Что такое «английский стиль»?

З. КОРОТКОВА.

Выставка «Два века британской моды» из лондонского Музея Виктории и Альберта экспонировалась прошедшей осенью в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля.

Придворный кафтан и жилет. Британия, 1795—1804 годы. Бархат, атлас, вышивка шёлковой нитью, ручная работа. Вышивка подражает изысканным узорам и технике шитья Лиона или Парижа.
Полонез. Британия, 1770-е годы. Шёлк, ручная работа.
Платья фасона полонез, созданного в Париже в подражание польской моде, появились в 1770-х годах. С помощью пуговиц и петель юбка собиралась фестонами, образующими сзади эффектную драпировку.
Вечернее платье из атласа украшено ажурной шёлковой сеткой машинного производства, расшитой серебряными позолоченными нитями. Подобные туалеты в неоклассическом стиле придворные дамы стали носить перед коронацией Георга IV в 1820 году.
Декоративная ткань. Англия, 1802 год. Хлопок. Набойка с деревянных досок с применением ручного крашения.
Дневное платье. Британия, 1877—1879 годы. Шёлк, машинная и ручная работа. В 1870-х годах в моде были плиссированные оборки, сооружать которые помогали специальные машины, работавшие с использованием пара.
Вечернее пальто. Лондон, 1895—1900 годы. Пытаясь сохранить традиционные техники, английские художники создали стиль «искусства и ремёсла».
Женский капор. Британия, 1840—1849 годы.
Женская шляпа. Британия, 1750—1770 годы. Головной убор изготовлен из перьев петуха или цесарки, выкрашенных в разные цвета. Такие шляпы носили с длинными повседневными платьями или с костюмами.
Паттены. Британия, 1720—1740 годы. Паттены надевали поверх туфель, чтобы при ходьбе по улице не испачкать обувь грязью.
Придворное платье (мантуа). Британия, 1755—1760 годы. Шёлк заткан серебряной позолоченной нитью.
Уильям Колберн. Рисунок для набивной ткани. Англия, около 1790 года.
Женская сумочка. Британия, 1790—1800 годы. Шёлковая сумочка, вышитая шёлковыми нитями, — одна из первых разновидностей дамских сумок в Британии. Детальное описание иллюстрации

Созданная в 1837 году учебная коллекция школы дизайна со временем превратилась в крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства. Имена Виктории и Альберта появились в названии после того, как королева Виктория почтила своим присутствием закладку нового здания музея в 1899 году, а принц Альберт, к тому времени уже покойный, с энтузиазмом поддерживал идею создания музея.

Наряду с изделиями британских мастеров в музее собраны произведения искусства, созданные для Соединённого Королевства в разных частях света. Есть здесь художественное серебро, керамика, фарфор, стекло, мебель и, конечно, представленный на выставке текстиль.

Текстильное производство с эпохи Средневековья и до новейшего времени играло важнейшую роль в процветании Англии. Шерстяные ткани высочайшего качества столетиями экспортировались во многие страны мира.

В развитии английского шёлкоткацкого производства существенную роль сыграли гугеноты, бежавшие в XVII веке с континента от религиозных преследований. В начале XVIII столетия в Лондонскую гильдию ткачей, контролировавшую ткацкое производство, входило около шести тысяч человек. Шёлк был очень дорогим товаром и нередко производился на заказ.

На выставке представлены ткани с разнообразными рисунками, которые наносили с помощью деревянных и медных досок. Усовершенствовать производство помогло изобретение Томаса Белла, получившего в 1783 году патент на крашение с металлических вальцов. Всего за четыре минуты машина воспроизводила рисунок, над которым при ручной росписи должны были трудиться два человека в течение шести часов.

Изменению внешнего вида набивных тканей способствовали также открытия в области химии. На смену растительным красителям — марене, индиго и коре чёрного дуба — пришли красители минеральные — жёлтая сурьма, коричневый марганец и жёлтый хром.

Знакомясь с европейским костюмом в ретроспективе, понимаешь, что мода — явление зависимое: и от воли монарха, как это было, например, в начале XIX века, когда Наполеон приказал придворным носить более роскошные туалеты, чем прежде (примеру французского монарха вскоре последовал и английский король Георг IV), и от развития технологий.

Одежда стала более доступной с тех пор, как американский предприниматель Исаак Меррит Зингер изобрёл швейную машинку. В 1870-х годах появилась плиссировальная машина, работавшая с помощью пара, и это изобретение внесло свои коррективы в украшение одежды. И в то же время зародилось движение, противившееся прогрессу. В 1880-х годах английские художники, возглавляемые Уильямом Моррисом, выступили против господства машинного производства.

Английским модницам приходилось постоянно конкурировать с француженками, что было хорошим стимулом к созданию новых моделей.

Значение совместного проекта Музеев Московского Кремля и Музея Виктории и Альберта на открытии выставки чётко сформулировала директор принимающего музея Елена Юрьевна Гагарина: выставка «впервые знакомит российскую публику с богатейшей в Европе коллекцией исторического костюма, тканей и аксессуаров, целенаправленно собиравшейся в течение полутора столетий знаменитым лондонским музеем. Посетители выставки получат единственную в своём роде возможность составить яркое представление о наиболее эффектных из сохранившихся до наших дней образцах дамской и мужской одежды, отражающих историю европейской моды XVIII—XIX веков. Захватывающая магия и красота редкостных тканей, вышивок и кружев соединены в этих изделиях с мастерством выдающихся художников и портных своего времени».

Фото И. Константинова и из каталога, выпущенного к открытию выставки.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки