Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЦВЕТ БОЛИ

Кандидат психологических наук Г. АДАШИНСКАЯ, доктор медицинских наук Е. МЕЙЗЕРОВ и программист А. ФАДЕЕВ.

«Боль — сторожевой пёс здоровья» — так говорили древние врачи. О неполадках в организме чаще всего даёт сигнал именно боль. Кто-то настолько её не переносит, что падает в обморок уже при виде вывески «Стоматолог», а кто-то спокойно лечит зубы под анестезией. Как установить, насколько человеку больно? Этот вопрос часто возникает у врачей различных специальностей. Диагностика и качество лечения тесно связаны с объективными критериями болевых ощущений, которые разрабатывают российские психологи и врачи.

Символика цвета.
При нейрогенном болевом синдроме выбор цвета в основном был таким: чёрный (27,9%), серый (22,1%), красный (18%).
При соматогенном болевом синдроме предпочтение цветам обнаружилось такое: как и в первой группе, чёрный (28,5%), серый (24,7%), коричневый (14,9%), красный (14,8%).
У пациентов с психогенным болевым синдромом ассоциативный выбор был представлен жёлтым (26,7%), красным (26,4%), фиолетовым (16,2%) цветами.
Контрольная группа включала 136 человек (68 мужчин и 68 женщин), не испытывающих болевых ощущений на момент опроса и без хронических заболеваниий.
Программа «Пересвет-Антиболь» позволяет определить компоненты боли в структуре общего болевого ощущения. На рисунке показаны составляющие болевого ощущения пациента.

Любое заболевание — особая критическая ситуация в развитии личности. Без сомнения, боль и болезнь оказывают влияние на нашу эмоциональную сферу: могут спровоцировать тревогу, депрессивное состояние. Вспомните повесть Льва Толстого «Смерь Ивана Ильича»: шаг за шагом по мере развития болезни всё менялось в восприятии героя — его мироощущение, отношения с близкими, возникали одиночество, тоска.

Наши представления о тяжести болезни оказывают влияние на самочувствие, настроение, мы сами прогнозируем успех или неуспех лечения. Длительность и тяжесть заболевания способны изменить характер и повлиять на поведение человека. Например, одни пациенты мобилизуются и активно противостоят болезни и боли, других охватывает тревога, третьи постоянно жалуются на своё состояние, некоторые просто игнорируют болезнь, пытаясь вести прежний образ жизни в ущерб лечению. У каждого формируется собственное представление о болезни. Психологи называют это состояние «внутренняя картина болезни».

Боль — феномен многомерный, включающий болевые ощущения, эмоции и особенности реагирования на неё, влияние окружающей среды (например, дождливая или холодная погода). В основе появления боли лежат повреждающие явления, затрагивающие различные системы нашего организма. В зависимости от этого боль разделяют на нейрогенную, психогенную и соматогенную.

Причины нейрогенных болевых синдромов — повреждение структур периферической или центральной нервной систем, участвующих в проведении болевых сигналов.

При психогенном синдроме за боль отвечает психика, и часто это связано с длительным стрессом, негативными эмоциями, жизненными неудачами. Человек испытывает боль и обращается к врачу, но обследования не выявляют у него телесных болезней, зато нередко обнаруживается скрытая депрессия.

Соматогенные болевые синдромы возникают, например, при травме, воспалении, ишемии, растяжении тканей. Среди них выделяют посттравматический и послеоперационный болевые синдромы, боли при воспалении суставов и мышц, боли у онкологических больных, боли при поражении внутренних органов и др.

Для оценки боли существуют специальные визуально-аналоговые шкалы, словесные шкалы, вопросники. Их основной недостаток — невозможность учесть многомерность боли.

В наше время и в психологии и в медицине возрождается интерес к применению цвета в диагностике и психотерапии.

