ТАЙНЫ ХРАМА БОГОМАТЕРИ В КАИРЕ

Е. ТОЛМАЧЁВА, Центр египтологических исследований РАН.

Российские специалисты из Центра египтологических исследований РАН совместно со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И. Э. Грабаря в ходе реставрационных работ храма эль-Моаллака в Старом Каире сделали неожиданные находки.

Лик ангела (XIII век). Роспись на колонне. Храм эль-Моаллака в старом Каире. Фото А. Горматюк.

Реставрационные работы российские специалисты вели шесть сезонов, каждый по 2—3 месяца, начиная с февраля 2004 года. Христианский храм Богоматери более известен как «эль-Моаллака» — «подвешенная церковь». Это название связано с тем, что церковь была построена на южных воротах крепости Вавилон. Первое упоминание о храме относится к IX веку, хотя основан он, вероятно, ещё в ранне-христианские времена. Церковь эль-Моаллака специалисты называют подлинным шедевром за её изысканную архитектуру, богатое внутреннее убранство, красочные восточные орнаменты, величественные своды.

Египтологи утверждают, что Египет христианский, коптский остаётся для нас практически неизвестным. Происхождение названия «копты» применительно к египетским христианам восходит к арабскому произношению греческого слова «аюгиптиос» — «египтянин». Постепенно оно закрепилось за всеми египтянами-христианами, которые и сегодня сохраняют свою веру и традиции. Коптскую церковь возглавляет патриарх Шенуда III, пользующийся уважением и почитанием всех жителей страны.

Древнейшие христианские храмы египетской столицы расположены в районе Старого Каира на восточном берегу Нила — здесь находятся развалины римской крепости Вавилон. У выхода из станции метро «Мари Гиргис» («Святой Георгий») открывается вид на две массивные крепостные башни. В одной из них и находится греческая православная церковь св. Георгия, рядом с которой возвышается храм эль-Моаллака. За долгие годы здание храма пришло в упадок. Ремонтные работы, проводившиеся в XIX и XX веках (последние — в 70-х годах прошлого века), привели к ещё большему разрушению и искажению внешнего вида памятника. Ведь научная реставрация в Египте появилась лишь в 80-х годах ХХ века. Общее состояние росписей и интерьера храма требовало немедленного вмешательства специалистов.

В сентябре 2003 года Высший совет по древностям Египта рассмотрел методы различных реставрационных школ (итальянской, французской, польской и российской) и принял решение пригласить для работы в храме российских реставраторов.

В ходе восстановительных работ реставраторам пришлось столкнуться с большими сложностями — последствиями землетрясений, высокого уровня грунтовых вод (высолы, плесень и т.д.) и протечек кровли. Все без исключения памятники были покрыты толстым слоем синтетического клея, смешанного с пылью и грязью, — свидетельства предыдущих ремонтных работ. В связи с этим российские специалисты уже на первом этапе были вынуждены разработать специальные методики реставрации, адаптированные к египетским реалиям.

Работа велась по нескольким направлениям: реставрация настенной и станковой живописи, каменных мозаик, резьбы по дереву, камню и кости. Первые же исследования показали, что большинство шедевров храма представляют собой единый комплекс. Однако главной задачей стала реставрация памятников XIII века. Среди них — кафедра проповедника, выполненная из полихромного мрамора и украшенная уникальной мозаикой, деревянные алтарные преграды, покрытые утончённой резьбой и инкрустацией из чёрного дерева и слоновой кости. В каждом из трёх алтарей располагается так называемая надпрестольная сень, или киворий, выполненный в иконописной технике и датируемый XIII веком.

Особого мастерства потребовала работа с настенными росписями, также относящимися к XIII веку. На них представлены несколько композиций, не имеющих аналога в средневековом византийском искусстве, в том числе изображения 24 апокалипсических старцев, Богоматери с младенцем и предстоящими ангелами и Рождества Христова.

Российские специалисты провели беспрецедентные в мировой практике работы по расслоению памятника, в результате которых миру открылись поистине уникальные образы. Реставраторы неожиданно обнаружили под сравнительно поздней надписью на коптском языке потрясающие по сохранности лики апостолов, выполненные в энкаустической технике и датируемые предположительно IX веком.

Наиболее трудоёмкой оказалась работа по реставрации росписей основного пространства храма, находившихся под многочисленными слоями более поздних записей и загрязнений.

Результаты трудов россиян были высоко оценены экспертами Высшего совета по древностям Арабской республики Египет.

Отметим, что за период с 2004 года российские специалисты описали и отреставрировали около 200 икон из коптских церквей Каира, Фаюма, Сохага, Хусейи. В том числе — знаменитую коллекцию коптских икон храма эль-Моаллака.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки