ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙ ПОД МОСКВОЙ
Кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.
Метро — самый большой геологический памятник Москвы, а заодно — и хранилище ископаемых животных. Это показало исследование, проведённое московской школьницей Софьей Рошка в рамках конкурса проектно-исследовательских работ «Ярмарка идей-2008».
Всё дело в облицовке станций метрополитена, выполненной из мрамора, мраморовидного известняка, гранита, лабрадорита, габбро и гнейса. Эти материалы использовались при строительстве метро в 1935—1970 годах. Позже станции стали облицовывать керамической плиткой, декоративным металлом. И лишь в последнее десятилетие вновь вернулись к природным материалам.
Всего в облицовке станций московского метрополитена используется около 20 видов мрамора из месторождений Армении, Украины, Узбекистана, Грузии, Урала и Алтая. Его можно видеть на путевых стенах и колоннах станций, иногда — в отделке пола. Наиболее распространённым оказался красный мрамор из Салиэте (Грузия), встречается чёрный и белый мрамор из армянского месторождения Давалу. Немало станций и вестибюлей одеты в мрамор светлых оттенков из месторождения близ села Коелга (Урал) и крымских месторождений Блюк-Янкой, Чергунь, Кадыковское (например, станции «Курская», «Охотный ряд»). В исследовании отмечается станция «Маяковская» как единственная, отделанная дорогим поделочным камнем: колонны её украшены полосками уральского орлеца (родонита) — редкого камня розово-фиолетовых оттенков.
Полы станций и вестибюлей метро отделаны гранитами, гнейсо-гранитами и габбро — декоративным камнем тёмно-зелёного цвета. В основном использованы гранитные плиты чёрного, красного, серого и розово-серого цветов Каарлахтинского месторождения (Ленинградская область).
Практически все станции метро, в отделке которых использованы природные камни, имеют палеонтологическую ценность. В их облицовке обнаружено большое количество древнейших окаменелостей. Наиболее часто они встречаются в цветном мраморе, добытом в карьерах Крыма и Кавказа. Большинство окаменелостей в московском метро относятся к юрскому (185 млн лет назад) и меловому (132 млн лет назад) периодам мезозойской эры. Однако встречаются и более древние экземпляры — каменноугольного (360—286 млн лет назад) и даже кембрийского периодов (570—500 млн лет назад). Всего в метрополитене встречаются 10 видов окаменелостей: аммониты, наутилусы, брахиоподы, гастропоиды, белемниты, криноидеи (морские лилии), морские ежи, двустворчатые моллюски, кораллы, губки. Всё это морские животные.
Огромное количество аммонитов обнаружено на станции «Парк Победы», некоторые достигают 10—15 см, и самый крупный аммонит имеет диаметр 70 см. В целом же аммонитов в метро не так много, присутствуют они в основном в природном камне юрского и мелового периодов. А вот наутилусы (также — головоногие моллюски) очень распространены в столичном метро. Самые красивые экземпляры обнаружены на станциях «Добрынинская» и «Комсомольская» (см. «Наука и жизнь» № 5, 2004 г.). Самые красивые экземпляры гастропоид (брюхоногих моллюсков) найдены в жёлто-бежевом крымском мраморовидном известняке на станции «Библиотека имени Ленина» и в переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар».
Наиболее же распространены в подземных дворцах Москвы морские лилии и криноидеи — донные животные с сидячим образом жизни. Стебли морских лилий обнаружены даже в белом кристаллизованном мраморе, хотя другие окаменелости, как указывает автор исследования, в нём не встречаются.
По результатам исследования можно было бы составить подземную карту — своеобразный геолого-палеонтологический путеводитель по московскому метро, которая вполне могла бы стать ещё одной достопримечательностью столицы.
Читайте в любое время