УЧИМ ПАЛЬЧИКИ СМОТРЕТЬ
В начале 1990-х годов у преподавателя кафедры психологии МГУ Ю. В. Микадзе возникла смелая, если не сказать парадоксальная, идея создать для слепых детей иллюстрированные книжки. Сложность заключалась в том, что контуры рисунков нужно было сделать выпуклыми, а сами рисунки максимально простыми. Первые опыты работы с образцами, выполненными практически "на коленке", дали великолепные результаты. Дети с огромным удовольствием подолгу занимались с книжками, изучали рисунки, снова и снова просили воспитателей и педагогов почитать и с нетерпением ждали следующих занятий. За первыми образцами появились новые, более совершенные.
Довольно скоро к разработчикам стали обращаться за помощью и педагоги, и родители слепых детей. К сожалению, круг нуждающихся в такой литературе весьма широк. По статистике Министерства здравоохранения, в России более 22 тысяч детей с патологией зрения, из них 11 тысяч с тяжелыми нарушениями, а 3 тысячи детей - тотально слепые, и год от года их число возрастает. Для того чтобы снабдить нуждающихся книжками, в марте 1994 года был создан фонд "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей". В ноябре поступили первые пожертвования, а уже в 1995 году 3 тысячи малышей с нарушениями зрения получили по восемь тактильных книжек с рельефными цветными иллюстрациями.
Ежегодно фонд выпускает 5-6 новых книг, которые благодаря помощи меценатов дети получают бесплатно. Доставляет их компания TNT. Для сравнения: в Испании, во Франции, в Англии в год выходит не более четырех книг для слепых детей, и каждая стоит 100-150 евро (не считая пересылки). На сегодня тираж тактильных книг в России достигает 6 тысяч экземпляров.
Важные особенности иллюстраций в книгах для слепых - реалистичность изображения, изолированное расположение объектов, четкий рельефный контур, а лучше барельеф. Выполнить все эти требования не просто, нужны специальные технологии и сложное оборудование. И здесь не обходится без помощи меценатов. Так, в минувшем году Канадское Агентство международного развития (CIDA) выделило фонду грант на приобретение гравировально-фрезерного станка. Теперь матрицы для изготовления рельефного изображения вытачиваются автоматически по компьютерной программе.
По мнению тифлопедагогов (специалистов по обучению слепых), прекрасные результаты дает использование в книжках аппликаций из материалов с характерной фактурой. Например, на картинку с изображением лисы можно наклеить кусочек меха, а на изображение избушки - листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.
В каждой книге встречается от 3 до 10 материалов с разным характером поверхности. Поскольку дети с нарушениями зрения не обладают врожденной способностью использовать пальчики как замещающий зрение анализатор, книги последних серий снабжены специальными интерактивными приложениями для развития мелкой моторики рук, тактильного восприятия, пространственного ориентирования. Сделать такие картинки чрезвычайно трудно, но в фонде работают замечательные мастера иллюстрации: народный художник России Е. Монин, С. Алимов, М. Покровская, Е. Мочалова и другие, которые превосходно адаптируют рисунки для тактильного восприятия.
Концепция издания цветных иллюстрированных рельефных книг для детей с нарушениями зрения включена в Регулярную программу ЮНЕСКО и рекомендована к применению в других странах. Высокую оценку проекта дали и специалисты Министерства образования РФ: "Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни".
В нынешнем году фонд "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" объявил конкурс на лучшую аппликативную книжку. Победивший образец будет издан. С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте www.fond.org.ru.
Читайте в любое время