ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2004 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба

Ноябрь и декабрь в средней полосе России, конечно, не самое комфортное время года для астрономических наблюдений. Частое и продолжительное ненастье, иногда многонедельная сплошная облачность, низкие температуры при прояснениях — все это превращает любимое занятие в довольно тяжкий труд. Однако и в этот период порой выпадают удивительно счастливые часы. Небо вдруг очищается, воздух становится таким прозрачным, каким никогда не бывает даже летом. Телескопы или бинокли в такие ночи словно «прозревают» — четко показывают звезды на целую величину более слабые, чем обычно, а из глубин Вселенной словно выплывают новые, недоступные прежде объекты. Вот почему астрономы стремятся воспользоваться любой представившейся возможностью понаблюдать осеннее звездное небо во всей его красе.

Так будет выглядеть небо в первой декаде ноября перед рассветом.

Начинайте наблюдения, как всегда, с общего обзора. Южную часть небосклона вскоре после наступления темноты (около 20 часов по местному времени) украшают не слишком броские созвездия: Пегас, Водолей, Козерог. Высоко на юго-западе все еще хорошо виден яркий летне-осенний треугольник, образуемый главными звездами созвездий Лиры, Лебедя и Орла. Но с каждым часом они все более склоняются к закату и после полуночи исчезают за горизонтом. К этому времени в восточной части небосклона уже появляются яркие зимние созвездия: Телец, Орион, Близнецы, Большой и Малый Пес. А юг по-прежнему кажется темным и пустым: Рыбы, Кит, Эридан — эти созвездия не блещут яркими звездами. Лишь над головой видны немного более приметные Овен, Персей, Андромеда.

Только около 23 часов в начале ноября на востоке появляется первая планета — Сатурн. Он находится в созвездии Близнецов, у самой границы с созвездием Рака. После 6 часов утра, когда планета подходит к точке своей верхней кульминации (то есть оказывается на юге), на востоке появляются Венера и Юпитер. Они расположены в созвездии Девы и день ото дня сближаются: первого ноября расстояние между ними составляет около 4о, четвертого — уже 1о, а пятого они окажутся на расстоянии всего в 0,5о, после чего вновь станут расходиться. Сейчас они самые яркие звездные светила в небе: блеск Юпитера составляет 1,7m, а Венеры — целых 4,0m. Настоятельно рекомендуем каждому любителю астрономии понаблюдать их, даже если у вас нет никакого оптического прибора. Хотя, конечно, особенно эффектно эта пара звезд выглядит в бинокль или телескоп. Всего в 2о от них видна двойная звезда Поррима (γ Девы), даже небольшой телескоп показывает, что она состоит из двух почти одинаковых по яркости компонентов, а разделяют их всего 2”.

Примерно через час после Венеры и Юпитера на небе появится Марс. Его блеск сейчас всего лишь 1,7m, и он пока смотрится невзрачно даже по сравнению с видимой неподалеку звездой Спикой (α Девы). А ведь менее чем через год он будет превосходить ее блеском в десятки раз! Причина в том, что сейчас мы видим Марс в наиболее удаленной от нас части орбиты — расстояние до него меняется в пределах 2,5—2,4 а.е. А в октябре 2005 года наступит его сближение с Землей до 0,5 а.е. (очередное противостояние), и тогда он превзойдет в блеске даже Юпитер.

Теперь посмотрим, как будут двигаться все эти планеты в два описываемых месяца. Далекие Сатурн и Юпитер, как и полагается, перемещаются довольно медленно: Юпитер пройдет по небу всего лишь 4о, а Сатурн и того меньше — 2,5о. Это понятно, ведь Землю и Юпитер разделяют более 800 млн км, а до Сатурна — 1230 млн км! Интересно, что Юпитер сейчас перемещается прямым движением, то есть с запада на восток, а Сатурн — попятным. Марс находится гораздо ближе к нам и, естественно, перемещается намного быстрее. В ту же сторону, что и Марс, движется Венера. С земли нам кажется, что она догоняет Солнце и стремится зайти «за него», на самом же деле Венера удаляется от нас: в начале ноября расстояние от Земли составит 1,2 а.е., а к концу года оно увеличится до 1,53 а.е. В результате ситуация с планетами для наземного наблюдателя в течение полутора месяцев останется практически неизменной.

17—18 декабря появится пятая видимая невооруженным глазом планета — Меркурий. Он стремительно вынырнет из лучей зари и, имея блеск около 1m, будет неплохо виден на высоте 5—6о незадолго до восхода Солнца. Меркурий сейчас быстро удаляется от Солнца. 20 декабря он достигнет блеска 0,4m, сменит попятное движение на прямое и вновь двинется к Солнцу. В этот день фаза планеты составит 0,3, а видимый диаметр — 8”. Так что маленький серпик планеты можно будет без труда различить даже в небольшой телескоп. Он останется на утреннем небе довольно продолжительное время, поднимется на 10—15о. Через пять дней блеск Меркурия достигнет 0,2m, а фаза — 0,5. С этого времени его диаметр начнет быстро уменьшаться. В последние дни года Меркурий окажется на небе рядом с Венерой (на расстоянии чуть больше 1о), и затем в течение почти двух недель они, все теснее сближаясь, вместе направятся к Солнцу. Для наблюдателей, вооруженных телескопом, вид этих двух планет в одном поле зрения, надо думать, будет весьма впечатляющим.

Любителям астрономии, даже только-только начинающим и вооруженным лишь биноклем или подзорной трубой, будет интересно проследить за движением Луны. В первых числах ноября, убывающая, она будет видна последовательно в созвездиях Тельца, Близнецов, Рака, где 5 ноября наступит фаза ее последней четверти. 9, 10 и 11 ноября произойдет интересное событие. Луна закроет от земного наблюдателя одну за другой три планеты: Юпитер, Венеру и Марс. К сожалению, первое покрытие (Юпитера) произойдет при свете дня, и в восточном полушарии Земли наблюдать его смогут только астрономы с телескопами, снабженными специальными приспособлениями, помогающими поиску Луны и планет днем. Но зато два следующих покрытия (Венеры и Марса) будут происходить в темное время суток, наблюдать их можно с биноклем и даже просто невооруженным глазом. Во время покрытия Венеры больше повезет тем, кто живет в восточной части России: они смогут увидеть все явление целиком. Жителям западных областей придется наблюдать покрытие на уже светлеющем небе. Чтобы было легче отыскать и Луну и планеты, советуем последить за движением Луны хотя бы несколько дней до предстоящих событий. Дополнительную прелесть предстоящим явлениям на звездном небе придаст то, что Луна будет видна в очень небольших фазах (при покрытии Венеры — 0,08, а Марса — 0,03), то есть ее серп предстанет перед наблюдателями как тонкая ниточка, в то время как неосвещенная Солнцем часть Луны будет залита «пепельным светом». В такие моменты астрофотографам иногда удается сделать уникальные по красоте снимки.

12 ноября наступит новолуние, а 14-го — очередное покрытие, на этот раз Меркурия. К сожалению, оно будет видно только в южном полушарии Земли.

В описываемый период Луна впервые покажется на вечернем небе 15 ноября, но видна будет очень низко. 19 ноября она окажется в созвездии Водолея, там наступит ее первая четверть, и Луна поднимется на высоту около 20о. Далее она проследует по созвездиям Рыб (21, 22 и 23 ноября), Овна (24 и 25 ноября), 26 ноября окажется в Тельце, недалеко от Плеяд, где и наступит полнолуние. 1 декабря Луна пройдет в 5о к северу от Сатурна (в эту ночь она окажется между ним и главными звездами Близнецов — Кастором и Поллуксом). Следующую ночь встретит в Раке.

7 декабря повторится покрытие Луной Юпитера, но, к сожалению, оно опять произойдет при свете Солнца (в 10 ч 40 мин). Однако те из вас, кто начнет еще затемно следить за сближением Луны и Юпитера, без труда смогут отыскать их на светлом небе и увидеть с помощью бинокля или телескопа это редкое явление. Фаза Луны во время покрытия составит 0,29. 10 декабря Луна пройдет в 2о севернее Марса и в 3,5о севернее Венеры, и они образуют красивую группу на рассветном небе. Фаза Луны в это утро будет всего лишь 0,05. Новолуние произойдет 12 декабря, затем события пойдут так же, как и в предыдущем месяце. Первая четверть наступит 18 декабря (в созвездии Рыб), а полнолуние — 26 декабря (в Близнецах).

Новый год мы встретим при свете убывающей Луны, которая, находясь в созвездии Льва, взойдет вскоре после 21 часа и будет светить всю праздничную ночь.