Что такое «английский стиль»?
З. КОРОТКОВА.
Выставка «Два века британской моды» из лондонского Музея Виктории и Альберта экспонировалась прошедшей осенью в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля.
Созданная в 1837 году учебная коллекция школы дизайна со временем превратилась в крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства. Имена Виктории и Альберта появились в названии после того, как королева Виктория почтила своим присутствием закладку нового здания музея в 1899 году, а принц Альберт, к тому времени уже покойный, с энтузиазмом поддерживал идею создания музея.
Наряду с изделиями британских мастеров в музее собраны произведения искусства, созданные для Соединённого Королевства в разных частях света. Есть здесь художественное серебро, керамика, фарфор, стекло, мебель и, конечно, представленный на выставке текстиль.
Текстильное производство с эпохи Средневековья и до новейшего времени играло важнейшую роль в процветании Англии. Шерстяные ткани высочайшего качества столетиями экспортировались во многие страны мира.
В развитии английского шёлкоткацкого производства существенную роль сыграли гугеноты, бежавшие в XVII веке с континента от религиозных преследований. В начале XVIII столетия в Лондонскую гильдию ткачей, контролировавшую ткацкое производство, входило около шести тысяч человек. Шёлк был очень дорогим товаром и нередко производился на заказ.
На выставке представлены ткани с разнообразными рисунками, которые наносили с помощью деревянных и медных досок. Усовершенствовать производство помогло изобретение Томаса Белла, получившего в 1783 году патент на крашение с металлических вальцов. Всего за четыре минуты машина воспроизводила рисунок, над которым при ручной росписи должны были трудиться два человека в течение шести часов.
Изменению внешнего вида набивных тканей способствовали также открытия в области химии. На смену растительным красителям — марене, индиго и коре чёрного дуба — пришли красители минеральные — жёлтая сурьма, коричневый марганец и жёлтый хром.
Знакомясь с европейским костюмом в ретроспективе, понимаешь, что мода — явление зависимое: и от воли монарха, как это было, например, в начале XIX века, когда Наполеон приказал придворным носить более роскошные туалеты, чем прежде (примеру французского монарха вскоре последовал и английский король Георг IV), и от развития технологий.
Одежда стала более доступной с тех пор, как американский предприниматель Исаак Меррит Зингер изобрёл швейную машинку. В 1870-х годах появилась плиссировальная машина, работавшая с помощью пара, и это изобретение внесло свои коррективы в украшение одежды. И в то же время зародилось движение, противившееся прогрессу. В 1880-х годах английские художники, возглавляемые Уильямом Моррисом, выступили против господства машинного производства.
Английским модницам приходилось постоянно конкурировать с француженками, что было хорошим стимулом к созданию новых моделей.
Значение совместного проекта Музеев Московского Кремля и Музея Виктории и Альберта на открытии выставки чётко сформулировала директор принимающего музея Елена Юрьевна Гагарина: выставка «впервые знакомит российскую публику с богатейшей в Европе коллекцией исторического костюма, тканей и аксессуаров, целенаправленно собиравшейся в течение полутора столетий знаменитым лондонским музеем. Посетители выставки получат единственную в своём роде возможность составить яркое представление о наиболее эффектных из сохранившихся до наших дней образцах дамской и мужской одежды, отражающих историю европейской моды XVIII—XIX веков. Захватывающая магия и красота редкостных тканей, вышивок и кружев соединены в этих изделиях с мастерством выдающихся художников и портных своего времени».
Фото И. Константинова и из каталога, выпущенного к открытию выставки.
Читайте в любое время