Современные представления о цветовом зрении человека восходят к трёхкомпонентной теории цветовосприятия, разработанной в начале XIX века английским физиком Томасом Юнгом и позже развитой немецким физиологом Германом Гельмгольцем. Согласно ей глаз человека воспринимает только три основных цвета — красный, синий, зелёный, а все мыслимые цвета можно получить, смешивая их. Уже в XX веке биологи доказали, что в сетчатке глаза человека действительно имеются три типа фоторецепторов (колбочковых клеток), в разной степени чувствительных к красному, зелёному и синему цветам.

Однако попытки объяснить все явления цветового зрения только свойствами пигментов встретились с серьёзными трудностями, которые оказалось возможным преодолеть в рамках теории оппонетных цветов Эвальда Геринга. В 1884 году он написал работу, где сгруппировал шесть отдельных типов ощущений цвета в пары красный—зелёный, синий — жёлтый и белый — чёрный и предположил, что ощущения в каждой из трёх пар оппонентных цветов являются результатом химических реакций особого цветоощущающего вещества глаза.

Результаты современных научных исследований позволили сделать вывод о том, что положения трёхкомпонентной и оппонентной теорий цветового зрения не противоречат, а дополняют друг друга, так как отражают разные уровни целостного процесса анализа цвета — рецепторный уровень (трёхкомпонентная теория) и уровень нейронных механизмов (оппонентная теория).

В труде «Учение о цвете», опубликованном в 1810 году, немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте (да, да, тот самый, великий) описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. Он предположил, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Гёте делил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и способные вызвать печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-жёлтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Зелёный цвет, по его мнению, занимает промежуточное положение и способствует состоянию спокойной умиротворённости.

Кстати, продавцы машин в США были удивлены неожиданным ростом популярности автомашин фиолетового цвета сразу после 11 сентября, когда вся нация испытывала тяжёлый посттравматический синдром.

Сегодня большое число методик, использующих цвет для изучения эмоциональной сферы человека, базируется на поисках ассоциаций — когда два или несколько психических явлений связаны и одно может вызвать в мозгу образ другого (скажем, запах свежего огурца — образ лугового поля — это и есть ассоциация). Второй метод — ранжирование цветов по степени приятности: испытуемый создаёт шкалу цветов — от самого неприятного до самого приятного.

Один из широко известных и применяемых цветовых тестов — тест Макса Люшера, разработанный в начале XX века. Связь ассоциаций цвета и эмоций, по М. Люшеру, уходит корнями в историческое прошлое и основывается на особенностях деятельности человека в определённых условиях внешней среды: день предоставлял возможность действия (жёлтый цвет), ночь принуждала к пассивности, неподвижности (синий).

Однако толковать результаты тестирования трудно. Оказывается, у цветов может быть много значений. Российский психолог Я. Л. Обухов отмечает символическое двойное восприятие основных цветов (см. таблицу) и подчёркивает, что символика цвета определяется факторами — как наследуемыми, так и формируемыми при жизни человека.

Представления о том, что цвет заключает в себе некий код (символический смысл) отношения человека к объекту (к предмету, к проблеме, к ситуации, к самому себе, к другому человеку), в том числе и в сфере болевых ощущений, позволили сделать предположение о существовании взаимосвязи восприятия цвета и боли.

В нашем исследовании мы изучали цветовой выбор как способ оценки боли, то есть оценки, с каким цветом человек ассоциирует степень боли.

На первом этапе было проведено обследование пациентов с различными формами болевого синдрома: три группы пациентов, различающиеся по природе боли (нейрогенная , психогенная и соматическая, или телесная), и контрольная группа здоровых людей.

Во время процедуры испытуемый давал описание телесного характера боли (тянущая, давящая) и эмоциональное (раздражающая, мучительная и т.д.). По визуальной цифровой шкале он оценивал боль от 0 («боли нет») до 6 баллов («невыносимая»).

Связь боли и восприятия цвета устанавливалась ответом на два вопроса: первый — какой цвет испытуемый связывает со своей болью (предпочтение цвета), второй — какой цвет ассоциируется с состоянием «боли нет».

В результате исследования пациентов с разной природой боли и здоровых испытуемых получены данные о частотах предпочтения и отвержения цвета в зависимости от интенсивности болевых ощущений. И на их основании мы смогли построить цветовые шкалы интенсивности боли для каждой формы болевого синдрома.

