Передача запахов по телевидению
Несколько лет назад телеканал английского города Манчестера провёл любопытный эксперимент.
Несколько лет назад телеканал английского города Манчестера провёл любопытный эксперимент.
В научно-популярной передаче на экране появился сложный прибор конусовидной формы, опутанный проводами и мигающий разноцветными индикаторами. Ведущий программы объяснил, что учёные изобрели способ передавать запахи по радиоволнам прямо в квартиры телезрителей и прибор представляет собой передатчик запахов. Аромат, который сейчас впервые будет транслироваться в телеэфире, накапливался в конусе 23 часа. Это всем знакомый запах, ассоциирующийся обычно с сельской местностью. Но не запах навоза, подчеркнул ведущий. Специальные датчики записывали частоты колебаний, совершаемых пахнущими молекулами. Затем эти колебания накладываются на обычный видеосигнал, телевизор их улавливает, усиливает и излучает в комнату. Мозг телезрителя интерпретирует полученный раздражитель как запах.
Ведущий попросил зрителей позвонить в студию, когда начнётся трансляция, и сообщить о своих ощущениях. «Даже если вы никакого запаха не почувствуете», — подчеркнул он. Аппарат замигал цветными огоньками с удвоенной силой, раздались звуки, похожие на те, которые возникают при настройке радиоприёмника, по экрану побежала зазубренная кривая. Запах ушёл в эфир.
За следующие сутки телестудия приняла 179 звонков. В основном звонившие сообщали о запахах травы или свежего сена, но до некоторых доносились ароматы цветов, фруктов, варёной картошки, свежеиспечённого домашнего хлеба. Несколько человек ощутили всё же запах навоза. Двое пожаловались на серьёзные приступы аллергии, вызванные пришедшим запахом. Зато троим зрителям, у которых была простуда, принятый телевизором запах прочистил заложенные носы. Наконец, 16 позвонивших на студию зрителей не ощутили ничего.
На самом деле, разумеется, эксперимент относился к области не радиотехники, а психологии. Его разработал доцент Бристольского университета психолог Майкл О’Мэхони. Опыт успешно доказал силу внушения, благодаря которому часть аудитории вообразила несуществующий запах, а другая часть просто обратила внимание на какой-то действительно имевшийся в комнате запах, который раньше просто не замечался.
Читайте в любое время