия) в 1913 году родилась накануне 200-летнего юбилея петербургского Музея антропологии и этнографии. Основанный в 1714 году Петром Великим как Кунсткамера, музей в начале XX века получил новые помещения для постоянных экспозиций. В том числе в одном из залов решили показать посетителям традиционную культуру народов Африки. Для пополнения коллекций было решено послать в Африку экспедицию. Выбор пал на Абиссинию — страну, с которой у России уже были налажены дипломатические отношения. Свои услуги по организации и осуществлению такой экспедиции предложил молодой, но уже известный поэт Николай Гумилёв, который к тому времени уже дважды совершил путешествия в эту страну — в 1909—1911 годы.
Н. Гумилёв и его племянник Н. Сверчков должны были собрать этнографические коллекции для африканской экспозиции музея, коллекции этнографических фотографий, записей фольклора, а также энтомологические коллекции для Зоологического музея Академии наук. Согласно разработанному и согласованному маршруту, экспедиция должна была морским путём достичь Джибути, оттуда по железной дороге доехать до города Дыре-Дауа, далее пешим маршрутом в Харар, откуда, составив караван, отправиться на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озёрами Звай, Маргариты, Рудольфа, захватив возможно больший район исследования. После трёхнедельной полевой работы в городе Хараре, древнейшем и самом крупном центре ислама в Восточной Африке, экспедиция Гумилёва двинулась в центр страны по маршруту Харар — озёра Оромайя и Адели — деревня Беддану — город Ганами — город Шейх-Гуссейн — город Гинир. Здесь по ряду причин, из которых главными, очевидно, были тропическая лихорадка и недостаток финансовых средств для продолжения маршрута, Гумилёв и его спутник были вынуждены повернуть в обратный путь на север и, пройдя вдоль железной дороги Джибути — Аддис-Абеба (которую в эти годы строили французские инженеры) мимо станций Лагохердим, Кора и Афдем, вернулись через Дыре-Дауа в Харар. Пешее путешествие Гумилёва и Сверчкова продолжалось почти два месяца (4 июня — 28 июля 1913 года). В самое жаркое и дождливое время года по горным караванным тропам и пустынным каменистым долинам в условиях недостатка пищи, воды, тропических болезней, изнурявших исследователей, они прошли 975 км.
Это одно из самых длительных и героических путешествий по африканскому континенту за всю историю российской науки, в результате которого в музей по возвращении были переданы ценнейшая этнографическая коллекция (107 единиц хранения) и коллекция стеклянных фотонегативов (246 снимков), являющихся одними из наиболее ранних фотографий этнографических сцен и сюжетов из Африки в истории русской фотографии.
Кроме того, в архивах Петербурга и документах Кунсткамеры находятся как уже фрагментарно опубликованные, так и до сих пор абсолютно неизвестные документы и литературные произведения, которые имеют отношение к этой экспедиционной поездке и к личности Н. Гумилёва как знатока и специалиста по истории и этнографии Африки (дневники, полевые записи, рисунки, переводы фольклорных текстов, стихи, письма и воспоминания).
Читайте в любое время