И что же мы увидели при анализе более десятка тысяч тестирований? Прежде всего, сходство цветовых предпочтений в зависимости от интенсивности боли и у пациентов с нейрогенным, соматогенным болевыми синдромами, и у здоровых испытуемых. Для каждой из этих групп с небольшой долей вариаций в выборе цвета характерны основные предпочтения: «боль очень сильная», «невыносимая» ассоциировалась с чёрным цветом; «боль средней силы», «боль сильная» — с серым, красным, коричневым цветами, отсутствие боли («боли нет») — с жёлтым, зелёным цветами.

Интересным оказалось то, что у пациентов с психогенным болевым синдромом выявлены ассоциативные цветовые «перевёртыши». Боль они «окрашивали» по-иному, чем другие группы, а при отсутствии боли цвета совпадали.

При любой патологии, если человек длительно испытывает разнообразную по силе постоянную боль, это несомненно оказывает влияние (может только на период заболевания) на особенности его поведения. Иногда близкие или коллеги замечают, что у человека изменился характер. В период болезни часто появляются раздражительность, агрессивность, тревожность, плохое настроение. В этом случае боль (болезнь) становится преградой на пути реализации планов, замыслов, она вынуждает человека отказаться от привычного образа жизни. Подобное восприятие мира находит своё подтверждение в соответствующих цветовых выборах — при сильных болевых ощущениях такие пациенты отдают предпочтение чёрному, серому и красному цветам, отвергаются ими жёлтый и зелёный цвета.

У пациентов с психогенным болевым синдромом всё наоборот. Боль для них может стать решением затруднительной ситуации, уходом от неприятного выбора. В этом случае болезнь начинает приобретать неосознаваемый положительный смысл. Такие больные, как правило, вытесняют из сферы своего сознания причины проблем, для них характерно внешне обвиняющее поведение. Это отражает скрытый конфликтный смысл. Например: «Я не готов к экзамену и так сильно боюсь, что даже по-настоящему заболел. Моя болезнь меня оправдывает в глазах других людей и спасает от неудачи на экзамене». Но проблема несданного экзамена остается! Так, причиной на первый взгляд чисто соматического заболевания оказываются скрытые психологические проблемы, которые часто не осознаются, но способны спровоцировать болезнь или обострение хронических болезней.

Таким образом, сочетание позитивного и конфликтного смыслов в отношении к боли (болезни) у пациентов с психогенным болевым синдромом находит своё отражение в предпочтении жёлтого, красного, фиолетового цветов при наличии боли, серого цвета — при её отсутствии.

На следующем этапе исследования мы хотели оценить, как влияют на результаты национальные, культурные различия. В тестировании приняли участие 483 российских и иностранных студента московских вузов, представители стран Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.

Идея исследования основывалась на положении о том, что каждый практически здоровый человек обладает опытом переживания боли. Студентам предложили сначала сделать цветовой выбор по тесту Люшера, а затем дать описание цветовых ассоциаций с болью. В ходе исследования было получено более 3700 цветовых ассоциативных выборов. Мы изучили особенности восприятия цвета и боли в зависимости от вероисповедания, от культурных особенностей и от пола.

Каковы же результаты? При отсутствии боли не было установлено различий в цветовых ассоциациях (жёлтый, зелёный, синий, красный цвета), нет их и при ассоциациях цвета с очень сильной болью (чёрный, серый цвета). Мы нашли различия в восприятиях цвета и боли при слабых и средних болях, обусловленные культурными особенностями переживания и отношения к болезни.

Далее, основываясь на полученных результатах, мы разработали комплексный экспресс-метод оценки и измерения боли с использованием цветовой и вербальных (словесных) шкал. Метод позволяет определять выраженность компонентов болевого синдрома по семи шкалам, отражающим различные уровни переживания боли человеком, а также с высокой степенью достоверности выявлять включённость психогенной составляющей в структуру болевого ощущения. Это особенно важно для правильного лечения. Была создана компьютерная экспертная система «AntiPain» — «Пересвет Антиболь». Она позволяет проводить дифференциальную диагностику болевого синдрома по шкалам частоты, длительности, интенсивности боли, определять характер сенсорных ощущений, особенности эмоционально-аффективного отношения к боли, уровень невротизации и получать интегральную оценку болевого ощущения.

Кроме того, эта система даёт информацию о состоянии нервов в зоне боли и о степени вовлечённости в болевой процесс различных систем организма.

Экспертная система стала активным инструментом для уточнения диагноза и оценки результативности лекарственной и нелекарственной противоболевой терапии. Она может применяться для оценки боли при травмах, функциональных расстройствах, болезнях и синдромах, сопровождающихся болью: для оценки и измерения боли; для экспресс-диагностики ведущего компонента болевого синдрома и выбора правильного способа его лечения; для определения динамики компонентов, составляющих болевой синдром, и коррекции проводимой терапии; для изучения эффективности и безопасности средств лечения.

В настоящее время система «AntiPain» используется с целью уточнения диагностики боли в клиниках Москвы. Получены положительные данные, подтверждающие высокую эффективность метода.

Так, впервые была выявлена связь между значением цвета и восприятием боли человеком, а также установлены различия в ассоциативных выборах цвета в зависимости от интенсивности боли и типа (формы) болевого синдрома.

Подробности для любознательных

ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

У истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, в быту. Постепенно в ходе человеческой деятельности цвет становился знаком, приобретая символические, коммуникативные, различительные, выразительные функции.

Первобытные и примитивные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Таковыми являются кровь, огонь, молоко, земля. Им соответствуют красный, белый, чёрный цвета.

В. У. Тернер в своих исследованиях (1972, 1978, 1983) цветовой символики у примитивных племён Африки (племя Нденмбу) обнаружил, что у них доминируют именно эти три цвета. Белый считается цветом добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, чистоты. Красный — цвет жизни, силы, энергии. Чёрный — цвет зла, темноты, страдания, несчастья, болезни, смерти.

На следующем уровне развития человеческой цивилизации цветовые символы связаны уже с представлениями об устройстве космоса, мира богов и людей. Всё самое ценное и значимое, как правило, отмечалось каким-либо цветом. Например, в Древней Индии красный цвет рассматривался как образ жара, белый — воды, чёрный — пищи.

К первым трём присоединяются жёлтый цвет земли (у греков и китайцев), зелёный цвет растительности (у всех народов), синий цвет неба (у китайцев и египтян).

У инков Древнего Перу жёлтый цвет означал золото, богатство; белый цвет — мир, союз; красный — войну; зелёный — маис, еду и т.п.; чёрный — смерть, несчастье.

В Древней Иудее: голубой (синий) цвет — священный, божественный, честный; фиолетовый — цвет царской власти; белый (седина) — старость, долголетие.

В Китае и на Дальнем Востоке золотой и серебряный цвета связаны с потусторонним миром. Жёлтый цвет — символ верховной власти, богатства и невинности. Сине-зелёный — символ новой жизни, молодости, справедливости, удачного начала, будущих успехов. Красный — символ радости, торжественного события, успеха, удачи, благих пожеланий. Белый — символ старости, смерти, военной силы, цвет траура, похоронных принадлежностей. Чёрный — символ мрака, темноты, упадка, учёности и образования.

В Европе были обнаружены пещерные рисунки первобытных людей, в которых также использовались три основных цвета — красный, чёрный, белый. Дальнейшее развитие символических значений цветов отражены в представлениях европейских мыслителей — Аристотеля, Платона, позднее — Гёте, Ломоносова, Гегеля, а также в символах христианства. Например, у ранних христиан красный цвет, как наиболее выразительный, означал огонь веры, а также кровь Христа и гнев божий, позднее его стали связывать с насилием, силой, страстностью, плотской любовью. Синий символизировал небо, море, вечную молодость, бесконечность. Чёрный считался цветом дьявола, греха и его искупления (у Христа). Белый — цвет жизни (от близости к дневному свету), чистоты, невинности, божественности.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки